Все новости
Экономика
23 Сентября , 15:42

Синхронное движение

На международном конгрессе «Транспорт и строительство» в Уфе предложены новые решения для развития логистики и инфраструктуры.

Синхронное движение
Синхронное движение

Навстречу вызовам

В Уфе завершился Первый Международный конгресс «Транспорт и строительство». Мероприятие объединило сразу несколько международных событий самых разных форматов: сессии, выставки, конкурсы, саммиты и т.д. Не просто итоговым, но синергетическим событием стала пленарная сессия — «Стратегия-2030 – транспорт и строительство – новые вызовы». Ведущие эксперты и представители органов власти России, Беларуси, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана, Китая, Турции и Ирана обсудили актуальные решения и практики для отраслей в ответ на глобальные вызовы. 

За два дня Конгресс привлек к участию в 24-х сессиях и иных мероприятиях деловой программы более 2700 политиков, представителей бизнеса и экспертов из России, стран СНГ, Азии и Европы. Мероприятия форума посетили свыше 5000 человек.

В работе Конгресса участвовали официальная делегация Республики Беларусь во главе с премьер-министром Романом Головченко, делегации из Узбекистана, Казахстана, Турции, Ирана и Китая, представители экспертного сообщества из Германии и иных стран Европы.

Высокая вовлеченность сторон в программу форума во многом была обусловлена большим количеством острых вопросов новой экономической реальности. Одновременно с этим экспозиционные площадки блестяще продемонстрировали участникам форума многочисленные достижения современных предприятий, показали совершенство технологической мысли.

 

Техника настоящего

Программа Конгресса открылась 18 сентября Всероссийским конкурсом профессионального мастерства «Лучший водитель грузовика». В течение трех дней более 50 участников из 30 городов и муниципальных образований России удивляли возможностями техники нового поколения и своим мастерством. Призовой фонд за звание «Лучшего водителя грузовика России» составил 1 000 000 рублей.  Победителями в категории до 10 тонн стали мастера вождения из Липецка, Череповца и Нижнего Новгорода, в категории свыше 10 тонн – из Екатеринбурга, Сургута и Новосибирска

Посетители смогли познакомиться с лучшими образцами спецтехники российских и белорусских производителей, в том числе квадроциклами, квадрокоптерами и вертолетами в рамках масштабной выставки "Движение вперед". На площади 17 500 кв. м свои экспозиции представили ведущие компании строительной и дорожной отраслей. Здесь же выставлены более 70 единиц спецтехники от 21 ведущей компании России.

- Автомобильная техника КАМАЗ без малого 50 лет является основой транспортной безопасности России. Наша продукция представлена во всех сегментах: от магистрального семейства и самосвальной техники до низкоуглеродного и автономного транспорта, – отметил Сергей Когогин, генеральный директор ПАО "Камаз".

На выставке ретроавтомобилей посетители форума совершить «путешествие» в историю лучших образцов развития автопрома. На выставке было представлено 80 экспонатов автомототехники разных годов и стран выпуска.

 

Двойной эффект

Официальным партнером форума стала Республика Беларусь.

В рамках мероприятий партнеров Конгресса на территории индустриального парка «Уфимский» состоялась церемония закладки капсулы строительства завода по производству машин и оборудования для послеуборочной обработки зерна белорусской компании «Амкодор» в рамках масштабного совместного проекта Республики Башкортостан и Беларуси на общую стоимость более 2 млрд рублей с созданием 250 рабочих мест

21 сентября прошло торжественное открытие нового дилерского центра Минского автомобильного завода (МАЗ) в Уфимском районе с участием главы Башкортостана Радия Хабирова и премьер-министра Беларуси Романа Головченко. Представленные в центре автомобили - совместная продукция белорусских и российских машиностроителей с замещением импортных запчастей и материалов.

В программе обмена опытом Роман Головченко посетил Центр управления республикой (ЦУР), ознакомился, как новая структура помогает населению Башкортостана в решении вопросов любого уровня, и выразил интерес к запуску аналогичного Центра в Беларуси.

В рамках международного конгресса «Транспорт и строительство» прошел саммит ведущих застройщиков России и съезд Ассоциаций застройщиков субъектов России и ближнего зарубежья, а также выставка ключевых застройщиков Республики Башкортостан.

В числе поднятых вопросов оказались международное сотрудничество в противостоянии внешнему санкционному давлению, цифровизация, импортозамещение, антикризисные меры и реализация программ поддержки транспортной и строительной сферы на уровне государств и отдельных регионов.

Участников форума радушно приветствовал Радий Хабиров. Он поблагодарил делегацию Беларуси за партнерскую поддержку первого уникального профильного международного конгресса. «Беларусь для нас – стратегический партнер, надежный и ответственный, Надеюсь, наш форум будет традиционным, и мы получим возможность обмениваться лучшими достижениями в сфере строительства и транспорта», - отметил руководитель Башкортостана. А Роман Головченко рассказал об эффективных практиках, применяемых белорусскими специалистами, которые можно использовать в других странах СНГ:

- Первый международный конгресс «Транспорт и строительство» - эффективная платформа для открытого диалога между специалистами отраслей, властью, и экспертами. Бизнес-форумы с такой предметной развернутой повесткой чрезвычайно важны в условиях турбулентности мировой экономики, прерывания логистических цепочек и санкционного давления на наши государства. Вызовы, с которыми мы столкнулись, требуют выработки новых нестандартных решений и объединения усилий. Сейчас момент вызова для транспортников и логистов, организация поставок экспортно-импортных грузов претерпевает трансформацию. Нужно совместно искать транспортно-логистические цепочки.

Для Республики Беларусь стало большим вызовом прекращение поставок наших грузов через морские порты прибалтийских государств. Мы совместно с коллегами из Минтранса России, РЖД, российскими портовыми операторами провели напряженную и результативную работу, чтобы выстроить новую инфраструктуру поставок своих грузов через порты РФ (порты Северо-Западного региона, порты Черного и Азовского морей, порты Каспийского моря, по сухопутному коридору в направлении Китая (ускоренные контейнерные поезда), по маршрутам международного транспортного коридора «Север-Юг» в направлении Ирана, Индии.

Именно сейчас мы создаем ту карту, по которой в ближайшее время будут идти все транспортные коридоры. Республика Беларусь и Российская Федерация очень скоординировано противостоят внешнему давлению. Мы идем по этому непростому пути «рука об руку. Впереди большой и сложный путь, но при таком конструктивном и органичном взаимодействии нам все вызовы и невзгоды по плечу.

 

Мосты перспектив

Примечательно, что Конгресс стал не просто эффективной дискуссионной и демонстрационной площадкой и буквально «перекинул» мост к реализации заявленных ранее инфраструктурных и логистических инициатив. Так, в рамках форума был открыт новый пешеходный мост на железнодорожной станции Янаул. Станция – северные ворота Башкортостана, она расположена в центре города и характеризуется самым напряженным пешеходным трафиком. Надземным переходом ежедневно пользуются около 5 тысяч человек. Мост стал примером курса на инновации – он спроектирован с учетом самых современных решений. Приняты во внимание потребности маломобильного населения. В проект вложено более 150 млн. рублей. На открытии моста премьер-министр Башкирии Андрей Назаров отметил: «Это пока единственный за последнее десятилетие подобный проект Горьковской железной дороги, реализованный для создания комфортной среды в малом городе. Сегодняшнее событие – это, без преувеличения, подарок горожанам, это единственная безопасная связь двух частей города, разделенных железной дорогой. Мост пересекает ни много ни мало 11 рабочих железнодорожных путей».

О текущем положении в отрасли, мерах поддержки, федеральных программах рассказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирек Файзуллин:

- Много раз бывал в регионе, знаю, сейчас там отрабатывается вопросы строительства коридора «Европа-Западный Китай». Действительно, санкционные действия в какой-то части корректируют все наши программы, в большей степени это связано с необходимым импортозамещением. Реализация наших проектов так или иначе была связана с импортным оборудованием, его обслуживанием, деталями. И мы научились решать эти вопросы, даже чуть заранее, были подготовлены пандемией. И в целом можно отметить, что реализация программ идет в установленные сроки.

- Государственная компания «Автодор» уже 14-й год развивает сеть федеральных скоростных дорог, связывающих регионы нашей страны. В текущих геополитических условиях строительство современных скоростных автотрасс имеет стратегическое значение для всей нашей страны, — отметил Вячеслав Петушенко, председатель правления Госкомпании "Автодор".

- У нас есть российская опорная сеть дорог, которая в Татарстане составляет около 15 процентов от общей протяженности. И мы намерены развивать свою региональную сеть, которая должна соединить все райцентры республики. Такие дороги должны выдерживать нагрузки до 11,5 тонн на ось, чтобы никакая весенняя распутица не становилась преградой для перевозок. Тогда мы сможем реализовать проект так называемой бесшовной логистики, – сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Татарстан Фарит Ханифов.

 

Об особой роли строительной и транспортной отраслей в Башкортостане и международной транспортной роли региона рассказал премьер-министр Республики Башкортостан Андрей Назаров:

- Для нашей республики, которая является одним из самых крупных по площади регионов европейской части России, решение вопросов развития строительства и транспорта критически важно. Центром транспортной сети республики является Уфимский транспортный узел, к которому подходят пять радиальных железнодорожных направлений, а также автомобильные дороги федерального значения: М-5 «Урал», М-7 «Волга» и Р-240 «Уфа–Оренбург». Всего автомобильных дорог в Башкортостане почти 50 тыс. км. Это второе место в России после Алтайского края. Дорожная сеть продолжает расти и развиваться. В том числе за счет федеральных объектов, например, трассы М-12, которая объединит экономические центры России с Китаем и Средней Азией; и за счет наших собственных крупных инфраструктурных проектов, например, объекте «Восточный выезд из Уфы на федеральную автодорогу М-5 «Урал».

В обсуждении современных решений для развития транспорта и строительства в России и дружественных странах участвовали председатель правления госкомпании «Российские автомобильные дороги» Вячеслав Петушенко, президент ассоциации «Национальное объединение строителей» (НОСТРОЙ) Антон Глушков, президент ПАО «Ростелеком» Михаил Осеевский, генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги» Олег Белозеров, генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин, председатель совета директоров ОАО «Амкодор»-Управляющая компания холдинга Александр Шакутин и другие специалисты.

Пленарному заседанию предшествовали два дня деловой программы конгресса, работу которого открыл первый заместитель премьер-министра Башкортостана Рустам Муратов:

- Сегодня Уфа открывает двери нашим гостям, экспертам в области транспорта и строительства. В первый день участниками деловой программы стали порядка 1500 человек. Мероприятие обещает быть важным, насыщенным и, конечно же, закрепит те результаты, которые сегодня есть в стране и поставит стратегические задачи, которых мы будем придерживаться. В программе Конгресса участвуют не только признанные эксперты, руководители ведомств регионов России, международные гости, но и большой молодежный блок. Это и компетенции, и соревнования, фестивальная и гастрономическая части. Это праздник профессионализма, где мы можем поблагодарить тех, кто находится на передовой этих профессий, кто тянет республику, регионы и Россию вперед, становится локомотивом развития всей нашей экономики.

 

ESG: актуально и привлекательно

ESG остается важным инструментом для привлечения инвестиций, заявил на конгрессе директор Ассоциации кластеров, технопарков и ОЭЗ России Андрей Шпиленко:

- Сегодня большое количество стран ведут работу по достижению целей устойчивого развития. Поэтому в корне неправильное мнение, что для нас Европа выступала неким локомотивом в этой сфере. Совсем нет. ESG-тематика активно внедряется в нашей стране, Китае, Турции и т.д. И если мы сейчас упустим момент и не будем с ними взаимодействовать, вырабатывать единые требования и подходы в этой сфере, то через какое-то время окажется, что у нас разные показатели и оценки критериев. А это уже негативно повлияет на привлечение инвестиций и движение товаров.

 

Первые итоги

Министр внешнеэкономических связей и конгрессной деятельности Республики Башкортостан Маргарита Болычева подвела первые итоги форума:

- В новой экономической ситуации регионы должны брать на себя инициативу, создавать крупные международные площадки, где встречаются, общаются и договариваются бизнес-структуры и административный ресурс разных государств. Международный конгресс «Транспорт и строительство» в Уфе уже стал местом заключения крупных договоров, что подтверждает всестороннюю заинтересованность в нашей инициативе. В рамках форума было заключено 11 соглашений в сферах развития беспилотной авиации, поставки техники белорусского производства, взаимодействия в научной сфере и информационного взаимодействия. Поэтому мы благодарны коллегам из «Корпорации развития Республики Башкортостан» (управляющая компания индустриального парка «Уфимский» и ОЭЗ «Алга»), которые первыми адаптировали глобальные и российские ESG-показатели под деятельность инфраструктурных площадок. И этот пилотный опыт на конгрессе «Транспорт и строительство» продемонстрировали представителям из других регионов России, а также коллегам из Армении, Узбекистана, Таджикистана, Беларуси. Потому что сейчас такие инфраструктурные площадки, как ОЭЗ и индустриальные парки, являются наиболее эффективным инструментом привлечения прямых инвестиций. А это значит, что все подобные площадки будут стремиться повысить свою конкурентоспособность за счет внедрения моделей, направленных на достижение целей устойчивого развития. Подчеркну, что Башкортостан сегодня наглядно презентовал такую модель уже на практике. Причем не декларативно, а представил методологию, рассчитал показатели и продемонстрировал, как разрабатывать стратегию.

Первый международный конгресс «Транспорт и Строительство» стал уникальным деловым событием международного уровня. Гости и участники форума высоко оценили деловой потенциал площадки. Столь высокий результат дал основания к продолжению деятельности, Международный конгресс «Транспорт и Строительство» станет ежегодным событием и войдет в календарь международных деловых событий на высшем уровне.

Завершилась программа форума праздничными мероприятия по случаю 45-летнего юбилея автозавода НЕФАЗ в Нефтекамске.

Автор:Владимир ЛЕОНТЬЕВ
Читайте нас в