«Признайтесь, заявленные 6 — 10 процентов рентабельности — это цифры для официальной отчетности. На самом-то деле выходит побольше?» — допытывались чиновники у тепличников, которые собрались в Туймазинском районе. Те были непреклонны: «Некоторым из нас даже об этих цифрах приходится только мечтать».
В прошлом году в республике собрали 360 тысячи тонн овощей. И это на два процента меньше, чем годом ранее. Незначительное на первый взгляд падение производства имеет серьезную подоплеку: в последнее время Башкортостан не способен удовлетворить даже внутренний спрос на овощи, обеспечивая себя ими лишь на 71 процент. И если осенью ситуацию удается нормализовать за счет картошки, моркови, свеклы с личных подворий, то в остальное время года дефицит восполняется поставками из Турции, Китая, Испании, Узбекистана…
Как избежать зависимости от зарубежных производителей? В рамках аграрной стратегии до 2020 года планируется развивать производство овощей закрытого грунта. И здесь минсельхоз собирается сделать ставку на крупные агрофирмы и объединения вроде совхоза «Алексеевский» и ассоциации «Туймазинец».
— На базе «Алексеевского» планируется создать Центр компетенций по развитию овощеводства. Там будут собраны интенсивные технологии производства, в том числе по переработке и хранению выращенной продукции, — отметил министр сельского хозяйства республики Ильшат Фазрахманов. — Будем решать вопросы логистики и сбыта продукции. В ближайшее время планируем реализовать 11 инвестпроектов по возведению тепличных комплексов общей площадью 70 гектаров.
Министр посоветовал аграриям активнее пользоваться господдержкой, предусматривающей выделение солидных финансовых траншей. К примеру, при строительстве и реконструкции тепличных комплексов подавать заявки на возмещение затрат. В этом случае субсидии могут достигать четверти их сметной стоимости.
Однако, по мнению ряда участников встречи, у этого начинания есть одно но: федеральные программы заточены на строительство современных тепличных комплексов стоимостью около 200 млн рублей за гектар. Далеко не каждый тепличник сможет найти несколько сот миллионов рублей.
— Строительство новых тепличных комплексов — дело нужное, — считает глава администрации Туймазинского района Айдар Суфиянов. — Но модернизация уже имеющихся теплиц обходится нашим фермерам на порядок дешевле — до 35 миллионов рублей за один гектар. При этом речь идет об использовании действующих площадок со всеми коммуникациями, владельцы которых имеют солидный опыт и отлаженные рынки сбыта.
Марат ГАЛИМОВ,
председатель правления сельскохозяйственного сбытового потребкооператива «Туймазинский овощевод»:
— У нас есть опыт создания кооператива, который может быть полезен. Три года назад несколько крупных фермерских хозяйств района решили объединиться. Результаты не заставили себя ждать: в первый год мы сумели наладить сотрудничество с сетевыми магазинами, а сегодня поставляем свою продукцию на оптовые базы Москвы, успешно работаем с сетевиками Татарстана, Челябинской области, Сибири…
Однако для создания кооператива в масштабах республики нужно соблюсти два условия. Во-первых, минсельхоз должен взять на себя функции консолидирующего органа. Во-вторых, нужно строить как можно больше современных овощехранилищ, которые будут выступать и как логистические центры. А еще на их базе можно развивать и глубокую переработку овощей.
«Длинный» кредит — быстрая выгода
Многие туймазинцы — владельцы тепличных хозяйств — просили помочь им не субсидиями, а долгосрочными кредитами по разумной ставке.
— Большинство из нас никогда не найдет сотни миллионов рублей для возведения высокотехнологичной теплицы, — говорят они. — Но мы и сами научились конструировать тепличные комплексы, которые по своим характеристикам ничем не отличаются от промышленных. У нас установлены системы управления микроклиматом, используется капельный полив каждого растения, на очереди — строительство теплиц с высокой освещенностью, это позволит собирать урожай не в середине марта, как обычно, а уже в декабре. И если государство поддержит нас «длинными» кредитами под минимальный процент, очень скоро мы поднимем на ноги все сельское хозяйство.
Помимо дешевых займов, овощеводы рассчитывают и на другие преференции.
— Конкуренция наших овощеводов с зарубежными очень высока, — говорит гендиректор совхоза «Алексеевский» Рамзил Низаметдинов. — При этом пошлина на импортные овощи составляет всего 10 — 12 процентов. Представляете, каково нам конкурировать с Турцией, Пакистаном, Египтом, Ираном, Израилем, Марокко, где овощи-фрукты можно выращивать в естественных условиях чуть ли не круглый год?
Строительство одного гектара теплицы в той же Турции обходится в 10 раз дешевле нашего. При этом они поставляют хоть и дешевый товар, но не всегда качественный. Тем не менее он прямиком попадает в больницы, школы, детсады, так как основным критерием при госзакупках является цена.
Что предлагает директор «Алексеевского»? Несколько лет назад Россия ввела заградительные пошлины на свинину и мясо птицы, которые выше нынешних «овощных» в три-четыре раза. Благодаря этому страна практически полностью обеспечивает себя свининой и мясом птицы. «Почему бы не ввести аналогичные пошлины на овощи, которые мы можем выращивать самостоятельно?» — вопрошает Рамзил Низаметдинов.
Другой вариант — выделять овощеводам дотацию, аналогичную той, что получают производители молока. Чтобы выплачивать им, к примеру, три рубля за килограмм выращенных огурцов и помидоров, потребуется ежегодно выделять из бюджета республики 240 миллионов рублей. Да, немало. Но это позволит сократить сроки окупаемости новых теплиц с десяти до шести-семи лет. Делать это необходимо, считают тепличники. Ведь при нынешней рентабельности выращивания овощей в закрытом грунте, которая не превышает 10 процентов, можно вести речь только о воспроизводстве, но никак не о развитии и экономическом росте.
Выращивать умеем. А продавать?
— По большому счету, сегодня аграрии выращивают то, что могут, а не то, что нужно рынку, — заметил руководитель торгового дома «Продукт Башкортостана» Виталий Черевков. — В результате торговля вынуждена покупать необходимое за пределами региона. Далеко за примерами ходить не нужно — в середине марта я не могу найти так называемый борщевой набор от местного производителя: картофель, капусту, лук, морковь, свеклу.
Впрочем, и в разгар сезона большинство торговых сетей наотрез отказываются работать с нашими овощеводами. Их можно понять: зачем возиться с грязной, некалиброванной продукцией, которую к тому же доставляют в мешках, когда можно приобрести овощи, уложенные в поддоны. При этом разгрузка двадцатитонной фуры электрокарами занимает 20 минут, а на мешки потребуется пять часов, да еще потратиться на грузчиков. Мало того, в холодное время года десятая часть овощей, упакованных в мешки, при перевозке замерзает, не добравшись до потребителя.
— Уже много лет мы пытаемся объяснить сельхозпроизводителям, что соблюдение трех требований «калибровка — переработка — упаковка» выгодно обеим сторонам, — говорит Виталий Черевков. — Однако нас не слышат. Хотя цифры говорят сами за себя: некалиброванная грязная картошка стоит 12 рублей за кило, калиброванная — 16,5 рубля, мытая и упакованная в пакеты — 28 рублей. Аналогичная ситуация с морковью, луком, свеклой…
Большинство фермеров высказывается за объединение в крупный кооператив, который «и республику накормит, и конкурентов задавит». Это решение нашло понимание и в минсельхозе.
— В ближайшее время в министерстве появится отдел, который будет заниматься вопросами кооперации, — заявил Ильшат Фазрахманов. — Возможно, в первую очередь различные бонусы и преференции будут предоставляться членам кооператива. Но главный критерий в работе с сельхозпроизводителями, невзирая на форму собственности, будет только один — эффективность их работы.