Едва ли не единственное исключение тогда составляла Россия, вслед за слабеющим рублем, который стимулировал бегство капитала и недоверие инвестиционного сообщества.
Отрадно видеть, как май 2014-го становится зеркальным отражением прошлогодней картинки: российские индексы растут или, что вернее по смыслу, отказываются падать, невзирая на внешнюю ситуацию.
Не основное, но важное для этого обстоятельство в изменении дивидендной политики. В отличие от прошлых лет, когда так называемые отсечки, то есть урочный день и час определения круга лиц, владеющих на тот момент акциями компании, с последующими выплатами им дивидендов, приходились на первую половину мая, в этом году процесс растянется до конца июня.
Ранее, не видя смысла в удержании бумаг, непременно дешевеющих после отсечек, инвесторы распродавали свои портфели и отправлялись на летний отдых, чтобы осенью вновь приступить к их наполнению.
Ныне и дивиденды определятся значительно позже, и акции, чего скрывать, пока еще стоят много ниже своей справедливой цены.
Опубликованная Росстатом предварительная оценка ВВП России за первый квартал, к счастью, так и не показала вхождения страны в рецессию (+0,9%), правда, была дополнена оговоркой, с которой сложно не согласиться.
Увидим мы отрицательный рост экономики уже во втором квартале или он навсегда останется лишь в мечтах Запада, напрямую зависит от тяжести экономических санкций и стабилизации внешнеполитической напряженности.
С последним есть сложности.
Гражданская война на Украине по-прежнему связывается с тайными действиями российского руководства. И ни расстрелы национальной гвардией своих же украинских военнослужащих, отказывающихся воевать с народом, ни призывы главы «Правого сектора» начать партизанскую войну в де-факто признанном российском Крыму не убеждают в обратном.
Мне все больше кажется, что нагнетание напряженности — отныне главный продукт, производимый современной Украиной. И главное, за него хорошо платят — 17 миллиардов долларов от Международного валютного фонда, один миллиард от американского правительства и сотни миллионов евро от Евросоюза, отменившего для Украины таможенные пошлины.
Кто в здравом уме станет заниматься менее прибыльным восстановлением производства или налаживанием сельского хозяйства?
Их правительство сразу делает деньги!
А все шишки достаются нам. В виде санкций, следствие которых — потеря доверия со стороны крупных иностранных инвесторов. В перспективе нескольких лет это куда сильнее ударит по России, чем сами яркие, вызывающие, но вполне безобидные для большинства граждан запреты и ограничения.
Ну, а значит, именно сейчас тот самый исторический момент, когда, встав с колен на международной арене, жизненно необходимо попытаться прыгнуть выше головы и внутри страны, для начала замещая импорт отечественными аналогами.
Неспроста греческое слово «кризис» переводится как «поворотная точка». Пора.