Все новости
Экономика
8 Июня 2013, 15:04

Винтокрылое время

История Кумертау неразрывно связана с уникальным предприятием машиностроительного комплекса республики

Династия Аслямовых.
Династия Аслямовых.
Речь идет о Кумертауском авиационном производственном предприятии. Завод, живущий в основном за счет оборонных заказов, в 90-е годы переживал нелегкие времена. Но выжил и даже остался градообразующим предприятием, сохранил свои трудовые династии, которых насчитывается более шестидесяти.
С основателем одной из них нам удалось поговорить.

— В моем детстве космонавтов еще не было, поэтому хотел стать летчиком. Но жизненные обстоятельства не позволили воплотить мечту, — рассказывает Александр Аслямов. — Умер отец, финансовое положение стало незавидным. Я окончил семь классов, поступил в техникум на вечернее отделение, днем работал. В 1967-м пришел работать инженером в лабораторию самолетного оборудования (будущий испытательный цех) авиационного предприятия, только что организованного на базе механического завода. Через некоторое время стал начальником лаборатории, потом начальником цеха, заместителем главного инженера. Сейчас я заместитель технического директора по испытанию электро-, радио- и спецоборудования. Конечно, бывали на заводе и трудные времена, но я иногда говорю людям, что за хорошую работу надо платить и самому. Меня пытались переманивать, предлагали гораздо более высокую зарплату, на что я отвечал: «Нет, ребята, работа должна доставлять удовольствие, как здесь». Моя жена работала на заводе до выхода на пенсию, старший сын Андрей окончил МАТИ и вернулся из Москвы сюда. Сейчас он — главный конструктор. Дочь Татьяна пришла на завод после института. Тут же работают сноха и зять. Только младший сын выпал, и то по семейным обстоятельствам. Окончил УГАТУ, женился на уфимке, но работает начальником конструкторского бюро. Так получилось, что он теперь вроде нашего агента в Уфе.

Разговоры о предприятии в городе ходят всякие. Чтобы выяснить, чем на самом деле живет завод, мы встретились с техническим директором Вячеславом Кравченко.

— Сейчас перед предприятием стоит несколько задач, — поделился планами тот. — В первую очередь, мы должны в течение этого года перейти с выпуска вертолета Ка-226 стандартной модификации на выпуск модифицированного изделия Ка-226Т. Внешне они почти одинаковые, но имеют новые двигатели, увеличенную грузоподъемность, лучшие эксплуатационные характеристики.

Второе. Наше авиационное предприятие определено как производитель трансмиссий несущего винта для Ка-62. На это брошены все силы, первые образцы мы должны сделать в этом году, в следующем — выйти на серийное производство.

Третье. Для Ка-52 должны освоить производство колонки несущего винта. Эти вертолеты будут базироваться на военных кораблях, и их колонка будет отличаться от сухопутных вариантов. У нас есть крупный инвестиционный проект, для реализации которого закупаем новое оборудование. Вот только недавно пришел станок, сейчас ждем еще один.

Еще одна важная задача — расширение выпуска лопастей. В России 90% композитных лопастей выпускается в Кумертау. По этому направлению также согласован инвестиционный проект по реконструкции подразделения предприятия, в частности — участка высокоточной обработки. Будет расширен лопастной цех, создан современный испытательный цех.

Наши основные заказчики — министерство внутренних дел и министерство обороны. Есть заказчики в Южной Корее. В этом году мы должны поставить три вертолета в Китай для полиции и пожарных, один уже отправили. Вот и получается, что наши машины летают во многих странах мира. И в планах завода — расширять эту географию.
Из истории

В 1953 году — в год преобразования горняцкого поселка Кумер-Тау в город — был построен ремонтно-механический завод. В 1962 году на его базе было основано авиационное предприятие. В 1966 году Министерство авиационной промышленности СССР одобрило решение об организации здесь серийного производства вертолета Ка-26. Двадцать лет спустя на предприятии началось серийное производство морских и многоцелевых вертолетов семейства Ка-27, Ка-32 и Ка-226. За прошедшие годы в Кумертау были освоены тяжелые корабельные вертолеты Ка-27, Ка-27ПС, Ка-29, Ка-27Е, Ка-28, Ка-31, многоцелевые вертолеты гражданского назначения Ка-32Т, Ка-32С, Ка-32А, Ка-32А11ВС, легкий многоцелевой вертолет Ка-226. Сейчас ОАО «КумАПП» занимается серийным выпуском гражданских и военных корабельных вертолетов с соосной схемой несущих винтов конструкторского бюро имени Камова, капитальным ремонтом, гарантийным и сервисным обслуживанием выпущенной предприятием техники, проводит обучение наземного и летного состава эксплуатирующих организаций.
Читайте нас: