Все новости
Экономика
12 Января 2013, 16:37

Медленно и дорого

Железная дорога теряет репутацию дешёвого транспорта

Поезд, увы, перестает быть дешевой альтернативой авиаперевозкам. Как объявила еще в конце прошлого года компания «Российские железные дороги», проезд в плацкартных и общих вагонах в 2013 году подорожает на 20 процентов.

Это не означает, что стоимость билетов в поезда автоматически увеличится на строго определенную сумму. По заверениям компании, она намерена продолжать «практику применения дифференцированных по календарным периодам года индексов изменения тарифов». Проще говоря, стоимость билета будет зависеть от сезона, дня недели и направления. Последний фактор учитывает количество конкурентов на маршруте и спрос. Так, по мере заполнения вагона в случае высокого спроса тариф будет возрастать. В случае низкого спроса и более низких тарифов у конкурентов билеты не будут дорожать до самого отправления поезда.

Предполагается, что тарифы будут ниже или в пределах среднегодового уровня 193 дня в году. Напротив, повышающие коэффициенты будут действовать 172 дня. К примеру, летом лучше в поезде не ездить, ибо билеты дорожают по сравнению с базовой ценой до 20 процентов. А вот в «мертвые» сезоны типа весны или осени они, наоборот, обойдутся значительно дешевле.

Гибким будет и соотношение между ценой билета в купе и плацкарт. К примеру, если покупать билет за 45 суток, верхняя полка купе обойдется всего на 15 — 20 процентов дороже, чем плацкарт. Цены на билеты в СВ и «люкс» тоже будут меняться в зависимости от спроса и загрузки поезда. При этом минимальная стоимость проезда в СВ приблизится к цене купейного билета.

Система так называемого «динамического ценообразования» заработает уже с 1 марта и на первом этапе будет внедрена на поездах четырех направлений — из Москвы в Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Воронеж и Смоленск и обратно. Летом количество таких поездов будет увеличено, поясняют в компании. К уже упомянутым городам добавятся Самара, Екатеринбург, Казань и некоторые другие.

Добавим, что повышение тарифов 2013 годом не ограничится. В последующие два года они также будут возрастать на 20 процентов в год. При этом субсидирование льгот на проезд для школьников и студентов в федеральном бюджете не предусмотрено, поддержать их предлагается самим регионам. Некоторые уже отказались это делать, однако 16 субъектов все-таки решили компенсировать перевозчикам потери от перевозки льготников хотя бы в электричках. Что радует, в их числе и Башкортостан.
Между тем

Говоря об убыточности железнодорожных пассажирских перевозок, президент «РЖД» Владимир Якунин выразил мнение, что они все-таки могут быть прибыльными. В пример он привел скоростные поезда «Сапсан», курсирующие между Москвой и Санкт-Петербургом, а также железнодорожные линии за рубежом. Пока же, по его словам, рентабельны только вагоны высокого уровня, а уже купейные дают нулевой доход. Что касается плацкартных и общих вагонов, то их удел — дотации. При этом в плацкарте сегодня перевозится 75 процентов пассажиров, что дает только 30 процентов доходов.
Читайте нас: