Все новости
Экономика
11 Января 2012, 12:02

Без вины виноватые

Сбой в работе авиакомпании «Башкортостан» ударил по репутации региона

Основа технического парка компании — самолеты Боинг 757-200.
Основа технического парка компании — самолеты Боинг 757-200.
Более 80 пассажиров чартерного рейса авиакомпании «Башкортостан» Барселона — Москва 9 января отказались от полета. Как сообщил газете заместитель гендиректора авиакомпании Ришат Валиахметов, «причиной отказа от перевозки группа пассажиров назвала технический сбой в работе вспомогательной силовой установки (ВСУ), произошедший на взлете». Ситуация была штатная, и дефект не препятствовал вылету воздушного судна. Пока производился запуск двигателей, часть агрессивно настроенных пассажиров потребовала замены воздушного судна и экипажа.

Летному составу не удалось успокоить пассажиров, которые захотели покинуть борт самолета. В результате вылет был отложен. Все пассажиры и багаж были возвращены в аэропорт, после чего проведены досмотр воздушного судна и перерегистрация. В столицу России самолет вылетел в тот же день, но на 9 часов позже графика — в 11:18 по московскому времени. Во второй раз на борт поднялись только 130 человек. Остальные пассажиры оформили отказ от воздушной перевозки, сняв таким образом ответственность авиакомпании за их дальнейшее обслуживание, отметил Р. Валиахметов.

Несмотря на свое название, авиакомпания «Башкортостан» — коммерческая структура, не имеющая никакого отношения к республике, заявил пресс-секретарь главы региона Артем Валиев. По его словам, самолеты компании «давно не совершают регулярных рейсов в Уфу и не базируются в аэропортах Башкортостана».

Между тем, по словам Р. Валиахметова, авиакомпания базируется в двух аэропортах — в Домодедово и Уфе. «Основной костяк коллектива авиакомпании — жители республики. Это высококвалифицированные специалисты. За шесть лет существования предприятия у нас не произошло ни одного серьезного инцидента, а бюджет республики получил в виде налогов 150 млн рублей», — подчеркнул заместитель гендиректора компании. По его словам, единственным учредителем ООО «Авиакомпания «Башкортостан» является «ВИМ-Авиа». «Однако мы заинтересованы в том, чтобы республика стала одним из главных акционеров. Мы готовы стать акционерным обществом, если руководство республики выразит заинтересованность войти в состав акционеров», — подчеркнул Р. Валиахметов.
Напомним, еще в конце лета 2011 года правительство республики обратилось к авиакомпании «ВИМ-Авиа» с предложением изменить название ее дочерней структуры — авиакомпании «Башкортостан». Вице-премьер республики Сергей Афонин на брифинге 3 августа мотивировал это тем, что «Башкортостан» в свое время был создан как предполагаемый национальный базовый перевозчик, однако «не выполнил договоренностей» с республикой.

По словам вице-премьера, «такое название должна носить солидная компания», а «дочка» «ВИМ-Авиа» имеет всего два Боинга 757-200 и четырехместный самолет Diamond.

— Компания, имеющая два самолета и не выполняющая регулярных рейсов из Уфы, не должна носить такое название. А вдруг что-нибудь случится — и республика, не имеющая отношения к ней, будет ославлена на весь мир? — говорил тогда Сергей Афонин. Как в воду глядел.

Представители «Башкортостана» в свою очередь отмечали тогда, что у правительства республики нет законодательных рычагов для смены названия. Что же касается государственной символики, то «авиакомпания ее не использует, на бортах изображен только триколор, напоминающий цвета башкирского флага».
Как сообщили в пресс-службе правительства республики, сегодня процесс юридического урегулирования вопроса о названии авиакомпании продолжается.

Комментарий специалиста
Франц Литвинович, кандидат юридических наук,
доцент кафедры гражданского права и процесса БАГСУ:

— Инцидент с самолетом, которой произошел в понедельник в аэропорту Барселоны и причинил региону репутационный вред, фактически не имеет к республике никакого отношения.

Что же касается собственно наименования компании, то здесь все более-менее ясно. В соответствии с положениями Гражданского кодекса, в фирменное наименование юридического лица не могут включаться официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от них, официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, наименования международных и межправительственных организаций и общественных объединений.

Включение в фирменное наименование юрлица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном правительством Российской Федерации.

К сожалению, положения кодекса не включают запрет на использование официального наименования самих субъектов Федерации. В данном случае правительство Башкортостана может обратиться в министерство юстиции РФ, занимающееся регистрацией юрлиц. А это ведомство, в свою очередь, вправе потребовать изменения названия компании.

Читайте нас: