Совсем недавно, в ноябре, Общественная палата республики представила своего нового председателя. Им стал директор телеканала «Вся Уфа» Азамат Янбердин. С какими идеями пришел на этот пост коллега-журналист, в чем видит главные задачи палаты и куда намерен ее вести — обо все этом он рассказал в интервью нашей газете.
— В сознании большинства ваше имя прочно связано с телевидением. Как получилось, что вы возглавили шестой состав Общественной палаты?
— Для меня самого это стало полной неожиданностью. До сих пор я вообще не соприкасался с деятельностью палаты, не входил в ее состав, хотя, конечно, общественной нагрузкой занимался, лично участвовал и участвую в ряде историй, связанных с помощью людям, прежде всего детям. Думаю — конечно, это только моя догадка, — что мое избрание напрямую связано с благотворительными проектами телеканала. Мы, например, были инициаторами телевизионной общественной премии «Герой нашего времени», которая вручается тем, кто бескорыстно делает добро для других. Она была придумана в 2004 году на пятилетие телеканала, а в 2020 году стала всероссийской. Еще один очень значимый наш проект, признанный лучшим социальным проектом России, — «Радость нашего дома». Его суть в том, что мы снимаем ролики про детей-сирот, помогая им найти новую семью. На данный момент устроили в семьи уже 47 детей. Могли бы и больше, но из-за пандемии доступ в дома ребенка был ограничен, делать ролики стало затруднительно. В конце 2019 года в этом проекте принял участие глава республики Радий Хабиров. Он, кстати, пообещал, что обязательно приедет и на десятую, юбилейную, церемонию вручения премии «Герой нашего времени» — мы планировали провести ее в ноябре, но из-за ужесточения антиковидных мер перенесли на 22 апреля 2022 года. И это Радий Фаритович пригласил меня и предложил: не хочешь поработать в Общественной палате? Я согласился, на заседании меня представили как нового члена палаты, и когда вдруг все начали поднимать руки за мою кандидатуру, я откровенно растерялся. Совершенно был не готов к тому, что меня выберут председателем.
— Наверняка вы пришли в палату, имея в голове свои представления о том, что это за организация, чем должна заниматься. Насколько эта воображаемая картинка совпала с реальностью?
— В моем представлении Общественная палата — это прежде всего защитница прав людей и одновременно стартовая площадка для новых полезных инициатив. В нашей жизни то и дело возникают какие-то проблемы, которые всем мешают, о которые постоянно спотыкаешься, и прямая задача палаты — вытаскивать эти проблемы на поверхность, привлекать к ним внимание властей. Крик души отдельного человека в высоких кабинетах могут и не услышать, а Общественная палата — тот мегафон, который усиливает его голос, мостик между народом и властью. Эту функцию палата и сейчас выполняет на сто процентов, но можно делать еще больше. Есть у нас на этот счет пара креативных идей, в ближайшее время будем их раскручивать. И еще задача, которую предстоит решить, — это поднять субъектность палаты, ее способность выступать в качестве активного начала, творца окружающей реальности. Как раз в этом году у Общественной палаты впервые появилось право законодательной инициативы. Я считаю, это очень мощная фишка, она прибавит палате авторитета и узнаваемости.
— Уже успели попробовать себя в роли законодателей? И в чем видите смысл вмешиваться в такую длинную запутанную процедуру, как «сочинение» законов?
— «Дебют» на этой стезе у нас уже состоялся. Буквально на днях парламент республики принял в первом чтении предложенный нами законопроект о возмещении расходов на проезд и проживание помощника члена Общественной палаты, если тот имеет инвалидность и при исполнении своих полномочий не может обходиться без сопровождающего. Такая норма недавно появилась в федеральном законе «Об Общественной палате РФ». Депутаты Госсобрания — Курултая согласились, что ее нужно закрепить и на региональном уровне.
Другая наша инициатива — она находится на рассмотрении в комитете Курултая — касается уже непосредственно каждого. Речь идет о том, чтобы сделать наследуемой накопительную часть пенсии. Согласитесь, деньги, которые человек накопил за трудовую жизнь, после его смерти должны доставаться близким, а не оседать непонятно где, как это происходит сейчас. Как ни странно, эта идея почему-то не вызывает особого отклика в обществе, но если по инициативе Общественной палаты Башкирии удастся решить такой важный вопрос в пользу людей, будет очень здорово. Собственно, в том и заключается для нас смысл участия в законотворчестве: это позволяет решать проблемы не точечно, а сразу для всех.
— Недавно на всю страну прогремела история о возвращении незрячим инвалидам филиала завода «Белавтодеталь» в Уфе, который собирались по-тихому продать. Какую роль сыграла в ней Общественная палата?
— Эта история — лучший ответ на вопрос, зачем вообще нужна палата. Поскольку моей заслуги здесь нет, все происходило до меня, могу без лишней скромности отдать должное нашим общественникам, прежде всего Булату Сафину, незрячему адвокату, — они, что называется, подняли волну, добились, чтобы на беду работников предприятия, среди которых более ста инвалидов по зрению, обратила внимание член Общественной палаты России Диана Гурцкая, направившая обращение в Генпрокуратуру и Всероссийское общество слепых. Не остался в стороне и глава республики, дал поручение членам правительства поддержать предприятие, обеспечить его заказами. В результате рабочие места для незрячих сохранены, завод продолжит существование, честь и хвала всем, кто поучаствовал в его спасении. А ведь хеппи-энда могло не случиться, если бы палата не стала бить во все колокола.
Могу привести еще любопытный пример. Недавно меня как председателя Общественной палаты пригласили в Национальный музей РБ на открытие фотовыставки в рамках проекта «Археостан». Оказалось, что проект смог состояться во многом благодаря ресурсному центру нашей палаты. Ребят-археологов там научили, как победить в конкурсе президентских грантов, в итоге они выиграли даже два гранта и на эти деньги организовали масштабные археологические экспедиции на территории республики, отыскали уникальные артефакты. То есть сфера деятельности палаты просто не имеет границ, даже для меня, журналиста, многие вещи становятся открытием. Я вообще думаю, что среди множества задач Общественной палаты одна из основных — поддерживать неравнодушных, давать дорогу тем, кто готов что-то делать для своего двора, города, республики.
— Есть что-то такое, что задевает за живое лично вас и на чем вы хотели бы сфокусировать внимание общественников? Какие новые идеи и проекты готовы привнести в работу палаты?
— Я считаю, что палата просто обязана подключиться к проблеме строительства хосписа в Уфе. Не знаю, насколько это известно широкой публике, но уже сейчас можно сказать, что уфимский хоспис, который строится в микрорайоне Цветы Башкирии, будет лучшим в России. Все существующие хосписы — в Казани, Москве — располагаются в приспособленных зданиях, бывших детсадах, складах и т.п., и только уфимский строится специально под задачу: без порожков, с широкими дверными проемами, чтобы легко могли проходить каталки и кресла, там даже зимний сад предполагается. Проблема в том, что народ у нас никак не может принять эту идею, как и в случае с крематорием. В сознании большинства это что-то пугающее, отталкивающее. Как человек, на глазах которого долго и мучительно умирали от онкологии родители, могу сказать: лучше уходить из жизни в таких комфортных условиях, чем дома, корчась от нестерпимой боли. Многие почему-то считают: меня это не коснется, я никогда не буду больным и старым. К сожалению, это не так. Поэтому хоспис надо просто принять и желательно помогать, кто как может.
Еще у меня есть идея возродить церемонию вручения премии «Я гражданин». Она была придумана в 2015 году Общественной палатой России и вручалась людям с активной гражданской позицией, но почему-то сошла на нет. Хотелось бы, чтобы у нас она получила продолжение: людей, которые нуждаются в таком признании, в Башкирии достаточно много, и Общественная палата вполне способна это сделать.
Кроме того, я бы предложил создать при палате что-то вроде центра подготовки депутатов. Как-никак, народные избранники принимают решения, от которых зависит благополучие миллионов людей, а значит, обязаны разбираться в юридических и экономических нюансах, владеть навыками переговорного процесса, уметь привлекать инвестиции, находить ресурсы. А у нас нигде нет даже базовой подготовки для людей, идущих во власть, и нет структуры, которая этим бы занималась. При Общественной палате РБ можно организовать такую площадку, привозить туда федеральных спикеров, известных коучей, которые давали бы мастер-классы по коммуникациям в соцсетях, искусству публичных выступлений, НЛП-технологиям.
— На каких принципах собираетесь строить отношения с властью? Для вас она оппонент, с которым нужно постоянно «бодаться», отстаивая свою позицию, или партнер?
— Отношения только в рамках диалога. Я вообще против любых конфликтов, я за взаимодействие и переговоры. Почему-то в представлении многих власть — это некий монстр, Змей Горыныч, к которому можно приближаться не иначе как с мечом в руках. Это не так. У меня во власти много друзей, все они вменяемые, умные люди, просто ежедневно находятся внутри огромного потока информации. Я иногда сравниваю работу чиновника с Волком из советской электронной игры «Ну, погоди!», который ловит падающие на него со всех сторон яйца. Понятно, что все яйца поймать невозможно, главное — успеть понять, какое яйцо главное, и не дать ему разбиться. И вот мы как общественники должны помочь чиновнику быстро сориентироваться в этом потоке и выхватить именно ту проблему, которая, если ее упустить из виду, может больно ударить по людям.
— Устраивает вас сегодняшний статус палаты, уровень доверия к ней, или в этом направлении еще предстоит поработать?
— У Общественной палаты республики наработан весьма солидный бэкграунд, письма за ее подписью всерьез воспринимают на всех этажах власти, отвечают, реагируют. К тому же у палаты сейчас очень сильная команда: тот же Булат Сафин, наш юридический Робин Гуд, который недавно получил звание «Юрист года», Диана Фарахова, занимающаяся проблемами матерей, Алина Хабирова, автор множества благотворительных инициатив и директор центра «Ломая барьеры». Сразу скажу, что члены Общественной палаты не получают за свою работу ни копейки и при этом очень ответственно относятся к тому, что делают, всегда готовы включиться, помочь, не считаясь с личным временем. Знаете ведь, неравнодушных могут понять только неравнодушные. А обращения в палату поступают почти каждый час, у нас огромная переписка, чат не умолкает, можно сказать, ни на минуту. То есть Общественная палата живет очень насыщенной жизнью, ее видно и слышно, хотя, если выйти сейчас на улицу и спросить у прохожих, что это за организация, ответят, наверное, далеко не все. А нам бы хотелось, чтобы каждый в республике знал: если происходит что-то неправильное или нужна поддержка, есть такой орган, который всегда готов выступить на твоей стороне. К этому и будем стремиться. Конечно, в палате я пока новичок, но с удовольствием погружаюсь в этот бурлящий котел. Надеюсь, эти два года, которые нам осталось поработать вместе, будут продуктивными, положат начало множеству добрых историй, чтобы потом можно было спокойно смотреть в глаза людям и знать, что ты тоже принес какую-то пользу.