Все новости
Cоциум
28 Ноября 2019, 10:50

За ёмкости бетонные — штрафы миллионные

В природоохранной прокуратуре поделились подробностями инцидента на «Полиэфе»

Официальная версия экологической ситуации, сложившейся этим летом вокруг территории единственного в стране производителя терефталевой кислоты, — сточные воды предприятия попали в реку Изяк. Так ли это на самом деле, почему они там оказались и как развиваются события сегодня, рассказал нашей газете природоохранный прокурор республики Рунар ШАЙХУТДИНОВ. Ведомство, которое возглавляет спикер, надзирает за 23 крупными предприятиями Башкирии, такими как «Башнефть», БСК, «Газпром нефтехим Салават», «Полиэф». В отличие от других госорганов природоохранная прокуратура имеет право проверять «свои» предприятия в любое время.

— Когда мы выехали на место происшествия и увидели количество погибшей рыбы, стало понятно, что произошла чрезвычайная ситуация. Ближайшее предприятие — «Полиэф». На территории было чисто, никакого запаха, а вот вдоль очистного сооружения за забором стояли почерневшие деревья. Стали выяснять причину и обнаружили, что внизу склона (предприятие стоит на возвышенности — авт.) торчит труба, из которой и выливались неочищенные ливневые воды из резервуара. Проектом она не предусмотрена. Почему, кем и когда труба была там установлена — никто нам объяснить так и не смог, — продолжил тему собеседник.

— Рунар Анатольевич, почему труба дала о себе знать только теперь?

— В настоящее время идет реконструкция предприятия, увеличиваются мощности, и во время пусконаладочных работ произошел инцидент, из-за которого пришлось все, что было в установке, срочно сбросить в резервуар. Он переполнился, излишки прорвались через трубу, а оттуда по склону стали стекать в речку Казмышлы.


Происхождение трубы сейчас выясняет полиция Благовещенского района в рамках уголовного дела по статье 250 — загрязнение водных объектов. Так что уголовно-правовую оценку будет давать полиция. Мы как экологи даем оценку ущербу, нанесенному предприятием рыбному, лесному и водному фондам.


Наша задача — найти источник загрязнения. Терефталевая кислота, обнаруженная в сточных водах предприятия, — уникальный продукт, который у нас в стране больше нигде не производится. Так что никто и спорить не стал. Предприятие открыло для нас доступ, предоставило необходимые документы.

— Природохранная прокуратура оценила ущерб в девять миллионов рублей. Почему именно такая сумма и куда она будет перечислена?

— Рыбоохрана (территориальное подразделение Росрыболовства — авт.) оценила ущерб в полтора миллиона рублей, насчитав его по количеству голов погибшей рыбы, как это обычно делается. Остальные семь с половиной миллионов ущерба насчитал Минлесхоз РБ — лесные земли дорогие, нанесенный им вред влечет за собой большие последствия для окружающей среды. Методика восстановления тоже дорогостоящая. Деньги будут перечислены в бюджет муниципалитета.

— За чей счет будут проводиться восстановительные работы и когда?

— Зарыбление рек проводится в зависимости от времени года. Рекультивация земель — не позднее семи месяцев с момента правонарушения. Весь восстановительный процесс, как правило, проводится по проекту, в котором детально расписано, что и в какие сроки необходимо сделать. Все затраты лягут на плечи предприятия-нарушителя.

— Этот проект будет с вами согласован?

— Он будет согласован с контрольно-надзорными органами в этой сфере, и нам его предоставят, чтобы мы могли убедиться в качестве и полноте проведенных работ. К примеру, после рекультивации земли аккредитованная лаборатория должна документально подтвердить, что территория чистая.

— Сколько всего было аварий на «Полиэфе» за последнее время?

— Несколько лет назад от граждан поступали жалобы на запах уксусной кислоты. Мы провели проверку, внесли представление. Тогда же руководство предприятия приобрело передвижную лабораторию для анализа воздуха, после чего жалобы прекратились.


До нынешнего года больше у нас претензий к предприятию не было. Говорить о второй аварии, которая произошла в октябре, еще рано, проверка не завершена. Как известно, этот случай связан с таким же резервуаром, у которого обвалился кусок стены. Все бетонные емкости были построены в 2005 году.


По большому счету это гидротехнические сооружения. Однако когда мы привлекли к проверке специалистов Ростехнадзора, они пояснили, что по закону указанные резервуары «Полиэфа» не являются гидротехническими сооружениями, поэтому за ними контрольный орган не надзирает. Получается, крупный завод, использующий большое количество химических веществ, которые при разливе могут причинить очень серьезный вред окружающей среде, контролирует сам себя.


В случаях когда возникают такие проблемы надзора, мы информируем Генеральную прокуратуру, которая впоследствии при необходимости выступает с законодательной инициативой.

— Насколько серьезны последствия для окружающей среды после второй аварии?

— Поскольку предприятие практически сразу сообщило о проблеме, удалось принять меры и исключить попадание сточных вод в реку Изяк. Хотя во втором случае химического вещества вытекло за пределы территории завода больше.


Как известно, МЧС, Госкомитет по ЧС и местные власти приняли решение: вырыть четыре котлована, чтобы собрать туда стоки. Сейчас с помощью спецтехники и временного трубопровода откачивается содержимое котлованов обратно в очистные сооружения. Реку Изяк спасти удалось, но опять пострадала территория лесного фонда. И за это предприятию предстоит отвечать отдельно. Материалы прокурорской проверки уже переданы Следственному комитету, который возбудил уголовное дело за нарушение правил обращения с отходами. Получается, мы еще не успели им ничего предъявить по первому случаю, а тут произошел второй.

— В каких случаях граждане могут обратиться в природоохранную прокуратуру?

— По любым вопросам экологических нарушений. Больше всего нам пишут на электронную почту [email protected]. Для нас важно знать, что именно на данный момент беспокоит граждан, какие процессы происходят в обществе. Даже если мы направим жалобу в другой надзорный орган (по компетенции), она будет у нас на контроле. Если нас не удовлетворяет качество работы с жалобой, мы просим коллег заново все перепроверить и еще раз ответить заявителю.

— Какие меры может применить природоохранная прокуратура к нарушителям и насколько они жесткие?

— Негативное упоминание в СМИ и аналогичная информация о результатах проверки контрольно-надзорных органов сразу учитываются на бирже и влияют на стоимость акций крупных предприятий. Поэтому их руководство уделяет особое внимание таким моментам, вовремя гасит любые штрафы, лишь бы информация не попала в СМИ.


Кроме того, федеральный законодатель ужесточил наказание за нарушения, связанные с экологией. Теперь один штраф может доходить до миллиона, а во время прокурорской проверки их может быть выявлено и 20, и 30, в итоге набегает внушительная сумма.


Еще есть такой вид административного наказания, как приостановление деятельности. Это вообще очень серьезно. И свои подконтрольные органы (Минэкологии, Роспотребнадзор, Росприроднадзор) мы ориентируем на его активное применение. Не редкость такая ситуация: сельчане жалуются на асфальтобетонный завод, который страшно дымит, а во время прокурорской проверки выясняется, что там и разрешительных документов нет. Конечно, через суд мы приостанавливаем деятельность такого предприятия.

— Что-то еще законодатель предлагает для защиты окружающей среды?

— Да, устанавливать на крупных промышленных предприятиях датчики, которые будут в режиме онлайн передавать информацию о выбросах контрольно-надзорным органам и органам власти. Нормативная база закона практически готова, предприятиям уже даны конкретные сроки на закупку и установку такого оборудования. Думаю, через пять лет этот закон будет действовать в полном объеме. Тогда, даже не заходя на предприятия, мы будем знать, кто из них навредил окружающей среде, и примем соответствующие меры.

Кстати

- В прошлом году все прокуратуры РБ, в том числе природоохранная, выявили 5 тыс. 767 нарушений в сфере охраны окружающей среды и природопользования: в области охраны земли и почв — 117, вод и атмосферного воздуха — 555, отходов производства и потребления — 3 тыс. 243, охраны и использования животного мира — 97, лесопользования — 1 тыс. 099, рыболовства и водных биоресурсов — 352. - В суды направлены 559 исковых заявлений на общую сумму более 19 млн рублей, к дисциплинарной ответственности привлечены 1 тыс. 236 виновных, к административной — 1 тыс. 493 нарушителя (юрлиц, предпринимателей и должностных лиц), по прокурорским материалам возбуждено 86 уголовных дел.


- Минэкологии РБ в 2018 году приостановило деятельность восьми предприятий-нарушителей, в 2019 году — двух, Роспотребнадзор в прошлом году — 145, в нынешнем — 55.


- Природоохранная прокуратура в этом году приостановила деятельность двух газозаправочных станций, не имевших документации в области экологии и не отвечающих требованиям промышленной безопасности.
Читайте нас: