Все новости
Cоциум
15 Августа 2019, 14:01

Вам на Алтай? А на какой из двух?

Про баб, рога и чуйских духов

Село Тюнгур.
Село Тюнгур.

К четырем часам утра все четыре машины были в условленном месте на трассе М5. Команду из десяти человек составляли члены Русского географического общества и спортивно-патриотического клуба имени С.Т. Аксакова. Еще раз уточняем маршрут: движемся в сторону Тюмени, затем уходим на ишимскую трассу и ночевать останавливаемся под Омском. Вторую остановку делаем в курортной Белокурихе Алтайского края, после чего выезжаем в Республику Алтай…

Да, как это ни странно звучит, Алтаев в России действительно два. Топонимический казус объясняется тем, что до 1991 года существовал единый Алтайский край, в состав которого входила Горно-Алтайская область, затем грянувший вдруг «парад суверенитетов» сподвиг горячих горноалтайцев объявить себя сначала Горно-Алтайской ССР, но, поостыв, все же ограничиться автономией, а именно — Республикой Алтай.

На сторонний взгляд, субъекты отличаются друг от друга в первую очередь рельефом местности (преимущественно горы или равнины) и народонаселением (преобладание европейского или монголоидного типа).

В общем, мы решили посетить оба Алтая. В дорогу!

Скрипка и немножко нервно

…Конечно, ехать в сторону Тюмени получался крюк более чем в 300 километров, но напрямую через казахский Петропавловск мы могли потерять больше времени на таможенные и пограничные формальности. Помню, в далеком 1991 году в Душанбе начались массовые беспорядки, транспортные узлы были блокированы, и мне пришлось выбираться из Хорога Горно-Бадахшанской области в киргизский Ош через высокогорные хребты восточного Памира. На одном из снежных перевалов, где проходила таджикско-киргизская граница, наш «ЗиЛ-131» остановили и долго выпытывали, для чего мне нужна «запрещенная к вывозу» скрипка. Я столь же упрямо доказывал, что скрипка, купленная в подарок дочери-школьнице, никак, даже при самой большой натяжке, не может считаться пианино, действительно не разрешенным тогда к вывозу. Прав был мой знакомый, сказавший как-то: «Если есть возможность избежать встречи с любым человеком в форме, постарайся ее избежать»…

А вот при въезде в Омскую область возникла уже другая ассоциация. Как ни странно, с… Китаем, где мне тоже как-то довелось побывать.

На китайских дорогах самый распространенный вид транспорта — бетоновоз. Эти вездесущие бочковозы с маленькими красными флажками на кабине водителя — своеобразный символ бурно развивающегося соседа. Как опята на солнечной поляне после дождя, в стороне от скоростных дорог растут кварталы 50 — 70-этажных небоскребов, а в городах безжалостно сносятся добротные 5 — 10-этажные дома, чтобы на их месте тут же возвести еще более внушительные высотки. Бетоновозы вспомнились оттого, что на трассе длинномерные грузовые фуры вдруг резко сменились юркими «газелями» с яркой фирменной окраской одной из винно-водочных компаний. Тоже, конечно, экономика, только ориентированная, похоже, на нечто другое.

…Весь день на колесах. Уже стемнело, когда остановились на ночлег в одном из придорожных кемпингов под Омском.

Чуйский тракт и духи гор

На следующий день не могли не заехать в старинный Бийск, второй по народонаселению город Алтайского края. Именно здесь берет свое начало знаменитый Чуйский тракт протяженностью в тысячу без полусотни километров — от зоны лесостепей до каменистой пустыни. И именно в Бийске расположен уникальный музей Чуйского тракта.

Днем посетили Белокуриху, отобедали в бурятском кафе, прогулялись в курортной зоне.

А далее — Республика Алтай. Здесь через горные массивы также тянется Чуйский тракт, но впечатление такое, будто где-то рядом — морское побережье, настолько много вдоль дороги турбаз и гостиниц. Долгие девять километров подъема по Семин­скому хребту — и мы на перевале, на высоте почти две тысячи метров. Здесь обязательно полагается останавливаться. Традиция такая — просить духов гор не чинить вам препятствий в пути.

Вскоре с Чуйского тракта сворачиваем. Наша цель — туристическая база у слияния двух бурных рек — Коксы и Тюгурука — неподалеку от районного центра Усть-Кокса. В планы входит ознакомление с достопримечательностями Уймонской долины — одного из самых привлекательных мест на Чуйском тракте. Долина лежит на высоте почти тысяча метров над уровнем моря и — при ширине от 8 до 13 километров — тянется на 35 верст. С восточных склонов в хорошую погоду видна Белуха, самая высокая вершина Сибири и равноудаленная, кстати, от пяти мировых океанов.

Первые поселенцы на горном Алтае появились 200 тысяч лет назад. Из археологических раскопок известно, что обитали здесь племена кыпчаков и тодошей. Сейчас основное население — алтайцы. С конца XVII века стали заселяться русские. Своеобразная группа населения — раскольники-старообрядцы, бежавшие 300 лет назад от церковных реформ. Тут недалеко, по местным меркам, за несколькими хребтами в таежных урочищах горной Хакасии доживает свой век знаменитая Агафья, последний представитель семьи староверов Лыковых.

А еще в этой, казалось бы, глуши во время Центрально-Азиатской экспедиции останавливался Николай Рерих. В память чего имеется музей его имени, где есть и подлинники его живописных работ.

Есть бабы в алтайских аилах

В надежде увидеть древний памятник алтайской культуры в форме каменной статуи мы приехали в аил Курунда, что у самого подножия Теректинского хребта. Курунда встретил дождем. На улицах — никого, только под навесом местного дома культуры пережидали ливень несколько пацанов, на вид сильно похожих на наших мальчишек из башкирских аулов. Оказалось, сами они из райцентра, здесь на каникулах, и о каменном изваянии мало что слышали. Один из них вызвался проводить до местной учительницы, «которая все знает». Впрочем, там, куда он примчался на своем велосипеде, дома никого не оказалось. Соседка лишь показала в сторону горы, над которой клубились черные дождевые тучи, и сказала, что хозяйка далеко, за несколько километров, и туда только пешком. Видимо, недостаточно усердно мы задабривали духов на перевале.

А вот в аиле Катанда нам повезло больше. Здесь находится этнографический музей алтайцев, который организовала Зоя Тарыновна Музыкова, известная в республике учительница. Сейчас она уже на пенсии. Экспонаты размещены в ее подворье в нескольких шестигранных постройках, внешне похожих на юрты. Подобные сооружения стоят во дворах алтайцев вместо летних домиков. Зоя Тарыновна с искренним удовольствием рассказывала нам о быте и культуре алтайского народа.

Оказалось, что многие экспонаты мне знакомы с детства, когда я бывал у бабушек в деревне. Все-таки из глубин веков доходят до нас тюркские корни. Это угадывается не только в домашней утвари, как, к примеру, в деревянном чане со ступой, — в таких у нас кумыс делают, — но и в названиях населенных пунктов (Ак Таш, Кызыл Таш, Курай, Карагай и др.), гор, хребтов, рек и многого другого.

Помню, еще старший брат, Рифкат, рассказывал, как во время службы в Киргизии он встретился с местным бабаем и тот спросил его, какого «малай» рода-племени и откуда приехал. Услышав, что он башкир, бабай крепко обнял его: «Мы же кровные братья, мы все пришли с Алтая на Урал, затем наш род последовал на Памир». Гостеприимный хозяин пригласил брата в дом, угощал восточными сладостями.

…Далее мы двинулись вдоль реки Катунь в поисках места, где находятся так называемые каменные бабы. Джипы не без труда преодолевали каменистые речушки, крутые склоны, нерастаявшие ледники, пока, наконец, мы не оказались в урочище Толоно. Здесь и обнаружили девять изваяний, возраст которых около двух тысяч лет. На каменных столбах высечены лица, доспехи, оружие. Предание гласит, что статуи ставились на местах захоронений. По традиции тело воина сжигали, а останки хоронили, и над ними устанавливали каменное изваяние. Эти древнетюркские изваяния, изображения имеют монголоидный тип.

Здесь легко и спокойно. Мы находились в одном из сакральных мест Алтая. Нечто подобное испытываешь, когда находишься на вершине горы Иремель.

Рога маралов ценнее кораллов

Две семейные пары наших друзей уже семь лет приезжают на Алтай не только отдохнуть, но и принять мараловые ванны. Они и предложили посмотреть на процесс обрезки рогов у маралов и дальнейшее приготовление мараловой продукции. Это в 60 километрах отсюда.

Выехали в 6 утра, потому что рога обрезают рано, пока нет мошки. Процесс происходит так. Пастухи загоняют в узкий коридор двух-трех оленей, затем по одному пропускают через клетки к месту обрезки рогов, два человека с двух сторон фиксируют голову животного, а третий быстро отпиливает обычной ножовкой рога у основания. Ветеринар обрабатывает места среза специальным порошком, после чего животное отпускают. Оставшиеся 4 — 5-сантиметровые корешки рогов впоследствии сами выпадают, а вместо них к весне вырастают уже новые рога.

Из срезанных рогов либо выпаривают кровь для приготовления различной продукции, либо замораживают их для последующего использования. Замороженные рога экспортируют в основном в Китай и Республику Корея.

Перед приемом мараловой ванны (с добавлением определенной дозы крови) следует хорошенько разогреться, а именно — сходить в баню. Все происходит под наблюдением медиков: может и давление подскочить. Друзья наши довольны: на их пенсионерских лицах нет морщин.

Кому ведь что…

Когда вернулись на базу, стоянка была забита грязными джипами, а на летней эстраде гремела музыка и звучали песни. Оказалось, сюда прибыли туристы из Австралии и Новой Зеландии, а самодеятельные артисты из районного Дома культуры организовали для гостей концерт. К искреннему изумлению иностранцев, огромного телосложения сибирский казак крутил вокруг себя бревно и при этом еще лихо отплясывал.

Сопровождающая иностранцев девушка-переводчик из Новосибирска рассказала, что австралийцы с новозеландцами прибыли из Монголии, где у них в дороге сломались два джипа. До Монголии они добирались из Владивостока. Далее поедут по Казахстану, Таджикистану, Киргизии, снова по Казахстану. В районе Астрахани заедут на территорию России, затем поедут на Украину и далее в Европу. А всех этих желающих участвовать в масштабном проекте собрал — якобы на свои личные деньги — вон тот солидный господин.

Конечно, легенда о добром дяде, который из года в год тащит на себе бремя огромных финансовых расходов, организационных и других дел, вызывает определенные вопросы. В том числе и такой: почему у нас нет таких организаторов экспедиций, скажем, в США или Великобританию? Лично я бы с удовольствием записался.

Еще более интересен маршрут передвижения этой экспедиции: либо на их пути расположены стратегические объекты, либо «горячие точки». Ох, неспроста все это, ох, неспроста!.. Ну, да ладно, раз им так надо — в добрый путь! Кто ведь зачем едет. Лично мне интересно было побывать в тех краях, откуда, по утверждению некоторых ученых, 200 тысяч лет назад пошли по свету тюркские народы. Родовые корни все-таки. Надеюсь еще не раз побывать в плену этого таинственного и очаровательного Алтая. Ах, да! Двух Алтаев...
Читайте нас: