Доктор технических наук, профессор, отличник высшего образования РБ, почетный работник высшего образования РФ, действительный член Международной организации по озону, главный редактор и один из основателей научного журнала «Электротехнические комплексы и информационные системы»… Официальные титулы и звания — свидетельства его глубочайшего ума и титанической работоспособности, но они, как надводная часть айсберга, не отражают всей его величины. Какой это был человек?
Я далека от точных наук. И, признаться, взяв в руки недавно вышедшую из печати солидную по объему книгу «Что остается людям. Линия жизни профессора Семена Валентиновича Шапиро», подумала, что, несмотря на аннотацию, наверняка сборник больше для специалистов в области физики или естествознания, чем для широкого круга читателей. Но за один присест проглотила мемуары профессора о своем детстве и юности, которые, к сожалению, остались незаконченными. И 70 очерков-воспоминаний о выдающемся ученом, талантливом педагоге, интеллигенте, прожившем большую, сложную и творческую жизнь, читаются легко. И потому, что их авторы — маститые журналисты, известные профессора, научные сотрудники, коллеги и задушевные друзья, и потому, что они рассказывают об интересном, остроумном и мужественном человеке, увлеченном своим делом. До последнего вздоха он боролся с тяжелым недугом, продвигал вперед науку, продолжал учить студентов и аспирантов. Несколько трудов Семена Шапиро были изданы уже после его смерти. Монографию «Каскадные электромеханические системы» принесли в день прощания.
«Он один из немногих, кто сумел остаться собой, сохранить достоинство в тисках системы, в давлениях среды, направленно ломающих человеческую индивидуальность, вгоняя ее в усредненное «прокрустово ложе». Крупный ученый, неординарный мыслитель, меньше всего заботящийся о карьере и званиях, скрупулезно честный, порядочный, дорожащий своим именем и принципами, всегда остававшийся скромным, тактичным, доброжелательным, — такой представлена этим творческим сообществом линия жизни профессора Семена Валентиновича Шапиро», — читаю в предисловии к изданию.
Его мемуары, вошедшие в сборник, — честный и увлекательный рассказ о трудном военном детстве, о первых мирных годах, о родственниках, школьных друзьях.
Интерес к точным наукам в Семене пробудил дедушка, с которым они решали занимательные логические задачи. Например, он вспоминает такую: «Летит стая гусей. Им навстречу еще один гусь. И говорит: «Здравствуйте, сто гусей». А те отвечают: «Нас не сто. Вот если бы нас было еще столько, да еще полстолько, да еще четвертьстолько, да еще в придачу ты, гусь, вот тогда нас было бы сто».
Сколько же летело в стае гусей?» (Ответ — 36).
Описывая с юмором различные жизненные ситуации, автор не боится выглядеть смешным или наивным, пишет ли о первой симпатии к девушке, посещениях с другом театрального кружка или вспоминает, как легко отказался от многолетнего курения. «Сейчас принято считать, что секретарями комсомольских комитетов становились отпетые карьеристы. Но тогда это было не так. Чтобы стать секретарем, надо было завоевать авторитет у учеников старших классов», — пишет он о своем избрании в школе на эту должность. Местами повествование пронизано легкой иронией, за которой пережитая боль от проявлений «государственного антисемитизма, пышным цветом расцветшего после войны». Еще мальчишкой он почувствовал на себе его уколы. Сначала не хотели принимать в комсомол, потом за несущественную придирку вместо золотой медали вручили серебряную, а вместо физфака МГУ победителю олимпиад с трудом удалось поступить в МЭИ, где, несмотря на медаль, заставили сдать все экзамены. «Во главе этого вуза стояла жена Маленкова, и она, в отличие от других ректоров московских вузов, не очень-то боялась нарушить негласные указания насчет евреев», — пишет автор.
За отличную успеваемость студент Шапиро всегда имел повышенную стипендию, вспоминают его однокурсники. К полученному блестящему образованию добавьте самодисциплину, целеустремленность и надежный семейный тыл в лице верной спутницы жизни известного журналиста и писательницы Аллы Докучаевой и любимого сына Дмитрия, и вы поймете секрет его научных успехов. Недюжинная сила воли помогала преодолевать все препоны, связанные все с тем же пресловутым «пятым пунктом». Семену Валентиновичу пришлось несколько раз защищать докторскую диссертацию. Будучи утвержденным учеными советами Томского и Уральского политехнических вузов, Уфимского авиационного, он трижды получал отказы в присуждении степени доктора наук в ВАКе (Всероссийская аттестационная комиссия). Справедливость восторжествовала после четвертной защиты, когда времена изменились. И ведь каждый раз он брался за новую тему и блестяще с ней справлялся. Сколько было потрачено нервов за те 22 года! Может, другой и сломался бы, но не он с его жизненным девизом «Прорвемся!».
В 1974 году при УАИ была создана первая в Уфе крупная хозрасчетная организация — специальное конструкторско-технологическое бюро полупроводниковых преобразователей частоты СКТБ «Вихрь», которое в течение 10 лет возглавлял Семен Шапиро. Коллеги вспоминают, что это был звездный период творчества не только в его, но и в жизни всех четырех сотен сотрудников, которые работали над новыми технологиями, широко внедряя их в производство, сотрудничая с военно-промышленными, космическими организациями, с заводами отечественными и зарубежными. «Вихрь» был известен по всему Союзу. Заинтересованные в его разработках министерства предложили Башкирскому правительству построить при СКТБ завод. Но этому не суждено было сбыться, и, не видя перспективы дальнейшего развития, Шапиро покинул пост директора и научного руководителя, перейдя на вузовские кафедры. «Оглядываясь назад, надо признать, — написал один из бывших сотрудников «Вихря», — что в те застойные годы Семен Валентинович сумел вырастить, воспитать уникальный коллектив, из которого в годы перестройки образовалось несколько самостоятельных фирм-конкурентов, успешно работающих в жестких условиях современного глобального рынка».
Удивляет многообразие талантов этого уникального человека. После фенольной катастрофы он занялся разработкой компактных и экономичных озонаторов для очистки воды, его генераторы показали высокие результаты на практике, и он предлагал чистить воду озоном на водозаборах, как это делают во многих странах, но не получил поддержки тогдашних властей.
О масштабах личности профессора Шапиро свидетельствуют вышедший уже посмертно трактат «Манифест разума», анализирующий не только мироздание прошлого и настоящего, но и прогнозирующий развитие человечества в будущем. Трудно перечислить все его научные устремления, смелые идеи и предложения профессора ждут своего часа, потому что настоящий ученый — всегда гость из будущего.
Эту книгу, изданную в ООО «Информреклама», еще можно купить. Несмотря на спонсорскую помощь учеников и друзей ученого, ее тираж всего 300 экземпляров. Издание богато иллюстрировано фотографиями. Уверена, сборник обязательно должен быть в библиотеке каждой школы и вуза, ведь если брать пример и черпать идеи, то у таких людей, как профессор Семен Валентинович Шапиро.