О дефиците кадров, сбоях в системе лекарственного обеспечения и некоторых других проблемах чиновники от медицины говорили и раньше. На этом фоне выступление и. о. министра здравоохранения РБ на заседании профильного парламентского комитета стало неким откровением, свидетельством того, что в отрасли произошел далеко не точечный, а системный сбой. Призванная заботиться о здоровье жителей республики, она сама нуждается в экстренной помощи.
Инфомат для интерьера
В 2011 году здравоохранение Башкирии вступило на путь многообещающих перемен — началась модернизация, подкрепленная солидной финансовой поддержкой федеральной и региональной казны, а также средств фонда ОМС на общую сумму почти 16 миллиардов рублей. Главной целью масштабного реформирования было повышение качества и доступности медицинской помощи. Независимо от того, где живет пациент, — в мегаполисе или маленькой, удаленной от центра деревушке — условия диагностики и лечения должны стать равными, подчеркивали тогда чиновники. Прошло семь лет, деньги освоили, модернизацию завершили. Что в итоге?
— В плане доступности есть вопросы, — заметил Рафаэль Яппаров. — Вне зоны медицинской помощи находятся 5,3 тысячи сельских жителей, 125 фельдшерско-акушерских пунктов пустуют.
В свое время республике удалось вопреки повсеместной и зачастую лишенной здравого смысла оптимизации сохранить большую часть ФАПов. Сейчас их действует более двух тысяч. Беда в том, что 72 процента этих учреждений находятся в аварийном состоянии.
— Для улучшения ситуации устаревшие помещения меняем на легковозводимые модульные конструкции, — рассказал руководитель минздрава. — Всего установлено 32 модульных пункта, двадцать из которых в текущем году. — Заключены контракты на поставку еще пятнадцати. В течение шести лет такое количество будет устанавливаться ежегодно.
До конца этого года, уточнил Яппаров, новые фельдшерско-акушерские пункты должны появиться в трех поселках: Октябрьске Мечетлинского, Такчуре Благоварского и Вотской Ошье Янаульского района. В следующем году они откроются в сибайском Туялясе, деревнях Имангулово Туймазинского и Анновка Зилаирского районов, а также в баймакском селе Семеновское. В период с 2021 по 2024 год планируется заменить еще 57 дышащих на ладан ФАПов.
Впрочем, доступность медпомощи — слабое звено не только для села, признался руководитель минздрава. Жалобы на то, что невозможно с первого раза попасть к детским врачам, поступают из ряда райцентров и даже из Уфы. «Почему вообще так сложно записаться на прием, если действует и электронная регистратура, и другие удобные для пациентов способы?» — поинтересовались депутаты.
— Есть такая проблема, — согласился Рафаэль Яппаров. — Я сам посетил одну из поликлиник и попробовал записаться с помощью инфомата. Выяснилось, что медики не только не в состоянии объяснить людям, как это делается, они и сами не умеют пользоваться этими устройствами...
Строили мы, строили...
Вторая серьезная проблема здравоохранения — устаревшая материально-техническая база. Например, изношенность оборудования, подчеркнул глава ведомства, составляет 87 процентов. В связи с этим уже в ближайшее время планируется переоснащение всех региональных и первичных сосудистых центров, для пациентов которых особенно важна точная и оперативная диагностика. Ведь инсульты лидируют среди причин не только заболеваемости и инвалидности, но и смертности.
Больше половины зданий, в которых размещены медучреждения, нуждаются в ремонте.
— Сейчас на территории республики проектируются и строятся 17 объектов здравоохранения, — рассказал и. о. министра. — В декабре планируем ввести в эксплуатацию Республиканский клинический психотерапевтический центр в Уфе и поликлинику в Верхнеяркеево. К концу следующего года должны построить детскую поликлинику в Туймазах, больницу в Языково, детскую поликлинику в Дюртюлях и новый девятиэтажный корпус Республиканского онкодиспансера, в котором разместятся поликлиника и палатное отделение. Проектируются поликлиники в Затоне, Нагаево, Бирске и Чекмагуше.
Обветшала не только медицинская аппаратура, но и техника. По данным минздрава, свыше 70 процентов автомобилей парка Скорой помощи эксплуатируется более пяти лет. В ближайшие год-два его планируется обновить на 40 процентов.
— До конца года республика получит 25 новых автомобилей за счет средств федерального бюджета, еще 172 будут приобретены на деньги республиканской казны, — сообщил глава медицинского ведомства.
Горькая пилюля
Не обошли в разговоре вечную тему лекарственного обеспечения. Проблема с бесплатными препаратами для льготников с той или иной степенью напряженности возникает в регионе периодически. Нынче она особенно актуальна: с начала года и по сей день от больных людей поступают жалобы на то, что они не могут получить положенное по закону. Одни оплачивают лекарства из своего кошелька, другие перебиваются как могут. Хотя выправить ситуацию, сложившуюся по объяснениям минздрава, из-за объективных трудностей, чиновники обещали еще к июлю.
— Да, проблемы были, — сказал Рафаэль Яппаров. — На сегодня все контракты на поставку необходимых препаратов заключены, на 75 процентов увеличено финансирование бюджета лекарственных закупок, выделены дополнительные средства на приобретение препаратов для пациентов с орфанными (редкими) заболеваниями. Можно сказать, что мы на 95 процентов обеспечили республику лекарствами для льготников. По остальным пяти процентам работаем.
Здравствуй, земский доктор.
И прощай
Ключевой проблемой отрасли была и остается нехватка кадров, впрочем, одинаково актуальная для всех регионов страны. На фоне среднероссийских цифр республика выглядит хуже, но ненамного: обеспеченность врачами у нас меньше всего на восемь процентов. Тревожит другое: на селе этот показатель в два с половиной раза ниже, чем в городе. А в отдельных сельских районах он в разы хуже республиканского. Например, в Хайбуллинском, Иглинском, Белокатайском, Мишкинском.
— Сейчас медицинским учреждениям нужны 1682 врача, — уточнил Рафаэль Яппаров. — Остро стоит и проблема старения кадров: почти четверть всех специалистов — люди пенсионного возраста.
Большие надежды возлагали чиновники на федеральный проект «Земский доктор». После принятия программы радовались все: сельские жители, организаторы здравоохранения, сами медики и даже журналисты, строчившие оптимистичные репортажи о молодых врачах, отправившихся на работу в село и получивших заветный миллион. Однако и этот амбициозный проект, который определенная часть докторов использовала исключительно ради денег, не смог кардинально улучшить ситуацию. Привлечь врачей в глубинку удалось, а вот закрепить не получилось.
— С 2012 года в сельские населенные пункты и рабочие поселки приехал 1321 земский доктор, — уточнил руководитель. — Из них лишь около 200 смогли улучшить жилищные условия при содействии местных администраций, 170 человек расторгли договора, еще 23 врача уволились, отработав положенные пять лет.
Заманчивые перспективы обещала аналогичная программа — «Земский фельдшер» с выплатой в 500 тысяч рублей, принятая на республиканском уровне и призванная закрыть потребность в специалистах для ФАПов. В желающих принять в ней участие недостатка нет. Не хватает денег на финансовое обеспечение.
— У нас 27 ФАПов, в 90 процентах которых работают пенсионеры, — рассказал глава администрации Стерлибашевского района Фанур Туктаров. — Есть желающие приехать в район по программе «Земский фельдшер», но получить для них подъемные мы не можем — топчемся между двумя профильными министерствами, а толку нет. Видимо, средства на этот проект ограничены.
Не работает в республике и программа подготовки специалистов по целевым направлениям, по сути превращенная в льготное обучение для избранных. По данным минздрава, в этом году из 271 целевика почти треть не доехала до места назначения. Зачем возвращаться в деревню, когда диплом в кармане, обязательств по договору никаких (так составлены документы) и есть возможность осесть в мегаполисе?
И в таких вот условиях минздраву республики необходимо выполнить два важнейших целевых показателя: к 2021 году устранить дефицит врачей первичного звена, а к
2024-му — узких специалистов.
Помочь здоровью
Было бы несправедливо винить во всех проблемах только медиков, ведь они работают в системе, выстроенной государством.
— В одиночку нам не справиться, — честно признался руководитель ведомства. — Нужна поддержка, прежде всего со стороны муниципалитетов, которым надо взять на себя решение социальных вопросов медработников: от выделения жилья до создания комфортных условий досуга и быта.
Свой вклад в оздоровление отрасли могут и должны внести законодатели, уверена руководитель регионального управления Росздравнадзора.
— Раньше в республике действовала программа, по которой больные, перенесшие сложные высокотехнологичные операции, в течение полугода обеспечивались бесплатными лекарствами, назначенными врачами, — напомнила собравшимся Динара Гашимова. — Считаю, ее надо восстановить. Ведь для таких пациентов постоянный прием препаратов — объективная необходимость, при отсутствии которой теряется всякий смысл весьма затратного лечения.
Поправки в нормативную базу могли бы значительно улучшить ситуацию с лекарственным обеспечением региональных льготников. В свое время для этой категории в республике были установлены определенные ограничения. Входящих в федеральный регистр и отказавшихся от лекарств по основному заболеванию в пользу денег лишили права получать бесплатные препараты по сопутствующим диагнозам как региональных льготников. Хотя в других регионах они пользуются таким правом. Впрочем, в ходе заседания выяснилось, что совсем недавно подобная норма вновь заработала и у нас. Представитель прокуратуры сообщил, что 15 октября в соответствующее постановление были внесены изменения. Так что одной проблемой стало меньше. Уже хорошо.
Между тем
В Башкирии каждый четверг будет проводиться «Здравчас»
По инициативе врио главы РБ Радия Хабирова на еженедельном совещании речь будет идти о развитии здравоохранения, сообщила пресс-служба руководителя республики.
Главной темой первого «Здравчаса» стало материально-техническое состояние и кадровое обеспечение фельдшерско-акушерских пунктов.
Радий Хабиров подчеркнул, что главам муниципалитетов необходимо принять меры по наведению порядка в первичном медицинском звене, привести помещения ФАПов в нормативное состояние. Минздраву же следует подготовить дорожную карту по снижению количества аварийных помещений, в том числе за счет продолжения программы по установке модульных ФАПов.
Кроме того, средний возраст фельдшеров составляет 47 лет. В 105 ФАПах и вовсе отсутствуют специалисты. Радий Хабиров поручил совместно с руководителями территорий разработать дорожную карту по решению и этого вопроса.
Врио главы РБ поручил рассмотреть также возможность учреждения грантов для ФАПов и разработать четкие параметры оценки их деятельности для поощрения лучших.
Руководитель региона сообщил, что принято решение о выделении 125 млн рублей на привлечение в муниципальные учреждения здравоохранения остродефицитных кадров.
Одновременно он поручил изучить возможность совершенствования программ «Земский доктор» и «Земский фельдшер», проработать юридические механизмы предоставления квартир молодым врачам в городах, пересмотреть подходы к организации целевого обучения.