В Уфе уже стало приметой: как только на какой-нибудь улице появляются дорожники, в примыкающих кварталах нарушается устоявшийся уклад жизни. Причем надолго.
Пешеходам приходится прокладывать к домам новые тропы, автовладельцы на чем свет стоит клянут дорожников, а заодно и своего железного коня — за то, что он не вертолет. Родителей охватывает беспокойство за детей, которые используют траншеи для боевых игр, называемых нынче квестами. Так было, например, на улицах 8 Марта, Комсомольской, теперь очередь дошла до бульвара Ибрагимова. Судя по тому, как рабочие ООО «Дортрансстрой» не спешат и, кажется, все делают, чтобы растянуть удовольствие от медленного «раздевания» бульвара — долго убирают бордюры, снимают старый асфальт, — можно подумать, что объект стал для них своего рода учебно-тренировочным полигоном. Особенно в местах пересечения бульвара с улицами Цюрупы и Пархоменко, где автомобили падают брюхом на трамвайные рельсы, и скрежет этого «рок-металла» слышен на всю округу. Водители, разумеется, ругают дорожников, и конечно, с применением ненормативной лексики — у россиян это как допинструмент в кризисных ситуациях. Сбавляют скорость, маневрируют. Из-за этого даже в обычное время, не в час пик, Пархоменко застывает в заторах. Умеют в «Дортрансстрое» испытывать нервы горожан и тренировать у них долготерпение.
Кстати, о владельце «Дортрансстроя»: принадлежит он кипрской компании «Ерманиер лимитед», бенефициаром является Марат Латыпов, который в прошлом году выкупил 51 процент уставного капитала группы компаний «Пышка». Это событие не замедлило сказаться на работе кафе и магазинов: цены подскочили, часть персонала уволилась из-за низкой зарплаты. Так, во всяком случае, объясняли заторы на кассах оставшиеся. Словом, и там и здесь заторы. И те же проблемы, связанные с нехваткой рабочих.
— Сегодня же погожий день, работать бы да работать, несмотря на воскресенье, — обращаюсь к мастеру «Дортрасстроя» Артуру Хуссамову. — До первого снега совсем недалеко, тогда ведь труднее станет. А у вас людей на объекте не видно.
— Просили мы дополнительные силы, но сказали, что людей не хватает, — признается мастер.
Другой мастер, Владимир Калашников, которого мы застали в будний день как раз у перекрестка Ибрагимова — Пархоменко, упорно настаивал на том, что заторы здесь обычное явление, что все идет по графику — бульвар будет сдан в декабре 2022 года. И не принимал никаких упреков в адрес ремонтников. «Просто водители не умеют ездить, потому что права покупают», — огульно обвинял Калашников всех и сразу. Правда, пожаловался, что ресурсов действительно не хватает, объектов много, что в их положение тоже надо бы войти.
Тем временем жалобы на ремонтников идут валом. Например, одна семейная пара передала 17 сентября в администрацию города полное негодования письмо, точнее, интернет-заявку через систему Госуслуг. Текст в редакционном изложении такой: на перекрестке Пархоменко — Ибрагимова старый асфальт срезан грубо, не оставлены приемлемые съезды-въезды на рельсы, что приводит к порче личного автотранспорта, со всех сторон собирается большая пробка. На следующий день семье ответили лаконично: «Передано на исполнение». Тот же ответ повторили 24-го, затем 28 сентября. Интернет позволяет общаться хоть каждый день, но исполнения так и нет.
Городская власть молчит. Как ни странно, представитель заказчика — замначальника Управления по ремонту и содержанию искусственных сооружений Ильшат Фахрутдинов встал на защиту медлительных ремонтников, а не горожан:
— Все зависит от лимита финансирования. Им на этот год выделена треть объема средств на ремонт всего бульвара. Остальные две трети поступят в 2022-м.
— Может быть, в таком случае не надо было «раздевать» весь бульвар, а сделать ровно по объему лимита, не создавая столько проблем? — рассуждаю как журналист, защищающий интересы читателей, надеясь, что Фахрутдинов тоже встанет на сторону простых уфимцев, и напоминаю: — Прежде в Уфе не раз бывало, когда оживленные перекрестки ремонтировали за одну-две ночи.
Вот какую историю по этому поводу рассказал ветеран отрасли, председатель Союза строителей РБ Рашит Мамлеев. В 1985 году ему поручили выкопать под улицей Ленина проход в человеческий рост для прокладки инженерных коммуникаций: трубопроводов и всевозможных кабелей. Строители попросили у руководства республики трое суток. Им дали сутки. И ведь справились! Заранее подготовили нужные материалы, технику, людей и за ночь все сделали. Никаких пробок и заторов. Ибо тогда уважение к простому человеку было главным критерием оценки труда. На перекрестке Ибрагимова — Пархоменко объем работы куда меньше, но отсутствует то самое главное. Как со стороны администрации столицы, так и подрядчика с кипрскими корнями. Как замечают общественники и люди, неравнодушные к судьбе города, муниципальным чиновникам комфортнее в объятиях бизнеса, особенно при воплощении строительных проектов.
Пресс-служба администрации Уфы после настойчивых просьб редакции «РБ» осчастливило читателей газеты ответом, в котором говорилось, что «на объектах ремонта, капремонта и реконструкции все сроки выдерживаются. Понимаем недовольную реакцию горожан, но все делается для их блага. Просим немного потерпеть».
Немного — это сколько? И за чей счет водители будут ремонтировать свои покарябанные авто?