Все новости
Время героев
30 Января , 21:15

Иду на прорыв!

Отец четверых детей из Туймазов полгода провёл за штурвалом Т-90

из личного архива «Призрака» Участие в СВО сильно меняет мировоззрение, уверяет танкист.
Участие в СВО сильно меняет мировоззрение, уверяет танкист.Фото:из личного архива «Призрака»

Осколок снаряда просвистел рядом с ухом «Призрака» и впился в сосну за его спиной.

Боец не поленился — вынул нож и почти час выковыривал зазубренное железо из дерева.

«Будет что показать детям, которые знают о войне только по книжкам да фильмам», — пояснил он товарищам. В череде боевых будней туймазинца будет еще много подобных прилетов со стороны противника: то дроны пойдут в атаку, то фугас рванет так, что над головой запляшут бревна блиндажа. Но в тот раз смерть прошла, что называется, в шаге от него.

Дважды доброволец

Задумка отправиться «за ленточку» у будущего танкиста зрела давно.

— Украина — моя малая родина, — рассказывает он. — Родился я в городе Енакиево Донецкой области. Отец трудился шахтером, а мама — штукатуром. Правда, вскоре после моего рождения мы перебрались в Башкирию, в город Туймазы. Но у меня даже свидетельство о рождении на украинской мове! Как я мог спокойно смотреть на то, что творит кучка нацистов в родной для меня стране?

Стоит добавить: срочную службу он проходил в погранвойсках, а служба на границе здорово меняет сознание. Когда стоишь с автоматом за плечами, глядя на территорию сопредельного государства, то очень остро понимаешь: за твоей спиной — огромная страна, и в данный момент именно ты за нее в ответе. Поэтому еще в 2014 году, когда бомбили ДНР и ЛНР и, как мишени в тире, отстреливали людей, он болезненно ощущал несправедливость ситуации.

С просьбой отправить его на передовую отец четверых детей пришел в военкомат чуть ли не сразу после начала спецоперации. Его не взяли — мол,
56-летнему «аксакалу» там делать нечего. А когда возрастную планку подняли до 65 лет и он вновь возник на пороге комиссариата, офицеры только улыбнулись — ладно, твоя взяла.

— Жена, конечно, в слезы, — вспоминает он сегодня. — Но потом смирилась. Она знает: если я что-то решил, «заднюю» уже не включу.

В итоге 22 мая прошлого года он подписал контракт с минобороны, а уже на следующий день ехал к месту боевого слаживания. Таких мест на его пути к передовой будет очень много.

— Зачислили меня в танковый батальон полка «Башкортостан», — продолжает собеседник. — Видимо, сыграло роль то, что я работал в транспортном цехе одного из местных предприятий и имел водительские права всех категорий. А потому мне сразу предложили должность механика-водителя. Натаскивали нас перед отправкой к месту назначения — будь здоров! В общей сложности боевому искусству учили в пяти различных точках страны. Я побывал даже на Тоцком полигоне, куда на тот момент приехал Дмитрий Медведев. Представители различных родов войск демонстрировали, чему они научились перед отправкой на спецоперацию. Увиденным зампред Совбеза остался доволен.

«Призрак» убежден: столько времени на подготовку к боевым действиям было потрачено не напрасно. Жизнь экипажа и танка на 80 процентов зависит от профессионализма мехвода. Поэтому и готовился он так, чтобы стать единым целым с 46-тонной махиной. Попутно боец рассказывает о тщательном отборе бойцов в танковый батальон.

— На одной из точек с нами очень плотно работали психологи. В частности, определяли совместимость будущих танковых экипажей, — вспоминает он. — В ходе этих занятий выяснилось, что у одного из потенциальных механиков-водителей есть легкая предрасположенность к суициду. Его моментально забраковали и отправили домой.

Туймазинец не перестает восхищаться своим танком:

— Т-90М «Прорыв» — это, конечно, сила! Впечатлило, что в нем все компьютеризировано. На любом другом танке при заезде в капонир обычно выходит наводчик или командир, которые подсказывают мехводу, как ему лучше маневрировать. А на Т-90 мне помогал компьютер. Здорово облегчает работу и коробка-автомат, благодаря которой стальная махина буквально выпрыгивает на позиции противника. И таких «плюшек» здесь хоть отбавляй: башенный крупнокалиберный пулемет, которым можно управлять изнутри танка, кондиционер, работающий и на обогрев, и на охлаждение…

Не пить, не зевать, не сачковать

Анализируя собственный опыт, боец перечисляет несколько важных правил, которые помогают сохранить жизнь на передовой.

— Первое — не пьянствовать, — загибает он пальцы. — Потому что человек в неадекватном состоянии запросто погубит и себя, и технику, и товарищей по оружию.

Второе — постоянно контролировать ситуацию. И третье — не сачковать на боевом слаживании. Помимо отработки навыков ведения боя на танке мы стреляли из различных видов оружия, учились ориентироваться на местности, оказывать первую медпомощь. Переоценить полученные там навыки невозможно! В том числе и потому, что ВСУ-шники воюют очень подло. Если в Великую Отечественную войну нашими и немецкими солдатами соблюдались негласные правила: солдатам противника позволялось вынести раненых и убитых с поля боя, никто не стрелял в водоносов и так далее, то сейчас этого нет. Наоборот, их снайперы специально бьют по ногам нашим солдатам, стараясь перебить бедренную артерию. Делается это для того, чтобы расстрелять и тех, кто попытается прийти к ним на помощь. Вот тут-то и пригождается все то, чему нас учили на слаживании.

В то же время нельзя и недооценивать противника, уточняет «Призрак», он тоже учится воевать.

— Довольно распространенная в последнее время вражеская тактика: в небе летит дрон-разведчик, за ним — дрон-камикадзе. Как только первый дрон засекает цель, он тут же передает координаты второму, и тот атакует, — говорит туймазинец. — Иной раз мы шутили, что в небе пора светофоры ставить: однажды мы насчитали больше сорока вражеских дронов! Но даже мы, непрофессиональные военные, видим, что в спецоперации наступил перелом. И на победу мы не просто надеемся, а точно знаем, что она скоро наступит.

Пошёл бы с ним в бой или нет

По истечении контракта, под Новый год, «Призрак» вернулся домой. Говорит, что первые дни не спал вообще — очень непросто было снова входить в мирную жизнь.

— Я так привык к звукам взрывов и грохоту канонады, что тишина буквально давила на уши, — признается он. А затем добавляет: — Знаешь, что здорово поддерживало нас на передовой? Деятельная помощь тех, кто остался дома. Изготовленные туймазинцами масксети отлично маскировали нашу бронетехнику, а на переданных нам спальных принадлежностях мы спали как короли!

А еще он до сих пор хранит письма, которые присылали ему туймазинские школьники. Правда, послания сохранились не все: увидев пачку конвертов в руках бойца, ребята соседних подразделений уговорили ими поделиться. Это была очень мощная моральная поддержка для всех. И когда «Призрак» садился за рычаги танка, он четко понимал: за его спиной и эти дети, которые тоже в него верят. Так же, как жена, родители, друзья, которые его провожали. А значит, дать слабину он просто не имеет права.

— Участие в СВО сильно поменяло мое мировоззрение, — признается танкист. — Раньше я мог ни с того ни с сего вспыхнуть, а сейчас понимаю, что большинство того, что заставляет нас нервничать, — это такая ерунда! А еще я стал лучше разбираться в людях. И оценивать их по принципу, пошел бы с ним в бой или нет. Спецоперация здорово прочищает мозги. И расставляет все по своим местам.

В Башкирии продолжается набор в ряды добровольцев. Информацию о поступлении на службу можно уточнить по номерам:
117 (единый справочный номер), 122 или 8 (347) 218-19-19 (ситуационный центр), 8 (347) 248-29-31 (пункт отбора).
Также можно прийти в ближайший офис МФЦ «Мои документы» или в пункт отбора военного комиссариата в Уфе по адресу Революционная, 156.
Кроме того, заявки принимаются через Госуслуги, чат-бот в Телеграм https://t.me/contractRBBot и официальный сайт https://башбат.рф.

Автор:Алексей ШИЛЬНИКОВ
Читайте нас: