Мобильный пункт отбора на военную службу в поселке Чишмы расположился в торговом центре «Дружба». Пройти мимо и не заметить его просто невозможно: плакат с бравыми парнями в камуфляже и стоящий перед ним столик — первое, что видишь, когда заходишь в торговый комплекс.
В день нашего визита в мобильном пункте дежурила доброволец волонтерского штаба имени Шаймуратова Алия Тасмагулова. Всем, кто к ней подходил, интересуясь военной службой, она объясняла основные моменты и вручала буклет.
— Военной службой по большей части интересуются молодые люди, для них это сейчас актуально. Но бывают и граждане постарше, даже пенсионеры. Они спрашивают об условиях приема, выплатах и гарантиях, о том, какие нужны документы, об ограничениях по здоровью. Всех желающих заключить контракт мы направляем в военкомат. Там они берут направление на медкомиссию и перечень документов, которые необходимо представить, — рассказывает волонтер.
— Что, на ваш взгляд, становится определяющим, когда человек принимает решение? — спрашиваем Алию.
— Многие идут на военную службу вслед за сослуживцами. Такие, как правило, сразу заявляют, что хотят попасть с ними в один батальон. Других больше волнует финансовая сторона вопроса, а также поддержка семей, — отвечает волонтер.
Тем временем к разговору присоединяется инструктор пункта отбора на военную службу по контракту Олег Захаров. В военкомат Чишмов его прикомандировали из уфимского пункта отбора. Все, кто намерен заключить контракт и уйти на СВО, обращаются к нему. Как человек с военным опытом, он свое дело знает.
— Агитация развернута и в прессе, и по телевидению. Кроме того, мы сами выезжаем на предприятия и рассказываем о военной службе по контракту: на каких условиях заключается договор, что люди за это получат, какие социальные гарантии предусмотрены. Приняв решение, человек приходит к нам в военкомат, и мы начинаем заниматься его оформлением, формированием личного дела. Он должен пройти медкомиссию и собрать необходимые документы.
— И много людей к вам приходит, какого возраста? — задаем ему вопрос.
— Достаточно много. Нижняя граница — 18 лет. Если речь идет об офицерском составе, то кандидаты могут быть до 65 лет. Кто-то из них служил в армии, даже был в горячих точках, а кто-то — не служил, значения это не имеет.
— Какой процент из них оформляется? Наверное, бывают и отказы? Или кто-то, например, передумал?
— Могу сказать, что оформляется большая часть. Есть определенные условия, по которым мы можем дать отказ. Но пока все, кто к нам приходил, были гражданами добропорядочными и здоровыми. Случаи, когда человек передумал, бывают крайне редко. Но, конечно, он имеет на это право, ничего зазорного в этом нет, — поясняет Олег Захаров.
— А что делаете, если человек сомневается?
— Здесь нужно правильно понять человека. Если он сомневается в том, что получит то, на что рассчитывает, то нужно более подробно все ему объяснить. Если же он чего-то боится, надо правильно отработать его страхи. Все мы понимаем, что страх — это нормально. Было бы странно, если бы человек, наоборот, не боялся. Главное — объяснить людям все как есть, не врать и ничего не скрывать, не утаивать. Кроме того, у них всегда есть связь лично со мной, если возникают вопросы, мы вместе разбираемся в проблеме, — отмечает инструктор.
В обязательном порядке кандидатам рассказывают о поддержке семей. Ведь для них предусмотрен целый ряд гарантий: прием детей в детсад вне очереди, льготное поступление в вузы и другие. Кроме того, семьи поддерживает поселковый совет: привозит дрова, оказывает другую помощь.
— Но, конечно, решение уйти на СВО должно приниматься вместе с семьей. Если супруга возражает, человек может взять время и подумать, еще раз все это обсудить. Ведь семьи бывают разные, у кого-то, например, пять детей или еще какие-то обстоятельства, — поясняет Олег Захаров.
Направляются бойцы, заключившие контракт, в основном в наши батальоны, но все, конечно, зависит, от их пожеланий. Также имеют значение данные профотбора. Если, условно говоря, человек прекрасно водит машину, а работает поваром, то его по желанию могут назначить водителем.
— Контракт заключается минимум на полгода, но возможен и больший срок, как человек захочет. Наши бойцы уже приезжали в отпуск. К нам в военкомат они приходят отмечаться, и многие из них настроены положительно. Кто-то даже в гости зовет и готов поделиться эмоциями, рассказать, как все прошло, — говорит в заключение Олег Захаров.