Все новости
Здоровье
14 Августа 2023, 11:15

Искусство врача

Выдающийся хирург, учёный Наиль Гатауллин всю свою жизнь отдал служению людям

с сайта kbgmu.ru Память о Наиле Гайнатовиче передается из поколения в поколение.
Память о Наиле Гайнатовиче передается из поколения в поколение.Фото:с сайта kbgmu.ru

Сегодня все медицинское сообщество, родные, друзья вспоминают замечательного хирурга, талантливого художника, любящего отца, заботливого дедушку, надежного товарища и справедливого учителя — Наиля Гайнатовича Гатауллина.

В этот день ему исполнилось бы 95 лет. И он не оставил нас, продолжает жить в тех делах, которым посвятил свою жизнь.

Родился Наиль Гайнатович 10 августа 1928 года в деревне Чуюнчи Белебеевского кантона БАССР (ныне Давлекановский район РБ). Юность его пришлась на годы Великой Отечественной войны. Тяжелое время закалило характер Наиля, но не ожесточило сердце.

Целеустремленность и самодостаточность были присущи ему с самого детства, а рисование, игра на самодельной скрипке скрашивали тяготы военной разрухи.

В 1946 году Наиль Гатауллин поступил в Башкирский медицинский институт. И с этого момента началось его становление как высококлассного врача, хирурга, первооткрывателя.

Окончив вуз, начал работать хирургом в Ермолаевской райбольнице, где сразу же был назначен главным врачом. Позднее Наиль Гайнатович успешно сдал экзамены и был зачислен в аспирантуру Института хирургии имени А.В. Вишневского в Москве. В 1958 году становится сотрудником Башкирского мединститута: вначале ассистентом и заведующим отделением грудной хирургии на базе 1-й городской клинической больницы в Уфе, с 1966 по 1993 год работает заведующим кафедрой госпитальной хирургии, а с 1993 года — профессором этой кафедры. В 1966 году защитил докторскую диссертацию, а уже в 1968 году стал профессором.

Да, не каждому простому пациенту было известно имя Наиля Гатауллина, но многие из них не смогли бы выжить и исцелиться, если бы не достижения хирурга. Достаточно лишь назвать их: открытие отделения грудной хирургии, создание службы по оказанию помощи пациентам с проникающими ранениями грудной клетки, ввод в строй хирургического корпуса с отделениями сердечной, сосудистой, грудной и общей хирургии, внедрение гипотермии при операциях на сердце и освоение методики искусственного кровообращения.

Ему принадлежат сотни научных трудов, монографий, организация съездов и пленумов онкологов и хирургов республиканского и всероссийского уровней, педагогическая деятельность.

Вспоминает его дочь, Резеда Наилевна Гатауллина: «Для меня он человек, который подарил самое бесценное — жизнь. Всегда, в любом возрасте, при любых обстоятельствах рядом с ним я чувствовала себя ребенком.

Папа — удивительный, многогранный, открытый, добрый, очень деликатный человек. Он был настоящим главой семьи, ответственным и любящим, который, как капитан корабля, определял курс всей нашей жизни. Мы очень стремились быть похожими на него, и любой свой поступок оценивали с его точки зрения.

Я вспоминаю историю, как мой отец, работая еще в Ермолаевской больнице, помог беременной на большом сроке, которую тяжело травмировал бык. Папа спас и женщину, и ее нерожденного ребенка.

Уже в те далекие годы папа творил чудеса хирургии, мастерски делал операции и на щитовидной железе, что по тем временам было огромной редкостью, и гинекологические операции.

Именно непререкаемый авторитет папы определил профессиональный выбор для меня и брата Рустема, мы оба стали врачами.

Папа всегда очень добросовестно подходил к любому делу. Сделав операцию, не забывал о своих пациентах, вплоть до выписки добрым словом, улыбкой приободрял каждого, вне зависимости от их социального статуса. Умел выслушать. Он действительно поднял хирургию республики на самый высокий уровень.

До сих пор перед глазами папины руки — очень чуткие пальцы, которые твердо и одновременно нежно держали скальпель и кисть.

Ведь дома папа находил отдохновение в живописи и музицировании. И если игрой на музыкальных инструментах: баяне, аккордеоне, фортепиано, — папа скорее баловался, то холст для него был сценой, где разыгрывался спектакль воображения. Широкий, танцующий мазок придавал картинам необычайно эмоциональную окраску. Папа любил рисовать этюды, пейзажи, природу Башкортостана. Моя любимая папина картина — «Стог сена», сегодня она украшает гостиную нашего родового гнезда — дома, где мы жили с родителями и где сейчас живу я уже со своей семьей.

Кроме меня и брата внуки, Камиль и Рената, тоже стали врачами. Рената и правнучка Лия так же, как и Наиль Гайнатович, нашли себя в живописи. Другие правнуки — Ришат, Алсу, Искандер, Карим, Тимур, Оскар берут пример со своего «әткәй». Уже в них, внуках и правнуках, продолжается жизнь моего отца».

Подхватывает эстафету воспоминаний о юбиляре академик Академии наук РБ, член-корреспондент РАН, профессор Виль Мамилович Тимербулатов: «Наиль Гайнатович — основоположник торакальной и кардиохирургии в нашей республике, а также высококлассный специалист, который усовершенствовал основополагающие направления абдоминальной и гнойной хирургии. Наиль Гайнатович, мне кажется, посвятил себя медицине только во имя одной цели — служить людям, облегчить боль, исцелить страждущего, больного человека. Как демиург, он стал создателем большой армии блестящих хирургов, среди которых отмечу таких, как П. Г. Корнилаев, Р.И. Титов, Ф. Ф. Мухаметрахимов, профессора С. Н. Хунафин, В. В. Плечев, Ш. Х. Ганцев и многие другие. Поныне с гордостью произносим: «Мы — ученики хирурга Гатауллина». Наиль Гайнатович ценил каждого своего коллегу, независимо от того, светило он медицины или только подающий надежды врач, никогда не забывал о нас и даже в своих публикациях, статьях и книгах вспоминал об учениках и соратниках».

Своими мыслями делится академик Академии наук РБ Рамиль Назифович Бахтизин: «Наиль Гайнатович для нашей семьи очень дорогой человек. Мой отец, будучи еще совсем молодым, случайно в поезде встретил Гатауллина.

Так началась крепкая мужская дружба, которую мой отец, Назиф Раянович, и Наиль Гайнатович пронесли через всю жизнь. К сожалению, болезни подстерегают каждого, настигая неожиданно. Наша семья не исключение. И в такие моменты мы не раз убеждались в правильности поговорки: друг познается в беде. Наиль Гайнатович всегда приходил на выручку, отзываясь всем сердцем на нашу боль, за что мы ему бесконечно благодарны.

Супруга Наиля Гайнатовича, Сагида-апа, и моя мама тоже подружились, на даче они вместе занимались разведением цветов, обменивались рассадой и давали друг другу житейские советы.

Мы по очереди собирались на даче друг у друга, вспоминали детство, студенчество, первую любовь. Делились смешными историями, пели народные песни, танцевали. Отрадно, что наше следующее поколение продолжает эти семейные традиции. Островки далекого прошлого по-прежнему остались на даче у Наиля Гайнатовича. Только разведением цветов сейчас занимается уже его дочь, Резеда Наилевна, которая, как и мама, посвятила себя служению уже своему мужу, одному из самых одаренных учеников Наиля Гайнатовича, основателю научной школы онкологии республики, академику АН РБ Шамилю Ханяфиевичу Ганцеву.

Вспоминая Наиля Гайнатовича, я вижу личность, в которой гармонично сочетались высокий профессионализм и интеллигентность с замечательными человеческими качествами: добротой, скромностью и уважением к людям».

Внук Наиля Гайнатовича, врач-онколог, профессор, член Общественной палаты Республики Башкортостан Камиль Шамилевич Ганцев отмечает: «Дедушка мне часто говорил: «Егет кешегә җитмеш төрле һөнәр дә аз (Мужчине и семидесяти профессий мало)». Мой дед, каким я его воспринимал — не гением-академиком, а большим, добрым, улыбчивым, всегда следовал этой пословице и меня тому же учил. Дед и врачевал, и на музыкальных инструментах играл, и картины писал, и танцевал. А еще он был заядлым рыболовом-охотником. Потрясало, что большинство навыков дед освоил сам.

Что-то необъяснимое и даже мистическое существовало между мной и им. Дед был первым, кто встретил меня в этом мире. А я провожал его, когда он уходил, находился рядом в последние мгновения его жизни. Мы чувствовали друг друга, как никто другой. Не ошибусь, если скажу, что дед лишь со мной позволял себе открыться, не боясь показать свои слабости.

Дед дал мне путевку в профессию, благодаря ему я продолжил нашу теперь уже семейную династию врачей. В моей судьбе, наверное, по силе накала эмоций мало событий, которые я могу сравнить с теми незабываемыми ощущениями, что я испытал, когда вместе с дедом стоял за одним операционным столом».

«Дедушка был человеком, которого можно назвать настоящим эскулапом, врачом по призванию, — продолжает внучка Наиля Гайнатовича Рената Шамилевна Ишмуратова. — Каждое утро он звонил в клинику и узнавал о состоянии своих пациентов. Его руки хирурга-кардиолога спасали тысячи жизней.

Вместе с бабушкой они создавали уют везде, особенно помню наши встречи в саду в Юматово. Дедушка лично учил меня писать картины маслом, держать кисть, смешивать краски. В такие минуты он был крайне терпелив и участлив. С самого детства мы росли в окружении прекрасного: красивых картин, дивных книг с роскошными иллюстрациями о знаменитых живописцах.

Неподражаемое чувство юмора было отличительной чертой дедушкиного характера. Потешки, афоризмы и веселые истории деликатно и к месту дедушка использовал чуть ли не в каждом своем разговоре с собеседником.

Помню блокнот, в котором были записаны его остроты и шутки. После ухода дедушки из жизни этот блокнот я сохранила у себя как дорогую память о нем. И, перелистывая время от времени его страницы, с улыбкой возвращаюсь в свое счастливое детство, где был он — мой любимый дедушка».

К слову, картины Наиля Гайнатовича уже нашли свое место в виртуальном музее медицины и доступны для просмотра каждому. В 2018 году был торжественно открыт бюст академика в клинике БГМУ в Уфе. А в Кировском районе столицы появилась улица его имени.

Автор:Галина ЕЛИЗАРЬЕВА
Читайте нас: