Дракон грузно оторвался от поверхности воды, расправив могучие крылья, отчего озеро забурлило, поднялся страшный ветер, закружив все вокруг. «Убыр! Убыр!» — закричали в ужасе люди, увидев в небе очертания чудовища… Не уверены насчет дракона, но озеро, между прочим, реальное. А легенду мы услышали, побывав в Куюргазинском районе. И вам советуем сюда приехать. Не только легендами и озерами богат этот уютный уголок Башкирии.
Здесь вы пройдетесь по одному из самых старинных парков республики, попробуете серебряной воды из родника и, судя по гостеприимству и общительности местных жителей, наверняка найдете новых друзей.
История районного центра Ермолаево началась в 1783 году. О ранних страницах его жизни осталось яркое напоминание — Шоттовский парк. В сопровождении заведующей местным историко-краеведческим музеем Анны Глущенко прогуливаемся по его дорожкам, любуемся зеленью сосен, акаций, лип и берез, наслаждаемся переливчатой трелью птиц. Тропа выводит нас к центру парка, где некогда находилось имение помещиков Шоттов. Теперь это уютная площадь, облюбованная для районных мероприятий. От усадьбы, заложенной помещиком Осипом Ермолаевым-Скрябиным, а позже перешедшей Ипполиту Шотту в качестве приданого его супруги Веры, в наши дни ничего не осталось. Хотя дом сохранялся вплоть до 1960-х годов и запечатлен на старых снимках. Имение было обширным, состояло из нескольких построек. До наших дней из всего ансамбля зданий дошел лишь двухэтажный дом, в котором обитала прислуга, еще одна постройка для персонала и гараж на границе парка (Шотт обожал автомобили).
— Этот парк был заложен по пейзажному типу. Существует легенда, что деревья были высажены в виде букв и складывались в слово Шотт, если посмотреть на них с высоты птичьего полета. Сейчас, изучив спутниковые снимки, с уверенностью можно сказать, что буквы не проглядываются. Сам Шотт был из мещан и на момент женитьбы большим богатством не владел. Удивительно, что Ермолаев согласился выдать за него дочь. Но Шотт сумел приумножить доставшееся ему вместе с женой имущество, имел заводы и особняки. Помещики возглавляли дворянство Оренбургской губернии, — рассказывает наша спутница.
Украшение парка — пруд, служивший знаменитому винокуренному заводу Шотта. Вон его здания возвышаются по другую сторону водоема, отражаясь в серой водной ряби. Помещик был человеком прогрессивных взглядов и активно внедрял передовые технологии своего времени: имел собственный кинотеатр, установил в Ермолаево электростанцию, протянул телефонную линию до своей усадьбы в селе Тугустемир Оренбургской области. Там у него имелся стекольный завод, на котором производили стеклотару для здешнего винокуренного. После смерти Шотта в 1901 году все имущество перешло сыну Льву.
— В советское время писали, что Шотты были людьми жестокими. Крестьян, посмевших зайти на территорию владений, «били по морде». Однако теперь доступ к архивам широк. Я изучила церковные книги, и в глаза бросилось, что супруга Льва Шотта то и дело указывается в них воспреемницей, то есть крестной матерью детей заводских рабочих. Сам Шотт тоже упоминается, но реже. Задокументирована история о том, как воспитанников воскресной школы для мальчиков отправили в поход из Оренбургской губернии в Ермолаево. После длительной ходьбы они уморились. Отсюда к ним отправились башкиры, которые встретили юных путешественников и отпоили их кумысом. А потом хозяева усадьбы послали за детьми коляски, чтобы они не шли пешком. Мое мнение такое: человеком Шотт был жестким, но сострадание и забота о ближнем были ему не чужды, — считает Анна Глущенко.
После революции Шоттам удалось скрыться. Следы их теряются в Абхазии. А несколько лет назад потомки помещиков приезжали в Ермолаево, на память о предках подарили старинную семейную иконку, которая хранится в местной церкви.
Так уж получилось, что из всего обширного наследия Шоттов сохранился только их приусадебный парк. Многое успел он повидать на своем веку, даже казнь красноармейцев. В память об этом трагическом событии здесь установлен мемориал.
Но не будем о грустном. Впереди у парка, пережившего за последние два года масштабное благоустройство, прекрасные перспективы.
И.о. главы администрации района Азамат Сайфуллин рассказал нам о них при встрече:
— Сейчас мы рассматриваем бизнес-проект по обустройству пирса для катеров за пределами природоохранной зоны парка. Дело в том, что движение маломерных судов необходимо, чтобы не допускать заиливания воды. В этом году также впервые здесь открылся официальный пляж вместо дикого. Мы обустроили зону для купания, договорились о дежурстве спасателей. Этот замечательный парк просто напрашивается, чтобы стать местом притяжения, а потому есть планы регулярно проводить на его территории культурно-развлекательные мероприятия. Продумываем свое брендовое событие. Есть планы установить здесь зимой вторую новогоднюю елку. Уже пообщался со студентами архитектурно-строительного факультета Оренбургского госуниверситета на тему дизайнерских эскизов по оформлению иллюминации.
Отметим, что развитие внутреннего туризма в республике началось с приходом к руководству Радия Хабирова. В начале своей работы на посту главы региона он назвал ситуацию в этой сфере критической и связал это с отсутствием необходимой инфраструктуры.
Несмотря на все сложности с перераспределением финансирования в период пандемии и сейчас, во время СВО, туристическое направление остается одним из приоритетных. Башкортостан входит в число регионов, где отмечается рост туристического потока. В 2023 году на развитие туристической инфраструктуры в республике было привлечено почти 1,5 млрд рублей федеральных средств.
Башкирия создает удобные инструменты для реализации инвестиционных инициатив в сфере туризма. Глава республики в рамках «инвестиционных часов» лично рассматривает проекты и принимает решение об их поддержке, поскольку развитие туризма — это инвестиции в будущее и создание рабочих мест сейчас. Повышение качества туристических услуг и инфраструктуры увеличивает приток денежной массы в район.
Если вам доведется побывать в Ермолаево, рекомендуем не ограничиваться прогулкой по парку, а найти время для посещения историко-краеведческого музея. Заведующая Анна Глущенко вкладывает много сил и любви в его обустройство. При ней музей обрел второе дыхание. Значительно пополнились фонды, экспонаты систематизированы и заботливо разложены по витринам, организованы этнографические уголки. Чего здесь только нет — от фрагментов костей древних животных, обитавших на территории республики, до коллекции старинных монет. А уж познавательная экскурсия по музею вам гарантирована.
Во время короткого путешествия в район нам посчастливилось познакомиться с замечательной супружеской парой. Фанир Садретдинович и Тамара Рашитовна Малбаевы познакомились друг с другом в юности, а сегодня их семейному союзу уже 55 лет. Оба уважаемые люди в районе. Он всю жизнь связан с юстицией, а она — с культурой, перед уходом на пенсию трудилась главным редактором кумертауского филиала радио ГТРК и собкором. Супруги воспитали трех дочерей, которые подарили им четырех внучек и двух правнучек.
— Девочек нам во время свадьбы напророчил гость, когда говорил поздравительный тост, — шутит Фанир Садретдинович.
Тамара Рашитовна — уроженка деревни Верхнее Муталово, рядом с которой располагаются озеро Убыр и речушка Шайтанка. Она и поведала нам легенду о драконе, а сама ее в детстве услышала от соседа Минигали-бабая. Он рассказывал, что однажды, еще молодым, отправился на озеро рыбачить. Спокойно удил рыбу, как вдруг небо почернело, налетел ветер такой страшной силы, что поднял в небо землю и воду вместе с рыбой, образовав воронку, которая кружила по поверхности озера. Минигали-бабай вцепился в ольху, росшую на берегу, чтобы и его не унесло в эту воронку. С перепугу он так и подумал — это явило себя чудовище, злой дух озера, о котором так часто рассказывали старики. Уверял, что когда ветер стих, воды в нем осталось вдвое меньше, чем было. В страхе прибежал в деревню, крича «Убыр, убыр!», а там тоже побывал смерч. Рассказ о случившемся сельчане передавали из уст в уста, а за озером так и закрепилось название Убыр.
— Нам старшие всегда говорили, чтобы мы к этому озеру не приближались. О нем испокон веков ходила дурная слава. Наших дедов предостерегали их деды, а тех — их деды. Как объяснил мой дядя, который занимался изучением озера, все дело в его карстовой природе. Вокруг него то и дело образовывались провалы, в которые падал скот и, рассказывали, даже люди. Не то что дети, а и взрослые боялись приближаться к озеру. Недаром впадающую в него речку наши предки назвали Шайтанкой. Редкие смельчаки отваживались там купаться или ловить рыбу, — вспоминает Тамара Рашитовна.
Однако такие находились. Вот и влюбленный Фанир ходил на запретное озеро за лилиями, чтобы нарвать их для избранницы.
— И было чего бояться. Оттого, что воду не тревожили, в озере водились огромные сомы, а щуки лежали в заводи, словно бревна, — рассказал Фанир Садретдинович.
Мы решили непременно побывать на таинственном озере. Но выяснилось, что к нему нет хорошей дороги. Администрация района любезно выделила нам машину, не боящуюся бездорожья, и мы отправились в путь. Но озерцо Убыр оказалось совершенно не страшным, встретило нас тишиной и спокойствием. На берегу, как когда-то Минигали-бабай, уютно устроились рыбаки.
— В последний раз я был здесь 30 с лишним лет назад. Озеро сильно обмелело. А лилии вот до сих пор растут, — указал Фанир Малбаев.
Русский вариант названия озера — Сергеевское, по имени ближайшей деревни. А Верхнее Муталово давно опустело, и некому теперь передавать легенду из уст в уста.
«У меня есть розовая несбыточная детская мечта. Я хочу купить «БМВ». — Ну зачем тебе, Коля, «БМВ», ну зачем?» — «Таксовать буду...» Помните этот диалог из фильма «День хомячка» с Виктором Проскуриным, Степаном Малыгиным и Дмитрием Никулиным в главных ролях? В начале нулевых он стал заметным событием в обедневшем на премьеры российском кинематографе, особенно для жителей Башкирии. Ведь снимали его в основном в Уфе, а натурная часть съемок проходила в деревне Молоканово Куюргазинского района. Сельчане неожиданно для себя стали участниками съемочного процесса, сыграв в массовке. И гордятся тем, что их деревня и окрестные пейзажи вошли в историю отечественного кино.
— Хорошо в картине показали нашу природу, пруд при въезде в деревню. Сниматься было интересно, весело, — вспоминает библиотекарь Лидия Дремина.
Да, природа здесь хороша. Богато Молоканово родниками. С 2016 года местные жители объединились и ухаживают за источниками, даже выигрывали грант на благоустройство. Лидия Дремина одна из активисток, представитель инициативной группы, под шефство которой попали пять родников — Дедовский, Пятилетовский, еще третий, который жители назвали Источником жизни, а также два родника за пределами деревни.
— Нам эти родники дороги как память о предках. К ним ходили еще наши родители. Старожилы говорили, что вода в них чистейшая, серебряная. Больно стало смотреть, как со временем источники заросли, заилились. Вот мы и взялись за них.
К тому же видим, что нужны они людям — и нам, и приезжим. Автомобилисты останавливаются, чтобы воды набрать, а там грязь. Стыдно, — рассуждает библиотекарь. — Сначала мы с детьми стали траву подкашивать, мусор собирать. А потом к нам присоединились и остальные.
Родники названы в честь Дедовского и Пятилетовского хуторов. Дедовский теперь и вовсе едва ли не святым считается. В 2000 году аккурат в Крещение Господне местные жители увидели на снегу рядом с источником буквы «ХВ», хотя никаких следов обуви и вообще пребывания человека не было. С тех пор в память об этом чуде здесь висит иконка. А после очистки Пятилетовского родника обнаружилось, что состоит он из пяти ключей, которые расположились в форме полукруга, напоминая цветок курая.
Пару лет назад молокановцы сообща провели большую работу по благоустройству родников. Установили скамейки, ограждения, обустроили подходы к воде. К местным жителям присоединились даже гости из Екатеринбурга и Кумертау, для которых Молоканово было и остается родной деревней. Традиция ухаживать за родниками поддерживается до сих пор — каждую весну активисты собираются, чтобы навести порядок.
А вообще, к воде в районе отношение самое уважительное. Здесь она считается чистейшей благодаря фильтру Южно-Уральского угольного бассейна, над которым находится куюргазинская земля. Неудивительно, что дракон облюбовал для проживания именно эти края.
Удивительное рядом
Деревня Кинья-Абызово
Это родина трех Героев Советского Союза — Гафията Арсланова, Сальмана Биктимирова, Хасана Гайсина. Располагается на бывших землях сподвижника Емельяна Пугачева Кинзи Арсланова. В деревне есть посвященный ему музей.
Пещера Кинзи
Недалеко от бывшей деревни Кинзебызово 1-е расположена пещера Кинзи. По преданию, в ней скрывались от царской власти Кинзя Арсланов и Емельян Пугачев. Пещера имеет несколько залов, в одном из которых течет подземная река.
Музей Пушкина
Располагается в деревне Шабагиш. Мы много раз писали об этом удивительном музее, созданном в местной малокомплектной школе учителем Рафиком Аминовым. Примечательно, что это единственный музей Пушкина на всю Башкирию.
Белая гора
Гипсовое образование находится вблизи деревни Холодный Ключ. Гора сложена гипсами Пермской системы и палеозойского периода. Породы образовались более 220 миллионов лет назад.
Озеро Якут
Это место популярно в народе благодаря лечебным грязям и минеральным водам. Озеро образовалось в результате выхода на поверхность соленых источников. Диаметр акватории — около 20 метров, а глубина всего метр. С 1965 года озеро является памятником природы.
Что и сколько?
От районного центра Ермолаево до Уфы около 244 километров.