Все новости
Столица
29 Марта , 13:15

В Уфе делают ставку на трамвай

Наш мегаполис нуждается в комплексном решении транспортной проблемы

Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН  Уфа с высоты птичьего полета, откуда градостроительных проблем не видно.
Уфа с высоты птичьего полета, откуда градостроительных проблем не видно.Фото:Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН

Столица Башкирии расположена на полуострове между реками Белая и Уфимка. Этот географический и исторический факт по сей день не перестает быть предметом дискуссий у архитекторов, чиновников и простых горожан. Спорят о том, как развивать мегаполис, сколько строить мостов и где в первую очередь, какие дороги нужны — поперечные или продольные. Что строить — точечные высотки или квартальные ансамбли? Почему упорно отказываются от прокладки метрополитена? Какие дома предпочтительнее возводить — 30-этажные и выше или остановиться на умеренной цифре, скажем, 9 этажей? Эти и другие вопросы журналист газеты задал главному архитектору города Руслану ХаЙруллину.

— Руслан Фидаратович, так совпало, что на днях по газетным делам я проехал через Черниковку по улицам Кольцевая, Калинина, Первомайская и получил огромное наслаждение. Как будто побывал в уникальном музее зодчества под открытым небом. Как раньше умели красиво строить— по законам гармонии! Почему нам так не дано?

— Эти улицы представляют собой единый архитектурный ансамбль — от кинотеатра «Победа» до парка Победы. Да, одно удовольствие просто походить там, углубиться в аллеи, посидеть на скамейке в каком-нибудь уютном дворе. Автор этой ансамблевой застройки — Маргарита Куприянова. Она в свое время приехала из Ленинграда и стала главным архитектором Черниковска, когда ей было всего 29 лет, и 10 лет работала в этой должности. Две неповторимые доминанты — Восьмиэтажки, парк Победы, аллеи и весь стиль симметричного развития центра Черниковки — ее заслуга. Порой даже шла наперекор госкомиссии со своим планом развития города, но умела настоять на своем. Да, мы хотим увековечить ее память, образ, сейчас выбираем место. Когда появится памятник? Пока сказать не могу. Весь этот ансамбль надо сохранить. Никаких высоток, никого сноса там не будет — от кинотеатра до парка. Правда, застройщики начинают напирать со всех сторон. На улицах Кольцевая, Пекинская, Вологодская стоят двухэтажки в аварийном состоянии, их будут сносить. Раньше, в эпоху Куприяновой, территории были свободными, что позволяло проектировать концептуально. Сегодня происходит сильное уплотнение, поэтому город шагает за реки — в Забелье и Зауфимье.

— С марта прошлого года застройщиков освободили от согласования с архитекторами градостроительной документации на предмет соответствия сложившемуся облику города. Цель — ускорить прохождение документов по инстанциям. Ваш предшественник Олег Байдин в интервью «Коммерсанту» посетовал на то, что Главархитектура Уфы остается органом без полномочий и не может влиять на застройку города. Какова ситуация сегодня?

— Да, прежние градостроительные советы, проходившие в стенах управления Главархитектуры, отменены. Эту функцию взяли на себя городской и республиканский советы. В апреле прошлого года вышло постановление правительства РФ, по которому муниципалитетам даны полномочия согласовывать архитектурно-градостроительный облик новых объектов по шести требованиям: объемно-пространственным, архитектурно-стилистическим характеристикам, цветовым решениям, отделочным и строительным материалам, по подсветке и размещению инженерного оборудования на фасадах. Мы воспользовались этим и уточнили свои требования для Уфы. Сейчас они проходят согласование с советом депутатов, ассоциацией застройщиков, Союзом архитекторов РБ, чтобы не противоречили тем темпам ввода жилья, которые требуют от республики.

Мы возродили архитектурные советы. В состав их приглашаются именитые архитекторы, члены Союза архитекторов РБ, к мнению которых хотелось бы прислушаться.

Уже состоялось несколько советов, на которых рассмотрели проекты более 30 объектов. Часть отправили на доработку. Так, авторы проекта общеобразовательной школы для деревень Елкибаево, Карпово, Федоровка захотели придать зданию, как им показалось, современный облик, но не учли, что в этой школе будут учиться в том числе особенные дети, у которых есть проблема с передвижением. Здание будет в открытом поле, заданный облик шел вразрез с окружающей природой, с близлежащей застройкой. Авторы приняли наши замечания, приблизились к натуральным цветам, заменили некоторые материалы. Есть примеры по жилью. Повсеместно стали появляться типовые высотки одинаковой формы, одинаковых цветов, ничем принципиально не отличающиеся друг от друга. Однообразие типовой застройки (даже современной) не делает город краше. Такие дома штампуются и штампуются, мы каждый раз поправляем авторов, просим придумать что-то новое: уйти от прямых линий, прямых углов, сделать фасады интереснее.

Согласование облика будущего объекта сейчас превращается в госуслугу, а критерии оценки проектов для удобства должны быть оцифрованы. Так, одно из последних требований — на фасадах не должно быть кондиционеров в открытом виде. В Перми, например, установили палитру красок для наружных стен и крыш. Мы тоже обсуждаем предпочтительные цвета: кто-то за спокойные тона, кто-то за приближенные к природным. На каждой улице могут быть свои акценты и доминанты. Не хотим загонять всех в рамки сжатой палитры, но и вкусовщины быть не должно — должно быть продуманное сочетание цветов. Пока Уфа с высоты птичьего полета напоминает винегрет.

— На улице Цюрупы появился дом черного цвета. Рядом другой, с «пьяными» вертикальными элементами. Положительных эмоций у горожан они не вызывают.

— Наслышан, что большинству они не нравятся. Но город развивается, такие спорные объекты могут появляться. Да, черный дом нельзя не заметить. Архитектор и застройщик добились своей цели — дом обсуждаемый.

— Много было споров по последнему генплану Уфы. Как писали СМИ, прокуратура города обратилась с исковым заявлением в суд по поводу того, что горсоветом не была соблюдена процедура проведения общественных слушаний по выделению земельных участков под строительство жилья в лесном массиве. Ведь публичное обсуждение помогает предупредить различные риски в будущем. Такие слушания сегодня носят формальный характер?

— Общественные слушания практиковались до 2021 года. По генплану Уфы, который разрабатывался в 2021 — 2022 годах Институтом генплана Москвы, от жителей поступило порядка 15 тысяч предложений, наиболее конструктивные учли. К сожалению, в 2022 — 2023 годах был введен мораторий на их проведение. Продлили его и на текущий год. Считаю, что общественные слушания полезны, ведь это обратная связь с населением. На архитектурные советы мы обязательно приглашаем Общественную палату города — коллегиальный орган столицы.

— Пять лет назад минстрой, ДОМ.РФ и КБ «Стрелка» разработали стандарт комплексного развития территорий. Правда, он пока не стал обязательным. Но тенденция обозначена четко: комфортная для жизни среда предполагает застройку не выше девяти этажей, дворы — до 60 метров. Документ проходит, говорят, апробирование. А как у нас?

— Думаю, потребуется значительное время, чтобы застройщики последовали такому стандарту. Но постепенно некоторые параметры этого документа начинают закладываться в нормативные документы, в новое законодательство. Процесс не быстрый. Современное законодательство не допускает вторжения застройщиков в парки, установлены нормы, по которым дома не могут стоять близко друг к другу, есть правила благоустройства города, определяющие требования к вывескам. Но всегда есть к чему стремиться.

— Болезненная тема — точечное строительство. Оно уже идет в центр. Как защититься от однотипных «точек»?

— У нас отрицательное отношение к точечным высоткам. Беда в том, что есть наследие по ранее выданным документам, разрешающим такое строительство. Мы по ним делаем запросы в градсовет, узнаем, на основании каких документов получено разрешение. Есть еще большая болезнь с апартаментами, когда, пользуясь этим понятием, под видом гостиниц возводят «скрытое» жилье. Когда строят апартаменты, нет обязательств по детским садикам, школам, придомовым территориям. Спустя некоторое время такие «гостиницы» переводятся в разряд жилых домов. Поэтому отныне мы хотим развивать большие площадки города по механизму КРТ — комплексное развитие территорий, когда сразу предусматриваются все нужные для жизни социальные объекты и соблюдаются современные нормативы градостроительного проектирования.

КРТ — это реновация по-уфимски. Первый в Башкортостане договор КРТ был подписан в Уфе, как раз в пределах депрессивных районов Черниковки. На очереди еще как минимум десять таких площадок. По генплану мы зонировали город на желаемые параметры застройки по квадратным метрам на гектар, по этажности. Необходимо стараться выдерживать такое зонирование.

— По поводу Восточного выезда. Уфимцы в недоумении: как можно соединить две федеральные трассы М-5 и М-7, используя улицы миллионного города? Ведь ясно, что уже сегодня улица имени Города Галле перегружена, там пробки не только в часы пик, кольцо перед Затонским мостом не справляется с задачей. Давно требуется строительство путепроводов на перекрестках улицы имени Города Галле с улицей Зорге и с проспектом Октября. В генплане они есть?

— В ближайших планах этих путепроводов нет, для них недостаточно места ввиду сложившейся застройки. Кроме того, расчеты на транспортной модели показали, что структура транспортных потоков здесь будет состоять из передвижения местных жителей, исключая серьезные транзитные транспортные потоки.

Не думаю, что большегрузный транспорт, да и легковой тоже, предпочтет ехать с М-7 на М-5 через Восточный выезд — для этого проще воспользоваться западным автодорожным обходом Уфы, который исправно работает и к которому давно привыкли. Тем более что Восточный выезд платный.

По так называемому Затонскому кольцу: наши транспортные специалисты рассматривают несколько вариантов по его модернизации с целью повышения пропускной способности.

Наши текущие задачи — отремонтировать Шакшинский мост, доделать мост через Белую. Привести в порядок дороги, развязки, в ближайшем будущем построить мосты через Кузнецовский Затон и в створе улицы Интернациональной. Один из двух Затонских мостов находится в предаварийном состоянии. Разработана схема, которая предусматривает переключение грузового движения с него на мост 2016 года постройки.

— Судя по генплану, основной акцент в развитии транспортной системы столицы сделан на трамвае. Но трамвайный парк устарел на 90 процентов, если не на все 100. Пути, соединявшие когда-то юг города с севером, с промзоной в Черниковке, разобрали. Зато развивается троллейбус: он уже соединяет «глубины» Черниковки с центром, ходит в Затон, даже в поселок Восьмое Марта. Более того, у нас успешно работает завод по выпуску современнейших троллейбусов с автономным 20-километровым ходом. Этот завод плюс ко всему выпускает совместно с белорусами электробусы. Почему бы не сделать ставку на то, что имеем?

— Трамвай считается более надежным видом общественного транспорта. Одним из основных аргументов против варианта разместить коридор трамвая по проспекту Октября всегда являлась проблема организации беспрепятственного движения легкорельсовых транспортных средств. Данную проблему можно решить за счет комплексного подхода по организации дорожного движения в городе. Адаптивная автоматизированная система управления дорожным движением позволит в зависимости от загруженности направлений на перекрестке выделить «зеленую полосу» для трамвая с минимальной задержкой при прохождении перекрестков и обеспечить приоритет как личному, так и общественному транспорту.

Помимо этого, автомобильные потоки можно перераспределять на параллельные реконструируемые улицы – Комсомольская, 8 Марта, продление проспекта Салавата Юлаева.

В планах также развивать проект городской электрички, который существует с 2015 года.

Да, сейчас маршрут городской электрички от Демы до Шакши длиной 32 километра включает 11 станций. Электропоезда преодолевают это расстояние за сорок минут, тогда как путь на автобусе из Демы до Шакши занимает около полутора-двух часов.

Часть станций из-за сложного рельефа города расположены на большом перепаде высот относительно улично-дорожной сети города, тем самым ставя перед муниципалитетом задачу создания транспортно-пересадочных узлов и обеспечения безопасного и комфортного доступа пассажиров к железнодорожным станциям.

Решением данной задачи может быть устройство фуникулеров или крытых эскалаторов, а также строительство подъездных дорог по типу серпантинов. Таким образом, мы будем иметь мультимодальную систему, объединяющую в себе несколько видов городского пассажирского транспорта. С перехватывающими парковками, обустроенными на транспортно-пересадочных узлах станций, с единой системой оплаты проезда.

РЖД готово закупить столько электричек, сколько нам надо. У железнодорожников есть планы замкнуть кольцо вокруг Уфы. Со стороны города необходимо вложиться в развитие подъездов из жилых кварталов к станциям электрички «Новая платформа» и «Мкрн. Яркий», также достроить подходы от набережной к ст. «Правая Белая» с выходом в центр через улицу Трактовую, которая является объектом культурного наследия. И такие же задачи в северной части на станциях «ГДК» (бывш. 1629 км), «Парковая», «Черниковка» и «Шакша».

— Какие изменения произойдут в городе к юбилею?

— Уфимцы уже замечают эти изменения. Начиная с парков и скверов, обновления зеленых насаждений и создания новых точек притяжения, комфортных условий для передвижения по городу. Настоящим сокровищем города стало «Уфимское ожерелье» — более 70 километров велопешеходных маршрутов вокруг города, вдоль рек, в самом настоящем лесу.

К юбилею Уфа получит ряд новых объектов — спортивных, медицинских, культурных, новые общественные пространства в каждом районе города.

Реализуются крупные инфраструктурные проекты. Например, проект «Южные ворота», который включает в себя шесть объектов транспортной инфраструктуры на 12,4 млрд рублей.

В центре Уфы определены пять гостевых улиц: Ленина, Пушкина, Новомостовая, Коммунистическая и Карла Маркса. Здесь будет выполнено комплексное благоустройство, включающее в себя мощение гранитом, развитие велоинфраструктуры, озеленение, установку малых архитектурных форм. Благодаря программе «Чистое небо» километры проводов будут убраны под землю. Будет выполнен ремонт фасадов, обновится архитектурная подсветка. Кстати, подсветка появится и на пяти путепроводах проспекта Салавата Юлаева и на Бельском мосту.

Ведется работа по наведению порядка в сфере вывесок и рекламных конструкций, адресных аншлагов и информационных табличек на объектах культурного наследия.

В планах на этот год благоустройство ряда общественных территорий: озеро Теплое в микрорайоне Инорс, парк Лесоводов Башкирии, площадь перед фонтаном «Мальчик с кураем» и бульвар Саид-Галиева, парк Нефтехимиков, территория театра кукол.

Но мы не останавливаемся, планы по развитию Уфы на последующие годы не менее объемные. Впереди еще много работы, цель которой — повышение качества жизни уфимцев.

ВИЗИТКА

Р. Ф. Хайруллин родился в Уфе. В 2003 году окончил УГНТУ по специальности «математические методы и исследование операций в экономике», в 2018-м — магистратуру УГНТУ по специальности «строительство». Кандидат экономических наук (очная аспирантура ФИНЭК, Санкт-Петербург). Трудился на ведущих должностях в нефтегазовых компаниях в Южно-Сахалинске, Нижнем Новгороде, Перми, Москве, а также в московском строительном секторе. Предпоследнее место работы — исполнительный директор АО «Моспроект-2» имени М. В. Посохина.

Автор:Ринат Файзрахманов
Читайте нас: