Все новости
Культура
13 Апреля , 11:15

Сказание о старом заводе

В Зилаире ждёт восстановления памятник промышленной архитектуры

Ринат РАЗАПОВ  Сергей Варганов ратует за сохранение старинного завода.
Сергей Варганов ратует за сохранение старинного завода.Фото:Ринат РАЗАПОВ

Мы продолжаем серию публикаций об объектах, представляющих историческую и культурную ценность. На этот раз речь пойдет о Преображенском медеплавильном заводе, который находится в селе Зилаир.

Примечателен он тем, что является осколком южноуральской промышленной империи Ивана Твердышева и Ивана Мясникова. В статье «Чудеса в Преображенском», опубликованной в № 19 от 17 февраля, мы уже говорили о том, что своим возникновением Зилаир обязан именно этому заводу: село выстраивалось вокруг промышленного центра. Краевед, учитель истории школы имени Героя Советского Союза Николая Ирикова Сергей Варганов выступил с предложением сохранить его для потомков. Сейчас поврежденное пожарами и временем здание (сохранился только один, главный, корпус завода) нуждается в консервации и реконструкции.

Лес, река, глина

Место, где располагается медеплавильный завод, очень живописное. С одной стороны возвышается скала, у подножия которой извивается река Зилаир. С другой стороны раскинулось разномастное село с белеющим на холме Преображенским храмом. Заложен завод был 19 августа 1748 года в праздник Преображения Господня.

— Твердышев искал место для постройки медеплавильного завода ближе к Оренбургу. По рекам Сакмаре, Зилаиру и Баракалу были отправлены экспедиции для поиска удобной площадки. Эта оказалась наиболее подходящей, хотя медной руды здесь нет. Зато нашлась огнеупорная глина, да и леса тут в изобилии, ведь для производства меди нужно было много дров. Оказалось проще подвозить сюда медную руду, чем отправлять куда-то такой объем дров. Доставляли ее из Оренбургской губернии, с Каргалинских рудников, что примерно в ста километрах отсюда, — рассказал Сергей Варганов.

В этом месте река сужается, делая поворот. Поэтому была возможность перегородить плотиной ее рукав, чтобы обеспечить завод силой падающей воды. Также плотина позволяла играть уровнем реки для сплавки леса в Оренбург. Фрагменты старинного сооружения из лиственницы сохранились до сих пор. А когда весна освободит от снега берег, забредший в эти края путешественник увидит, что вся территория вокруг производственного корпуса засыпана отработанным шлаком.

Согласно официальным источникам, за всю историю существования завода было выплавлено 992,6 тысячи пудов меди. Отсюда обозы отвозили готовую продукцию на Екатеринбургский, Аннинский, Санкт-Петербургский монетные дворы. А про самого Твердышева люди судачили, что он фальшивомонетчик, очень смущало народ его богатство.

Завод функционировал в беспокойные времена пугачевского бунта, а потому возводился как крепость. Размаха рук даже взрослого человека едва хватает, чтобы объять толщину его стен. Здание запиралось на дубовые двери, а железные решетки так глубоко вмонтированы в проемы окон, что вырвать их невозможно. По периметру крыши стояли пушки, за которые становились рабочие в моменты опасности. Естественным укрытием для завода с одной стороны были скала и река, только со стороны села оставалось пологое и потому хорошо просматриваемое место.

Однако укрепления не уберегли завод от нападения. Сам Пугачев до этих мест не добрался, но его сторонники захватили цеха в 1773 году. Часть рабочих присоединилась к восставшим. Через год, уходя отсюда, бунтовщики разгромили завод, учинив страшные разрушения. Заодно подожгли хозяйский дом, от которого ветром разнесло огонь по всей деревне, ограбили заводскую кассу, были жертвы и среди мирного населения.

Местные жители разбежались в страхе по лесам. Некоторых беглецов после этих событий удалось найти и вернуть, но часть так и ушла в поисках нового места для жизни. Примерно в шестнадцати километрах от Зилаира находится старинная деревенька Новопреображенский. Ее как раз и основали сбежавшие крепостные.

После восстания два года ушло на то, чтобы вернуть разрушенный завод к жизни. Потом он не единожды менял владельцев и окончательно закрылся в 1908 году.

Гениальный Полубояров

Интересна архитектура здания. С одной стороны оно выглядит одноэтажным, врезаясь в рельеф местности. Отсюда заезжали подводы с медной рудой. Так как на самом деле этот этаж второй, экономились силы и время: не было необходимости тащить руду наверх. Она дробилась здесь же и по желобам спускалась вниз. Если завод обойти, то со стороны реки видно, что он выстроен в два уровня, есть еще подвал, в котором располагались механизмы и котлы. Сергей Владимирович считает, что они до сих пор находятся там. Во-первых, сведений о демонтаже нет. Во-вторых, в советские годы работники гаража рассказывали, что они спускались в подвал и делали вырубки из заводских котлов, когда им нужна была медь. В свое время лазы в подземелье засыпали для безо­пасности, законсервировав его содержимое.

Подходим к узкому проходу в стене и ныряем в нее, словно волшебник Гарри Поттер в стену вокзала Кингс Кросс. Правда, оказываемся не на платформе 9 и 3/4, а в тесном пространстве винтовой лестницы, которая ведет как раз на второй этаж, куда свозили руду.

— Обратите внимание, что весь завод построен с размахом — двери широкие, оконные проемы и потолки высокие, а лестница такая миниатюрная. Есть версия, что так ее построили в целях безопасности. Лошадь могла испугаться громких звуков и взбеситься, травмировав работников. Чтобы этого не случилось, возница бросался на лестницу и дожидался внизу, когда животное успокоится, — предположил Сергей Владимирович.

До наших дней дошла легенда, связанная с этой лестницей. Якобы идея так понравилась руководству, что ее автора щедро вознаградили. Приказчик при этом пошутил: «Я как богатый боярин, а ты теперь всего лишь наполовину беднее меня».

Так это было или нет, сказать уже никто не может. Но, что удивительно, фамилия Полубояров среди коренных жителей Зилаира сохранилась. Кстати, многие из местных жителей — правнуки рабочих Преображенского медеплавильного завода.

Твердышев выписывал сюда крепостных крестьян из центральных губерний. Вот и прапрапрадед Сергея Владимировича прибыл из села Рождественское Симбирской губернии.

В советское время здание занимали по очереди под электростанцию, предприятие сельхозхимии, потом под гараж. Не единожды оно горело, последний пожар в 90-е годы нанес наибольшие разрушения: бывший завод остался без кровли, без остекления, дверей и перекрытий. Открытый всем ветрам, подтачиваемый стихиями, он постепенно погибает. Тут и там горстками лежит обрушившаяся кирпичная кладка, а прямо из стен ветвится подлесок, который удерживает их и в то же время корнями разрушает стройные ряды кирпичей.

Напомним, что надежды зилаирцев на восстановление памятника не беспочвенны. В Башкирии уже есть первый опыт по превращению промышленного объекта в туристический центр. Это Воскресенский завод, другое детище компаньонов Твердышева и Мясникова. Зилаирский собрат мог бы соперничать с ним в популярности и прекрасно вписаться в сочетание прекрасной природы Южного Урала и старинных достопримечательностей Зилаира. Сам завод — прекрасный образец промышленной архитектуры XVIII века. Его купольно-крестовые своды, больше характерные для храмов, прочная кладка стен, гигантские арки внушают трепет — строили на совесть. Столько натерпелся за свои века этот старик, а все еще держится…

СПРАВКА

В XVIII веке Урал стал основным производителем металла в Российской империи. При Елизавете Петровне строительство горных заводов начинается и на Южном Урале.

Симбирские купцы Иван Твердышев и Иван Мясников в 1750 — 1770 годы основали крупнейший южноуральский металлургический комплекс, включавший, по разным сведениям, до 15 медеплавильных, чугуноделательных и железоделательных заводов. Они были построены на территории современных Башкирии, Челябинской и Оренбургской областей.

КОММЕНТАРИЙ

Павел ЕГОРОВ, краевед, историк научно-производственного центра по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия минкультуры РБ:

— Для нашего региона Преображенский завод действительно уникален.

Из всех южноуральских горных заводов он самый южный из сохранившихся.

Сохранился только главный корпус, остальные — в виде фундаментов и руин.

Он состоит из уже трудноразличимых двух половин, имеет архитектурные особенности. Так, своды продолжаются в виде галереи в одной половине завода и в другой.

Проекты реставрации на него составлялись начиная с 1990-х годов. Но всякий раз не хватало государственной воли, не находилось мудрого хозяйственника, который взялся бы за реставрацию этого объекта. При должном подходе он точно стал бы центром притяжения туристов в этой части республики. Всплеск интереса к истории села Преображенского (Зилаир) и самому древнему его объекту, каким является главный заводской корпус медеплавильного завода, возник после того, как четыре года назад мы составляли исторические справки по райцентру, выявляли местные памятники архитектуры, а главный толчок дало восстановление куполов Преображенского храма.

Кроме Преображенского из горных заводов сохранились Верхоторский завод, стекольный завод Пашковых в селе Богоявленском, а ныне Красноусольском (несколько главных корпусов и здание заводоуправления), Благовещенский завод (только главный корпус), один из корпусов Архангельского завода, но в изуродованном виде. Остальные — только в виде фундаментов и фрагментов стен — Тирлянский, Кагинский, в Верхнем и Нижнем Авзяне, Узяне. Все они входят в реестр как выявленных, так и состоящих на государственной охране памятников культурного наследия.

Что касается Воскресенского завода, то существует проект реставрации, который подразумевает частичное восстановление здания главного корпуса с созданием мастерских для туристов. К примеру, размещение небольшой домницы, на которой посетитель может отлить или отчеканить монетку. Частичное потому, что кроме главного заводского корпуса на территории села Воскресенское есть еще одиннадцать объектов, требующих внимания. Все они расположены компактно, в шаговой доступности друг от друга — заводоуправление, помещичий дом, почта, литейная, плавильная, плющильная и т. д.

Проект по Преображенскому заводу тоже предполагает частичное восстановление здания.

Минзифа ПСЯНЧИНА, пресс-секретарь управления по охране объектов культурного наследия РБ:

— Исторический объект «Преображенский медеплавильный завод» на территории Зилаира включен в список памятников архитектуры регионального значения, признан памятником промышленной архитектуры и принят на государственную охрану.

В 2019 году территории присвоен статус исторического поселения, в 2020 — 2021 годах отреставрирована Преображенская церковь.

По последней информации, исторические здания Преображенского завода и несколько построек оформляются на баланс муниципалитета в целях последующего определения источника финансирования.

В январе 2023 года была утверждена Стратегия сохранения и развития индустриального (промышленного) наследия Республики Башкортостан на период до 2035 года. В соответствии с ней для проведения целевой, наиболее полной научной реставрации избраны четыре комплекса индустриального наследия Южного Урала, в том числе Преображенский медеплавильный завод.

В октябре 2023 года подана заявка на президентский грант по финансированию подготовительных работ по реставрации.

Рассматривается вопрос о формировании предложений по продвижению объекта в список ЮНЕСКО. Вопрос будет рассмотрен после включения пещеры Шульган-Таш и Воскресенского завода в Список объектов Всемирного наследия в порядке очереди предложений.

Ринат РАЗАПОВ  Это современная плотина. Но фрагменты прежней, построенной для завода, тоже сохранились.
Это современная плотина. Но фрагменты прежней, построенной для завода, тоже сохранились.Фото:Ринат РАЗАПОВ
Автор:Альбина ЗУБАРЕВА
Читайте нас: