Все новости
Культура
22 Апреля , 11:15

Александринка ещё вернётся

В Уфе прошли «Большие гастроли» старейшего театра России

пресс-службы Башоперы Спектакль вызвал у публики  неоднозначную реакцию.
Спектакль вызвал у публики неоднозначную реакцию.Фото:пресс-службы Башоперы

Национальный драматический театр России, основанный в Санкт-Петербурге в 1756 году указом императрицы Елизаветы, последний раз был в Уфе почти 20 лет назад. Тогда александринцы показали здесь один из самых знаковых своих спектаклей — «Ревизор». На этот раз уфимцам тоже представили постановку, которую в Александринском театре считают одной из самых лучших и важных в репертуаре, — «Литургия «Zero» по роману Достоевского «Игрок». Спектакль, поставленный художественным руководителем театра народным артистом РФ Валерием Фокиным, с аншлагом идет в театре уже более десяти лет. В Уфе масштабную постановку, «привыкшую» к большой сцене Александринки, смогла вместить только сцена Башоперы. Еще один спектакль — моноспектакль «Записки нервного капельдинера» — был показан в Башкирском академическом театре драмы имени М. Гафури, с которым питерцев связывают давние творческие и дружеские связи.

Как рассказал главный режиссер театра Никита Кобелев, именно спектакль «Литургия «Zero» позволяет зрителю прикоснуться к александринскому стилю, базису театра, работа труппы которого традиционно строится на творческом содружестве молодых актеров и корифеев, которые делятся с ними опытом. В спектакле заняты три народных артиста, корифея александринской труппы — Игорь Волков, Сергей Паршин, Эра Зиганшина, и молодые актеры Виктор Шуралев и Анастасия Нефедова. Никита Кобелев отметил, что театр гордится своей более чем 300-летней историей, но при этом он лишен консерватизма. Сегодня он транслирует новый взгляд на классические произведения, и настоящими событиями для зрителя становятся именно яркие новаторские постановки. В связи с этим напрашиваются вопросы: есть ли предел режиссерской фантазии и можно и нужно ли шокировать публику?

— Если это убедительно, то это имеет место быть, — считает режиссер. — Шокировать публику? Смотря чем: одного может шокировать то, на что другой вообще не отреагирует, да это и не цель. Главная задача — увидеть актуальное в классическом произведении и сделать так, чтобы и зрители это почувствовали, разглядели, что это не просто XIX век — это и про нас с вами. Достоевский, как никто, исследовал бездны русского сознания: от способности русского человека отдать последнее до самых негативных его проявлений. «Игрок» — история о страсти, из-за которой в погоне за эфемерным человек оставляет позади то, что важно. Потом оглядывается: а где любовь, где он сам? Почему спектакль называется «Литургия «Zero»? Потому что он — о погоне за пустотой.

Рулетка, которой болен главный герой спектакля, символизирует любую зависимость, соблазны, которыми современный человек окружен со всех сторон. И как легко им поддаться, если даже бабуля, тертый калач, с легкостью поддается пагубной страсти. Эра Зиганшина, сыгравшая бабушку, награждена за эту роль национальной театральной премией «Золотая маска», и каждый зритель в зале, без сомнения, вручил бы ей награду от себя лично. Мощнейшая актриса закружила настоящий энергетический вихрь на сцене, и зрители воочию увидели лицо игромании. Молодые актеры также показали накал страстей, мучений, в которые веришь и все глубже погружаешься в пространство Достоевского. В которое режиссер очень по-современному вписал откровенные сцены: старый повеса занимается сексом с французской соблазнительницей, Полина в истерическом состоянии срывает с себя одежду и на секунду остается обнаженной перед зрителем, и момент, когда солидный дядя снимает на сотовый телефон абсолютно потерянного главного героя… Реакция уфимской публики была неоднозначной. В Уфе к такому не привыкли. Некоторые представители старшего поколения были возмущены. Менее консервативным зрителям и молодежи — понравилось. По их мнению, откровенные сцены выглядели вовсе не пошло и вписались в контекст.

Возможность увидеть спектакль уфимцы получили благодаря федеральной программе «Большие гастроли». Но, как сообщил директор Александринского театра Сергей Емельянов, творческий зачин для сотрудничества был сделан еще год назад, когда в Башкирии провели национальную театральную школу для артистов и продюсеров.

— Показывать свои спектакли и делиться своим опытом — важная миссия нашего театра. Но мы не ограничиваемся только показами спектаклей, а предлагаем еще и интенсивную познавательную программу, — говорит Емельянов.

Так, в рамках гастролей театра в Школе креативных индустрий в Уфе прошли творческая встреча с народным артистом России Сергеем Паршиным и лекция об истории русского театра известного петербургского театроведа. О главных художественных образах спектаклей театра за всю его историю рассказала выставка в Башопере.

Театр более чем с 300-летней историей славится своими традициями. В его основном здании на площади Островского находится крупнейший театральный музей внутри театра, которым александринцы очень гордятся, при этом подчеркивая, что, несмотря на долгую историю, театр сегодня абсолютно живой, открытый и разнообразный с точки зрения вкуса. Помимо чисто творческих традиций в коллективе есть и другие традиции, которые бережно сохраняются годами. Например, каждый год 30 августа, в день основания театра, проходит сбор труппы, и артисты едут в Петропавловскую крепость возложить цветы на могилу императрицы Елизаветы и Александры, жены Николая I, в честь которой и был назван театр. Эта еще дореволюционная традиция, забытая после 1917 года, была восстановлена худруком театра Валерием Фокиным. Директор театра рассказал и о бытующей в коллективе примете: не гулять в «Катькином саду» перед Александринским театром — ролей не будет.

— Я всегда внутренне улыбаюсь, когда рассказываю эту историю чиновникам, и они тоже потом не ходят в этот сад. Наверное, боятся, что и у них ролей не будет, — шутит директор театра.

В рамках гастролей минкультуры РБ в лице министра Амины Шафиковой и Александринский театр в лице Сергея Емельянова подписали соглашение о сотрудничестве. С 17 по 23 мая в Уфе пройдет международый фестиваль национальных театров «Туганлык», на который приедет и Александринский театр. Как сообщила Амина Шафикова, петербургский театр, выпустивший множество книг, также примет участие в международной книжной ярмарке «Китап-байрам», которая пройдет в Уфе в конце мая.

пресс-службы Башоперы Руководство театра и министр культуры РБ Амина Шафикова встретились с журналистами.
Руководство театра и министр культуры РБ Амина Шафикова встретились с журналистами.Фото:пресс-службы Башоперы
Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: