Все новости
Культура
14 Мая 2023, 18:15

Открыть Островского

В Русской драме прошли гастроли студентов-щепкинцев

Альберт ЗАГИРОВ  Молодые артисты из провинции мечтают устроиться на работу в московские театры.
Молодые артисты из провинции мечтают устроиться на работу в московские театры.Фото:Альберт ЗАГИРОВ

Мать и дочь одного возраста, пожилой жених — 20-летний парень с накладным брюшком, старуха-сплетница — и та молодая красотка. В Уфе прошли «Большие гастроли» одного из ведущих театральных вузов России — Высшего театрального училища (института) имени М. Щепкина (Москва) при академическом Малом театре России. Студенты последнего курса мастерской Юрия Соломина показали на сцене Уфимского русского драматического театра один из своих дипломных спектаклей — «Не все коту Масленица» по пьесе Островского.

Спектакль из тех, что запоминается. Почему? Ответ на этот вопрос для меня прозвучал в беседе с режиссером-педагогом постановки Ольгой Жевакиной:

— Для студентов это непростой опыт, им, конечно, легче играть материал на современном языке, но когда у них получается, то получается гораздо ярче, чем если бы они играли какую-то более приближенную к своему времени пьесу.

И, действительно, сами по себе колоритные персонажи Островского в исполнении молодых артистов выглядят особенно живыми и яркими. А коллизия, лежащая в основе пьесы, звучит современно.

Сам Островский писал: «Это скорее этюд, чем пьеса, в ней нет никаких сценических эффектов, тут главное — московский быт и купеческий язык, доведенный до точки…» По сюжету к девушке на выданье сватаются два абсолютно разных жениха. Один из них — трусоватый, но порядочный бедняк, второй — циничный богатей, который считает, что имеющим деньги позволено все. Все это происходит на масленичную неделю, когда народ весело провожает зиму песнями и плясками.

— Я сама актриса Малого театра и играю много пьес Островского, и мне хотелось взять для постановки материал, который не на слуху. Мне кажется, что эта тема выбора — любовь или деньги — ближе ребятам, чем, например, тема «На всякого мудреца довольно простоты», — говорит Ольга Жевакина.

Дипломными спектаклями по пьесам Островского Щепкинское училище отмечает 200-летие известного драматурга.

— Сейчас вообще вводится в практику на каждом выпускном курсе ставить хотя бы один спектакль по Островскому, — рассказывает Ольга. — В этом спектакле у нас минимум декораций, потому что мы хотели сделать акцент на игре, на слове Островского. Музыкальная часть постановки — это фольклорные песни, которые поют сами ребята. У них четыре дипломных спектакля: «Не все коту Масленица», «Безымянная звезда» Михаила Себастьяна, «Ромео и Джульетта», «Живут такие люди» по рассказам Шукшина. Последние два спектакля ребята покажут на гастролях в Хабаровске. Такие гастроли — огромный опыт для них, и они запомнят его на всю жизнь. Потому что, во-первых, в Москве они играют все-таки на сцене учебного театра, а не на большой театральной сцене (хотя у нас всегда много желающих прийти на дипломные спектакли, на которые зрители записываются заранее). А во-вторых, ну когда еще ребята съездят на гастроли таким составом, все вместе? Да никогда. Совсем скоро они разойдутся по разным театрам. Эта практика студенческих гастролей, появившаяся в последние годы, очень полезная вещь.

Исполнительница роли купеческой вдовы Дарьи Федосеевны Кругловой Алена Ревнева на сцене — озорная и практичная женщина средних лет, заботливая матушка дочери на выданье, а за кулисами — молоденькая изящная красавица. На вопрос, трудно ли играть возрастных героев, Алена ответила, что изначально играть возраст задачи не было. Сыграть возраст было сложнее не внешне, а внутренне, во взаимодействии с партнерами.

Педагоги Алены — ученики знаменитого актера Юрия Соломина. Как рассказала студентка, сам Юрий Мефодьевич, которому уже 87, общается со студентами не так часто, как им хотелось бы. Он участвует в основном в каких-то знаковых событиях, экзаменах, сдачах спектакля. Репетиции и просто общение с ним — бесценный опыт для молодых актеров. Несмотря на разговоры о строгости мэтра, по словам Алены, к студентам он относится по-отечески.

Как признался Валентин Анциферов, который, казалось бы, легко, играючи исполнил роль зарвавшегося пожилого богача Ахова, Островский ему дался непросто.

— Наши педагоги постоянно акцентируют внимание на том, что Островский очень хорош для учебы. Но в современных реалиях достучаться до зрителя этим текстом нелегко. Хотя совсем недавно однокурсница рассказала историю из жизни, которая точь-в-точь повторяет сюжет этой пьесы. Меня это поразило. Я, правда, не думал, что такое может случиться в наше время. Так что актуальность пьесы была для меня открытием, — говорит Валентин. Еще очень важно соблюсти тонкую грань между ярким артистизмом и тем, чтобы сыграть совсем по-бытовому.

Задача, надо сказать, весьма актуальная и для уже опытных артистов: не переборщить с эмоциями, не переиграть, оставаясь при этом ярким. Молодым щепкинцам это удалось. Большинство из них, конечно же, мечтают после окончания училища поступить на работу в столичные театры. Как говорит Валентин, все мы метим в наполеоны. Для этого они с отрывками из спектаклей или новым материалом отправляются в театры на прослушивания. Некоторые из нынешних выпускников уже подписали контракты с московскими театрами. Например, Алена Ревнева играет главную роль в одном из спектаклей Малого театра. По словам ее педагога, сезон в театре был непростым из-за текучки кадров: некоторые актеры уволились. Как плюс — в театре освободилось место для молодежи.

А тем временем «Щепку» уже осаждают новые абитуриенты. Приемной комиссии в этом году предстоит отсмотреть 2,5 тысячи человек, из которых будут приняты единицы — конкурс в училище почти 90 человек на место.

Автор:Лариса ШЕПЕЛЕВА   
Читайте нас: