Все новости
Экономика
14 Ноября 2019, 10:50

Немножко полетали и хватит

Самый бесшумный и лёгкий в мире вертолёт, рождённый в Башкирии, может сменить гражданство

— Башкирия могла бы стать законодателем моды в сверхлегкой авиации в стране и в мире. Но, видно, не судьба. Предприятие придется закрыть, — таким признанием завершил интервью директор — главный конструктор кумертауского ОКБ «Ротор» Виктор Хрибков.

История драматичная и вместе с тем очень традиционная для российской действительности. Обидно. На состоявшейся в мае этого года в Москве Международной выставке вертолетной индустрии демонстрировался сверхлегкий — до 500 кг взлетного веса — соосный двухместный пилотируемый вертолет R-34. Создан в кумертауском ОКБ «Ротор» по заданию компании «Аэроэлектромаш», которая специализируется на разработке электротехники для авиации. На выставке R-34 признали, как писала «Российская газета», «самым компактным, экономичным и малошумным вертолетом в мире». Новость, казалось бы, должна была облететь нашу республику и стать инновационным проектом номер один. Но нет, никто из высоких лиц не обратил на нее внимания. «Ротор» продолжил вариться в собственном соку, не надеясь на инвестиции и господдержку, которую громко обещают в рамках нацпроектов малому и среднему бизнесу. Однако вернемся к интервью. На вопросы журналиста «РБ» ответил директор — главный конструктор Виктор ХРИБКОВ.

По законам «откатной» экономики

— Виктор Константинович, почему отечественной микроавиации не существует? Неужели нет спроса?

— Спрос большой. Люди хотят покупать самолеты для частного бизнеса, для работы. Например, на моих двухместных самолетах «Птенец» ханты на Ямале собирают панты. Одно удовольствие! Ничего подходящего до этого для них не изобрели. Правда, мы делали самолет три месяца, а ханты оформляли разрешение на полеты 13 месяцев. Уму непостижимо! В Якутии наш «Птенец» перевозит людей, золотой песок, алмазы, взрывчатку, медицинские препараты. Час эксплуатации обходится заказчику в 10 тысяч рублей, а тяжелого вертолета МИ-8 — 180 тысяч. Но вот в чем парадокс: госструктуры не хотят покупать наш самолет, потому что он дешевый — «не отпилить» на нем ни рубля. У нас в стране экономика не экономная, а откатная.


Россияне вынуждены приобретать зарубежные вертолеты «Робинсон»: более 350 завезли в страну за последние десять лет. Однако сейчас покупают втрое меньше — из-за различных запретов.

Серебро выиграл «Ротор»

— Почему бы не создать законный рынок летательных аппаратов? Сделать выбор открытым и доступным.

— Есть псевдобоязнь, что аппарат попадет не в те руки. Но чиновники не понимают, что в авиации случайных людей нет. Случайные отсеиваются сами собой. Как, например, появился «Ротор»? Нас вскормил родной завод КумАПП. В 1984 году мне, успешному инженеру большого оборонного завода в Свердловске, предложили в башкирской глубинке, в Кумертау, возглавить новый дельтаклуб при заводе. Спорт я любил больше, чем производство. По молодости, наверное. Тогда мне с молодыми пилотами Юрием Бушуевым и Наилем Исмагиловым удалось убедить степенных руководителей в том, что без дельтапланов жизнь в маленьком Кумертау умрет. И работа закипела. За 30 с лишним лет мы изготовили четыре типа дельталетов, восемь типов дельтапланов и семь моделей крыльев для них, автожир, шесть различных микросамолетов, а в 2005 году — единственный в мире микровертолет соосной схемы. Обучили летать более 400 курсантов. Подготовили пять мастеров спорта, трех кандидатов в мастера. Таким образом, мы конструируем новые аппараты, сами производим их, обучаем на пилотов с удостоверениями, а в свободное от работы время занимаемся спортом.


Вот, казалось бы, зачем нам спорт, когда дел по горло? Но спорт — это общение. Едем за тридевять земель защищать честь страны, хотя страна нас об этом не просила. Вот уже 25 лет «Ротор» не пропустил ни одного чемпионата Европы и мира. Нынче в августе команда России из восьми сверхлегких аппаратов участвовала в чемпионате Европы и завоевала серебро. Костяк команды составили спортсмены Башкирии: супруги Альфия и Максим Семеновы на двухместном дельталете, их однофамилец Юра Семенов — на автожире, Юрий Бушуев и мой внук Вадим Ширков — на самолетах «Птенец». Безусловно, к нашим аппаратам серьезно приглядывались, лучшей рекламы и не надо.

Как подрезают крылья «Птенцам»

— В чем заключаются запреты, мешающие развитию сверхлегкой авиации?

— В 2008 году нам разрешили летать, введя уведомительную систему: сообщаешь по рации о своем полете — и на взлет. В 2014-м ее отменили: теперь надо за сутки подавать заявку, а за два часа до вылета еще раз спросить о разрешении. Вдруг там скажут нет, не разрешаем. Объяснить такое недоверие здравому человеку невозможно. Кому мы враги? Мы же 35 лет на рынке, точнее, в небе. Сейчас век электроники. Ну, потребуйте на каждый борт установить чип — и все дела, отслеживай, кто куда летит. Это несложно и недорого. Пока же живем по принципу «как бы чего не вышло». В период чемпионата мира по футболу три матча проходили в Казани, по инструкции в радиусе 200 км нельзя было летать. Но чиновники увеличили радиус до 700 км и с меня взяли расписку не подниматься в небо.


За 20 лет мы изготовили 60 «Птенцов». Надежные, летают не хуже, чем зарубежные. Но, чтобы постоянно работать, я должен получить так называемый «сертификат типа». За него нужно заплатить как за «Суперджет» — 50 — 70 млн рублей каким-то госструктурам, да еще за два-три года истоптать тьму кабинетов. В Германии это делают за год и втрое дешевле.


Жизнь так устроена — все хотят летать. Австралия не авиационная держава, как Россия, но ее жители покупают микросамолеты сотнями, каждый десятый австралиец имеет летные права. И в Канаде, и в Европе через каждые 50 — 100 км есть посадочная полоса для сверхлегкой авиации. Бизнесмен, если ему нужно куда-то более чем за 300 км, летит на своем самолете, на «Мерседесе» дороже и дольше. Россиянам при таких просторах сам бог велел перемещаться на крыльях.

— Что происходит сегодня с вашим вертолетом, который на выставке в мае в Москве признали самым легким и бесшумным в мире? Ведь на вертолеты распространяются те же запреты. Какой смысл конструировать очередную безнадегу?

Руки не опускаются?

— Жизнь двигают творцы, а не чиновники. Их запреты когда-то сдуются. Первый наш микровертолет приобрели китайцы, ваша газета об этой сделке писала. Пришлось продать им, так как свои не проявили к ноу-хау никакого интереса. Китайцы из нашего пилотируемого соосника сделали прекрасные беспилотники. После этого мы стали разрабатывать новую модификацию пилотируемого соосного микровертолета. Назвали выставочный образец R-34.

— Намек на легендарный танк Т-34?


— Как хотите. У него новый дизайн, двигатель мощнее, он трехместный, на нем можно дотянуться до макушки Эльбруса.


Конструкцией заинтересовалась подмосковная фирма. Теперь мы партнеры. Уже изготовили первый опытный образец на электрическом двигателе — электролет. Интерес к нему огромный. Выставляли и на МАКСе-2019. Двигатель по нашему техзаданию получился уникальный: весит всего 12 кг, мощность — 30 кВт, КПД — 90 процентов. Можно ставить и на самолет. В мире такими опытами занимаются до 50 фирм, среди которых «Боинг», «Аэрбас».

Где пропишутся электролёт и его конструктор?

— Когда полетит электролет?

— Думаю, я доживу. Лет через пять максимум. Мне абсолютно все равно, где его будут производить: если снимут запреты, то в России, если нет — в любой другой стране. Буду одинаково рад. Первого октября я вернулся с международной промышленной ярмарки-выставки в Болгарии, в Пловдиве. Участвовали там по приглашению Минобра и науки РФ. «Птенец» стал украшением ярмарки, предприятие «Ротор» наградили золотой медалью и дипломом. А представители одной из европейских компаний (называть ее пока не буду) предложили свои услуги по проведению сертификации и серийному выпуску «Птенцов» и вертолетов в их стране.

— Чем привлек «Птенец»?

— Он оригинален, не скопирован, своеобразен, быстро разбирается и собирается, прост в эксплуатации.

— Как автомат «Калашникова»?

— Да!

— Самый тяжелый вопрос: когда планируете сняться с якоря из родного Кумертау?

— Возможно, в следующем году. Конечно, жаль — Башкирия могла бы быть законодателем моды в сверхлегкой авиации в стране и в мире.

Между тем

Виктор Хрибков сделал Кумертау столицей России по производству сверхлегкой авиации. Но от этой столичности глубинному российскому городку — что мертвому припарки. В этом я убедился после беседы с авиаконструктором маленьких летательных аппаратов. Конечно, не хочется быть банальным и в тысячный раз повторять, что в нашем царстве-государстве талант не ценится ни при жизни, ни потом. Но очередной живой пример к тому обязывает. Руководители разных рангов делают вид, что такого производства в Кумертау не существует. Хотя не совсем так: сверхлегкие соосные вертолеты, сконструированные Борисом Поднебесновым и Виктором Хрибковым несколько лет назад, по достоинству оценили китайцы, выкупили у ОКБ «Ротор» как ноу-хау проект сверхлегкого двухместного вертолета для производства в соседнем Куюргазинском районе, взяв авиаконструктора на должность директора, но через год под давлением «друзей» Хрибкова отказались от его услуг и назначили другого гендиректора. У того ничего не получилось.


«Производят ли сегодня китайцы вертолет, одному богу известно», — уже без всякой досады замечает Виктор Константинович, переболев этой историей, и признается: — Правда, средств, вырученных от сделки, нашему коллективу на некоторое время хватило».

Кстати

Несколько лет назад вертолетик демонстрировался на выставке «Сочи-экспо». Президент Владимир Путин, конечно, не смог обойти его вниманием. Главного конструктора башкирская делегация туда даже не допустила. По рассказам очевидцев, Путин спросил у представителей Башкирии примерно так: «Эта табуретка — очередной прожект?» «Нет, летает!» — ответили наши и включили рекламный ролик, на котором двухместная «табуретка» парила на «полюсе холода» в Якутии и в Западной Сибири. «Я бы на нем летал на работу в Кремль», — задумался Владимир Путин и спросил, какие средства необходимы для запуска в серию. Наши назвали точную цифру — 75 миллионов рублей. Президент страны

тут же дал команду сопровождавшей свите: «Выделить!». Через два месяца деньги достигли Башкирии и растворились неведомо где. Прокуратура занялась поисками, но не нашла.
Читайте нас: