Все новости
Экономика
27 Декабря 2019, 09:10

Деньги на проезд

Поддержка экспорта помогает наращивать объёмы продукции

Все средства, предусмотренные на этот год по субсидированию части затрат транспортной логистики экспортерам, выданы. Всего на этот год в бюджете региона на эти цели были зарезервированы 40 млн рублей. Последние в этом году соглашения подписаны с пятью предприятиями, которые, по мнению председателя Госкомитета по внешнеэкономическим связям Руслана Мирсаяпова, успели вскочить в уходящий вагон.

— Таким образом, республика успешно реализовала собственный проект по поддержке экспортного предпринимательства в виде субсидирования части транспортных расходов, — подчеркнул он в ходе церемонии подписания.
Последними, или как их называют в Госкомитете, крайними, в 2019 году компаниями-участницами соответствующей республиканской программы стали предприятия «Башкирский уголь», «Геотех», «Радойл», «Чишминское» и «Русская купоросная компания».
Всего помощь от региона в рамках реализации национального проекта, субсидирование из бюджета Башкирии части затрат экспортеров по транспортировке товаров за рубеж получили 39 предприятий малого и среднего предпринимательства. Это помогло довести их экспортную выручку до 1,2 млрд рублей, утверждают в Госкомитете по внешнеэкономическим связям.
Предприятия в этом году отгружали продукцию химической промышленности, оборудование для нефтегазового сектора, металлы, пиломатериалы, древесный уголь, весы, продукты питания, стекло, упаковку, вертолеты, в том числе ряд уникальных товаров: дощечки для изготовления карандашей, устройство, перемешивающее струйное масло семян крамбе, счетчик посетителей для торговых центров. Важно отметить, что продукция произведена компаниями-резидентами Башкортостана и экспортирована с территории республики.
Программа была разработана в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт» и регионального проекта «Развитие экспорта в Республике Башкортостан». Она стартовала лишь в июне, но практически за полгода сумела набрать популярность среди предприятий. Компании могли компенсировать до пяти миллионов рублей расходов по регулярным поставкам и до одного миллиона по пилотным партиям. Пример республики стал заразительным — аналогичные программы приняты в Ленинградской и Челябинской областях.
Решение о субсидировании части затрат экспортеров именно по транспортировке продукции приняли неслучайно: разработке программы предшествовало социологическое исследование, в ходе которого было опрошено более 400 компаний-резидентов республики. Большинство из них высказались за данный вид государственной поддержки.
Предприятия, работающие на экспорт, представляют различные отрасли экономики. Есть среди них и высокотехнологичные, продающие продукт с высокой степенью передела, есть торгующие почти сырьем; с каждым годом растет и экспорт аграрной продукции. Программа субсидирования части транспортных затрат направлена на помощь малым и средним предприятиям. И вот уже компании, переросшие этот статус, ставшие крупными, сожалеют, что им она не достается.
— Для крупных предприятий есть программы Российского экспортного центра, за поддержкой нужно обращаться туда, — говорит Руслан Мирсаяпов. — Мы объясняем им: финансовые возможности не безграничны, если бы в программу включили и «крупняк», то «малышам» ничего не досталось бы. А ведь есть предприятия, которые на возмещение транспортных расходов получили всего 15 тысяч рублей, и этому рады, для них это тоже поддержка.
— Деньги, может быть, для кого-то и небольшие, но нам они пришлись кстати, — говорит руководитель предприятия «Башкирский уголь» Азат Ягафаров. — Тем более, наш контрагент стал задерживать оплату поставленного товара.
Древесный уголь предприятие поставляет металлургам Казахстана. У них не заладились дела, поэтому начались задержки с проплатой за поставленную продукцию. Причем таких поставщиков из Башкирии оказалось несколько. Азат Ягафаров отмечает, что общая задолженность казахов достигла уже 15 — 20 млн рублей, около шести из которых — за древесный уголь. Руслан Мирсаяпов попросил его подготовить письмо от всех предприятий, перед которыми возник долг. «Вскоре я встречаюсь с казахскими коллегами, — говорит он. — Подниму этот вопрос. Думаю, сможем помочь».
Русская купоросная компания из Благовещенска возникла сравнительно недавно, в 2015 году, но за столь короткий срок сумела наладить экспорт уже в 40 стран мира. Поэтому субсидии за транспортировку продукции, как признается руководство предприятия, существенны и очень важны.
Как важна помощь и для предприятия «Геотехсервис». Его руководитель Мансур Лугуманов отметил в беседе с «РБ», что эта субсидия наполовину покрыла все транспортные расходы компании, поставляющей за границу высокотехнологичную геофизическую продукцию. «Наше предприятие не такое крупное, как другие, оборот составляет 30 — 40 миллионов рублей, — говорит он. — Поэтому любая поддержка, особенно на внешних рынках, для таких компаний, как наша, важна и ощутима».
Предприниматели отмечают, что республиканская программа субсидирования части логистических расходов пришлась как нельзя кстати, ведь на международных рынках конкуренция серьезная. В настоящее время правительством региона прорабатывается возможность реализации данной меры господдержки и в 2020 году, отмечает Руслан Мирсаяпов. Кроме того, в следующем году предполагается внедрить субсидирование компаниям части издержек на сертификацию продукции по международным стандартам — одной из наиболее существенных затрат для экспортеров.
Читайте нас: