Все новости
Cоциум
18 Октября 2019, 10:00

Взятие Казанью

Чем привлекает столица соседнего региона и нельзя ли этот опыт перенять

Казань официально получила титул третьей столицы России, а это ко многому обязывает. И прежде всего к тому, чтобы практически подтянуться до уровня первых двух — Москвы и Санкт-Петербурга. Конечно, это нелегко, но большой шаг на этом пути Казань определенно сделала: сумела создать себе весьма привлекательный имидж. Сюда охотно едут как жители других регионов, так и иностранцы. А уж уфимцы просто проторили дорогу в Казань, приезжая и во второй, и в третий раз. Чем берет этот город, попытались разобраться корреспонденты «РБ».

С самолёта на экспресс

В Казань уфимцев возят сразу насколько турагентств. Отдал деньги, причем не такие уж и большие, и тебе обеспечат все: проезд, проживание, культурную программу. Число дней тоже на ваш выбор: один, два, четыре. Но мы решили не тусоваться в группе, а действовать самостоятельно.
Самым очевидным вариантом была поездка на автобусе, однако трястись на нем десять часов как-то не особо улыбалось. Тем более что ранее знакомые это на себе испытали и на вопрос, стоит ли повторять их подвиг, ответили: «Лучше не надо». Поезд в Казань тогда еще не ходил, да и путешествие в прицепном вагоне через Ульяновск, занимающее 21 час, тоже бы, наверное, вызвало сомнения. В общем, оставалось последнее: отправиться туда на самолете.
Спасибо одной из авиакомпаний, развивающих межрегиональные рейсы, добраться до столицы соседней республики сейчас вообще не проблема. Стоит это, конечно, дороже, чем автобус, но зато и удовольствия через край. Между Уфой и Казанью курсирует 70-местный французский самолетик ATR 72 — быстрый, мобильный, с собственным трапом. Обслуживают пассажиров два стюарда, которые могут и бургер принести, если предварительно закажешь. Но проголодаться вряд ли успеешь, ибо лайнер летит до Казани всего час с небольшим.
И вот мы уже на месте, в аэропорту столицы Татарстана. Выглядит он современно: к Универсиаде 2013 года здесь реконструировали действующий терминал и построили новый. Здания соединены переходом, отсюда же можно пройти на аэроэкспресс. Если же пойти по переходу дальше, то попадешь в огромный новый выставочный комплекс «Казань-Экспо».
Но нас больше интересовало, как добраться до города. Вариантов было два: полтора часа ехать на автобусе, заезжая в какие-то поселки, или домчаться на аэроэкспрессе за 28 минут. Понятно, что мы выбрали второй. В этом плане нам повезло, ибо отправлялся он через двадцать минут (а вообще, он ходит восемь раз в день примерно через два часа). Поднимаемся на современную станцию, покупаем в терминале билеты за 40 рублей, прикладываем их к турникетам и... ничего. Мы и так, и этак — бесполезно. Спасла нас сотрудница, которая вышла из своей будки и со словами «да проходите» рукой открыла перед нами дверку. Вся же автоматика так и осталась красиво мигать.
Выходим на крытую платформу, внешне напоминающую ангар, и испытываем еще одно потрясение: вместо симпатичной «Ласточки», запущенной к той же Универсиаде, пассажиров ждет отнюдь не новая электричка. Как выяснилось потом, проект, на который грохнули кучу денег, оказался нерентабельным, и аэроэкспресс опустился до уровня рядового электропоезда. Но все равно за него спасибо: с пятью остановками на пути мы в рекордно короткий срок прибыли на железнодорожный вокзал города.

Три перехода

До гостиницы, конечно, можно было бы добраться на автобусе, но мы выбрали что поинтересней — метро. В других городах России его строили в советские времена, и только в Казани — позже. Сейчас это одна линия, на которой 11 станций, и строительство метро продолжается.
На станции «Кремлевская» приобретаем в терминале жетоны. За них можно расплатиться и картой, и наличкой, а стоит одна поездка 27 рублей. Сами жетоны пластмассовые, легкие и так и норовят застрять в прорези турникета.
Спускаться долго не пришлось: глубина у Казанского метро чуть больше, чем в подземном переходе. Оформлены станции без архитектурных излишеств, по сравнению с Москвой там довольно темно и ощущается запах подземелья. Поезда же здесь ходят красивые и современные. Может быть, мы не попадали в час пик, но народу в метро было умеренно. Свободное место найдешь не каждый раз, но и давки не наблюдается. В любом случае метро — это, конечно, здорово: можно быстро и без проблем добраться куда нужно.
Порадовали и казанские автобусы, о которых было столько разговоров. Да, все они красные, но не все большие, есть среднего формата типа наших «пазиков». Да и перевозчики разные: от муниципального до частных, но все они работают по единой системе. Оплата проезда по карте (чек в этом случае не дают) или наличкой кондуктору, стоит билет те же 27 рублей.
Сеть маршрутов разветвленная, доехать можно хоть куда. Автобусов много, ходят часто. Загруженность, как правило, выше средней, но давки тоже нет. А еще они четко следуют расписанию. Поэтому бывает, что на какой-нибудь остановке автобус просто «зависает» и стоит десять минут. Пассажиры же спокойно ждут, когда он снова тронется в путь.
Есть в Казани и электротранспорт: зеленые троллейбусы и бордовые трамваи. Трамвайные остановки подняты над дорогой и обозначены знаками. По пути следования рельсы могут быть «замурованы» в асфальт, но остановка — всегда островок. К ней ведет пешеходный переход, а стоп-линия для машин расположена метрах в тридцати до остановки: когда люди идут к трамваю, автомобилей рядом нет.
Вообще, безопасность пешеходов здесь возведена в абсолют. Все дороги имеют ограждения, переходы четко обозначены. Иногда, если нужно пересечь дорогу, приходится долго идти в поисках ближайшего. С одной стороны, неудобно, а с другой — оправданно: уж лучше пройтись, чем попасть под колеса.
Довелось увидеть в Казани и такое ноу-хау, как умный переход. Стоп-линия для машин здесь оборудована приподнятыми над асфальтом светоотражателями, а сам переход — светящейся линией. Цвет последней меняется с красного на зеленый, в зависимости от сигнала светофора. Если же пешеход, приближаясь к дороге, на нее наступает, раздается звуковой сигнал: «Проход запрещен» или «Проход разрешен».
Не поняли мы лишь один момент: три пешеходных перехода вместо четырех на всех перекрестках. Надо пересечь одну дорогу, а приходится это делать в обход, через три другие. Удивила и неуступчивость водителей: на нерегулируемом, но обозначенном разметкой переходе они, даже видя людей, все равно пытаются проскочить у них перед носом. Будешь нерешительно стоять — не перейдешь никогда. Не раз приходилось видеть и стычки водителей, когда кто-то кому-то не уступил.
В центральной части города и в других посещаемых местах то и дело натыкаешься на платные парковки. Однако водители борются с этим по-своему: закрывают часть номера на машине бумажкой, чтобы его не могли считать.
Удивило и засилие заборов: огорожены не только дороги, но и учреждения, торговые центры, жилые дома — все. Не дай бог пойти через дворы: обязательно уткнешься в забор. Возле одного из торговых центров параллельно шли сразу три ограждения: дороги, торгового комплекса и соседнего здания. Смешно, но мы чуть не полчаса не могли попасть в «Макдональдс», который был обнесен забором со всех четырех сторон, а входить предлагалось через небольшую калитку с одной из них.

Домашний супермаркет

В Казани огромное количество гостиниц, и они не пустуют. Выбор огромный: от скромных хостелов до роскошных апартаментов. В отелях, где комфорт сочетается с разумной ценой, мест хронически нет. Многие приезжающие предпочитают снимать квартиры, которые обходятся дешевле. В целом же проблемы с крышей над головой нет: стандартный двухместный номер в адекватной гостинице, да еще с завтраком, обойдется 2,5 тысячи рублей в сутки.
Перекусить здесь тоже есть где. Тут уж кому что больше нравится: фастфуд, пиццерии, национальная кухня, заведения с турецким уклоном и прочее. Можно найти и совсем низкие цены, например, в дешевых столовых.
Чисто казанская изюминка — супермаркет домашней еды «Бахетле». Интересно, что встречается это заведение в самых разных форматах: от большого магазина до киоска в переходе. Помимо обычных продуктов здесь предлагается действительно домашняя еда — блинчики с начинкой, пироги, вторые блюда и прочее. Все только что приготовленное, зачастую теплое и очень вкусное. И делать ничего не надо: принес домой и съел.
А еще в «Бахетле» продается сладость, которую больше нигде не найдешь. Безумно вкусные пирамидки из сладких нитей называются «Талкыш калеве». Горе лишь в том, что хранить сей продукт надо в холоде, а значит в качестве подарка его не повезешь.
Когда мы начали решать последнюю проблему, то очевидных позиций оказалось две: татарский чай с травами и чак-чак. Привлекательно выглядели также восточные сладости под маркой «Хайран». Однако при ближайшем рассмотрении выяснилось, что производятся они… в Уфе.
Потрясающих воображение торговых комплексов мы в Казани не обнаружили (может быть, они нам просто не попались). Зато увидели, как здесь совмещают торговлю и реконструкцию. В ТЦ «Парк Хаус», например, отсутствовали лестница и эскалаторы, ведущие от входа на второй этаж, а подниматься предлагалось по единственному эскалатору в задней части здания. Ремонтные работы шли и на фудкорте, большая часть которого была обнесена забором. Интересно, как спасались бы люди, если бы в здании, не дай бог, начался пожар.

Утки на озере

Что приятно удивило в Казани, так это обилие воды. Она здесь повсюду, и ее очень много. Город разделяет широченная река Казанка, плавно впадающая в Волгу. Кроме того, по городу раскинулись озера, каналы и прочие водоемы, которые попадаются буквально на каждом шагу.
Один такой канал расположен под стенами Казанского кремля. Между гранитных берегов бьют красивые фонтаны, перекинуты мосты. Фонтан украшает и озеро Кабан. Лебеди и утки, среди которых и диковинные, подплывают прямо к спуску от театра имени Камала. Набережная озера, а оно довольно большое, сейчас реконструируется: место бетона занимают экоматериалы.

Говоря проще, вдоль берега прямо над камышами прокладывают деревянный настил. Оформлена прогулочная дорожка очень красиво: кругом цветы, замысловатые скамейки. Предусмотрены и спуски к воде, возле которой можно посидеть.
Такие же места для отдыха есть и в отдалении от центра. Взять хотя бы экопарк на озере Харовом. Вокруг заросшего камышами водоема проложены дорожки, сделаны домики для уток и смотровая площадка над водой. Рядом скамейки, где можно отдохнуть, арочный мостик, ближе к жилым домам — детская площадка. Вечером здесь включается освещение. Все просто и… мило.
Вообще, благоустройство — это конек Казани. Здесь столько потрясающе красивых скверов, что остается только завидовать. Понятно, что на Универсиаду и чемпионат мира по футболу город получил немалые средства. Но потрачены они с большим умом, при участии замечательных дизайнеров.
Возле яркого, похожего на замок кукольного театра огромная площадка отдана под детский сквер. Чего здесь только нет, чтобы привлечь малышей: и лазилки, и мостики, и необычные фигурки животных, и интересные растения. При этом все пространство засажено травой, над которой проложены дорожки из дерева.
Очень красивая территория получилась перед зданием «Тат-медиа». Здесь к чемпионату мира по футболу благоустроили не только сквер, но и большой участок улицы Декабристов. Тротуарная плитка разных цветов здесь так затейливо выложена, что сама по себе напоминает произведение искусства.
Ну и напоследок еще пример — бульвар Белые цветы недалеко от парка Победы. Расположился он в обычном квартале среди панельных девятиэтажек. То, что в местных дворах все по-простому, компенсирует потрясающе красивая зона отдыха: дорожки, фонтаны, светильники, игровые площадки, небольшие кафе, цветники, необычные деревья. И все это, заметим, в самом обычном, отнюдь не элитном, районе города.

Очарование слободы

Ну и, конечно, нельзя не упомянуть о достопримечательностях Казани, а точнее, о самом отношении к ним. Номер один в списке, конечно, Казанский кремль. Попасть за крепостную стену можно совершенно бесплатно и… круглосуточно. Погулять по территории, забраться на галерею, зайти в очень красивую мечеть Кул Шариф и старинный Благовещенский собор, посмотреть сквозь ворота на резиденцию президента республики и при этом не потратить ни копейки. Платный только вход в музеи (150 — 250 рублей, для льготников скидки) и подъем на сторожевую башню (50 рублей).
Очень красиво и рядом с Кремлем. Здесь и знаменитый Дворец земледельцев с деревом на фасаде (кстати, это местный минсельхоз), и «австрийский» квартал (стилизованный жилой комплекс), и Кремлевская набережная — пешеходная зона с ресторанчиками и прочими развлечениями.
От Кремля рукой подать до достопримечательности номер два — улицы Баумана, куда непременно завозят всех туристов. По сути это пешеходная улица в исторической части города с огромной кучей магазинчиков, кафе и завлекалочек типа памятника коту, ну разве что еще играют уличные музыканты. Однако туристы гуляют по ней с преогромным удовольствием, тратя на еду и сувениры кучу денег.
Невозможно не упомянуть еще два объекта, привлекающих туристов как мед. Первый — Старо-Татарская слобода, пара улиц, прилегающих к озеру Кабан. Старинные здания здесь сохранены в лучшем виде и передают атмосферу тех времен. Но это не просто красивое место, но и хороший источник прибыли. В зданиях располагаются гостиницы (еще и места не найдешь), кафе, музеи, магазины. Очень атмосферно выглядит и стилизованное подворье с козами, гусями и прочей живностью.
Популярна и «татарская деревня» — развлекательный комплекс «Туган Авылым». В деревянных стилизованных домиках расположены ресторанчики, мастерские, музеи, а территория так красиво оформлена, что глаз не оторвать. И туристов здесь тоже через край.
Да что старина, в Казани и из современных зданий умеют сделать конфетку. Центр семьи «Казан», присутствующий на всех магнитиках, — это построенный в 2013 году дворец бракосочетаний. Место для него выбрали привольное, на берегу реки, а формой он напоминает котел для плова. Здесь, а не на небесах, заключаются браки. Но если обойти «Казан» с другой стороны и преодолеть несколько этажей, то попадешь на смотровую площадку на крыше. Это просто рай для тех, кто хочет получить красивое фото на фоне кованых украшений площадки или панорамы города. Подняться сюда могут все желающие, заплатив 100 рублей. Сюда же после церемонии поднимаются счастливые молодожены.
Можно долго рассказывать и о других достопримечательностях: аквапарке, мосте Миллениум, усадьбе, где жил Ленин, зоопарке и прочих. Даже будучи в Казани неделю, соскучиться не успеешь.
На обратной дороге нам повезло: в аэропорт нас отвезла все же «Ласточка», хоть и не столь роскошная, как в Москве. Правда, двери она почему-то открыла с другой стороны, и пассажиры бежали четыре этажа вверх, по надземному переходу, и снова вниз. А в аэропорту, пока мы ждали рейс, вдруг отключилось электричество: в терминале стало темно, погасли электронные табло, остановилась регистрация, перестали работать кассовые аппараты в кафе. Коллапс длился минут двадцать, и местные сотрудники, казалось, были даже не удивлены.
В это время мимо окон проехал невиданный для Казани белый «пазик» 197-го маршрута, связывающего город и аэропорт. И сразу же, вспомнив Уфу, мы восприняли это как знак, что пора возвращаться домой.
Читайте нас: