Издательство «Республика Башкортостан»

Последний романтик Микаэл Таривердиев

Андрей Вознесенский называл его «изящной нотой в наши бетонные дни»

Микаэл Таривердиев — обладатель наибольшего числа премий за киномузыку в мире.
Микаэл Таривердиев — обладатель наибольшего числа премий за киномузыку в мире.
Автор: Елена ШАРОВА
Фото: электронные СМИ
версия для печати
Микаэл Таривердиев — обладатель наибольшего числа премий за киномузыку в мире.

В конце прошлого года отмечался юбилей Микаэла Таривердиева, и в Уфе состоялся театрализованный концерт «Последний романтик». Прекрасным вечером поклонники творчества композитора были обязаны нашему Национальному симфоническому оркестру и режиссеру концерта Радмиру Шайхутдинову, кстати, уроженцу нашей столицы.

Моноопера «Ожидание», которую в этот вечер услышали уфимцы, стала дипломной работой Радмира. Об этом произведении — первый вопрос вдове композитора, посетившей Уфу.

«Другая музыка» композитора


— Писалась ли моноопера специально для певицы Марии Лемешевой, дочери знаменитого тенора?


— Микаэл Леонович никогда не писал музыку — оперы, балеты, органные поизведения, как он говорил, другую музыку — на заказ. Для фильмов — да. Но и эта работа была для него настолько личной, что киномузыка начинала жить своей собственной жизнью. С Лемешевой же он дружил, она была исполнительницей нескольких его произведений, в том числе партии Прасковьи Петровны в опере «Калиостро». Он считал ее образцом вокала.


— Говорят, музыка Микаэлу Леоновичу даже снилась.


— Она приходила к нему по-разному. Если речь идет о фильмах, то прежде всего он изучал сценарий. Кстати, долго не соглашался писать музыку к «Семнадцати мгновениям весны» — уже работал в тот момент с Вениамином Дорманом над «Судьбой резидента» и решил, что слишком много в его жизни шпионов. Сомневался до тех пор, пока не нашел свою тему — тему ностальгии по Родине, тоски по родному небу.


Знаете, вот все уверены, что наизусть знают его работу к «Семнадцати мгновениям». Но когда мы делали перезапись, оказалось, что это 4,5 часа музыки. На концерт, где она исполнялась, пришел Вячеслав Тихонов. Он был человеком очень закрытым, ранимым, трогательным. Принес незабудки. Тихонов сам попросил слова, что было для него беспрецедентным, и сказал: «Я, похоже, никогда не слышал этой музыки».


А по «другой музыке» можно было сказать не только, какой Микаэл Леонович человек, но и как она действует на других. После концертов ко мне подходили люди и говорили, что стали лучше, добрее...


Таким произведением для меня стала симфония для органа «Чернобыль». Мы были там в 1986 году. Я работала тогда в газете «Советская культура», организовывала выступления артистов для ликвидаторов аварии. Согласились ехать три человека: Николай Крючков, Элина Быстрицкая и Микаэл Таривердиев. Впечатление было очень сильным, но о том, чтобы что-то написать, он не заговаривал. В феврале следующего года случилась очень драматичная для него история. В Большом театре ставили его балет «Девушка и смерть». За две недели до спектакля его сняли. Это, конечно, было результатом подковерной возни. Таривердиев был совершенно подавлен. И тогда эта симфония на него просто «упала». Все тридцать минут «Чернобыля» как-то моментально уложились в его голове. Он сел за орган в своей студии и сыграл ее от начала до конца.


Полифонический город Тбилиси


— Писали, что уже в музыкальной школе он показал себя как очень одаренный ученик. Нередко вундеркинды с детства в зрелом возрасте куда-то пропадают. Что помогло ему не растерять свой уникальный талант?


— Тбилиси, где он родился, удивительно музыкальный город. Микаэл Леонович посвятил ему первую главу своей книги «Я просто живу». Музыкой были наполнены улицы, дворы. Он рос, дыша ею. Лет в пять впервые сел за фортепиано. Оно стояло у соседей, и он просто дневал у них и ночевал. Им это, естественно, надоело, и соседи родителям сказали: «Ну купите уже ему свой инструмент!» Таривердиев рано начал писать, во многом благодаря поощрявшей его маме. Есть его детский «Концерт для фортепиано с оркестром» — размашисто прописанные пассажи на одну страницу — и обрыв. Надоело.


А удержаться в этой стихии ему помогли божий дар, мама, конечно, и бесконечная страсть к музыке, которая просто не отпускала его.


— Как Микаэл Леонович вошел в вашу жизнь?


— К началу наших с ним отношений, кстати, причастна и ваша республика в лице моей хорошей подруги Лейлы Исмагиловой. Наш роман начался в Вильнюсе, куда я поехала на фестиваль, организованный Родионом Щедриным. Для меня эта поездка оказалось не только тем самым случаем, который переворачивает жизнь, но и просто подарком: моя прабабушка была литовкой, а я никогда в тех краях не была. Мне понадобилась для работы статья о произведении Родиона Щедрина для органа, писать ее никто не хотел. Кто-то посоветовал обратиться к Таривердиеву. Он написал блестящую статью. Вот в Вильнюсе мы впервые и встретились. Весь день провели вместе. А потом и всю жизнь …


С Лейлой мы как раз жили в одном номере. С тех пор дружим.


С его творчеством я, будучи музыковедом, конечно, познакомилась раньше, чем с ним. Чтобы уж быть точной, случилось это в детстве. В тринадцать лет моим любимым писателем был Лев Кассиль. Я тогда отдыхала в «Артеке», помню, сидела на пригорке, над головой была радиоточка. И тут я услышала о том, что Кассиль умер. После этого объявления зазвучала песня «Маленький принц». Это было очень созвучно моим тогдашним чувствам.


Музыкальный наследник


— Знаете, очень сложно представить его в сегодняшней атмосфере шоу-бизнеса. Как бы он существовал, по-вашему, в этом мире?


— Как ни странно, Микаэл Леонович высказывался об этом задолго до того, как все вот так сложилось. У него это тревожное мироощущение стало проявляться в его поздних произведениях: опере-сатире «Женитьба Фигаренко», например, в симфонии для органа «Чернобыль», концерте для органа «Кассандра». Эта музыка была его прощанием с миром и расставанием с надеждой. Он как-то сказал, правда, в связи с Чернобылем: «Вы ждете огненного дождя? Он уже идет. Апокалипсис начался». С этим ощущением он и ушел.


— В одном интервью вы говорили, что его музыка особенно близка японцам. Почему?


— В Японии любимый композитор — Чайковский. Таривердиев в каком-то смысле его наследник: абсолютная доверительность, открытость и возвышенность. Поэтому он так и любим японцами, чрезвычайно ценящими эту доверительность, хотя они и кажутся людьми очень закрытыми. Кстати, знаменитый звездный дуэт «Хиде-Хиде» организовал целый тур по Японии с музыкой Таривердиева.


— Перед Новым годом вы, как и вся страна смотрите «Иронию судьбы»?


— Каждый год 31 декабря мне звонил Эльдар Александрович и задавал один и тот же вопрос: «Старуха, а ты смотришь «Иронию судьбы»? Так что один раз в год я-таки включаю телевизор. Чтобы добиться такого исполнения музыки, которое звучит в фильме, Таривердиев на репетициях с Аллой Пугачевой к каждой песне сделал минимум 30 дублей.


— Вам не кажется, что музыкой в кино сегодня занимаются дилетанты?


— Она перестает быть даже просто ремеслом, не то чтобы творчеством. Я ежегодно бываю на фестивале «Кинотавр», где проходит конкурс имени Таривердиева на лучшую музыку к кинофильму. Просматриваю все ленты. Большая музыка ушла из кинематографа, то, что там звучит, раньше называли «музыкой кадра». Смысл исчез.

А вы знали, что...

  • Таривердиев написал гимн школы, в которой учился.
  • В Ереване 18-летний Микаэл однажды чуть было не женился на племяннице Арама Хачатуряна. Была объявлена помолвка, но в отсутствие Таривердиева у его невесты случился роман. Узнав об измене, Таривердиев расстался с девушкой. В Москве, увидев Микаэла на экзамене в Гнесинке, Арам Ильич спросил: «Как ты собираешься после всего этого ко мне поступать?» Микаэл ответил: «Если вы сочтете меня недостойным, то не примете». Выдержав конкурс в семь человек на место, Таривердиев единственный с оценкой «5+» поступил в класс Арама Хачатуряна и стал его любимым студентом.
  • Он был первым, кто ввел в киномузыку звучание клавесина.
  • Таривердиев написал музыку к 132 кинофильмам и ряду спектаклей, более ста песен и романсов, четыре балета, четыре оперы, камерные вокальные циклы, симфонию, три концерта для органа, два концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра.
  • В 1960-х годах Таривердиев был отчаянно влюблен в Людмилу Максакову. Однажды ночью они ехали на машине по Ленинградскому проспекту. Максакова была за рулем. Внезапно из кустов под колеса выскочил пьяный человек. Таривердиев заявил ГАИ, что за рулем был он. Его осудили на два года. Следствие длилось тоже два года, после суда его освободили. Максакова его фактически оставила: во время последнего заседания суда уехала с друзьями. У него тогда чуть не отнялись ноги. После этого композитор решительно прервал все отношения. Так что фильм Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих» основан на реальных событиях, да еще с участием более чем известных людей.
  • Сын Карен был майором-десантником, участвовал в войне в Афганистане, служа в подразделениях спецназа ГРУ, награжден орденом Красного Знамени, дважды орденом Красной Звезды и медалями, несколько раз был тяжело ранен.
  • Имя Микаэла Таривердиева носит единственный в России Международный конкурс органистов, который с 1999 года проводится каждые два года в Калининграде.
  • Таривердиев вошел в Книгу рекордов Гиннесса как обладатель самого большого числа премий за музыку для кино.
  • Как-то при встрече с Арменом Джигарханяном последний полушутя-полусеьезно сказал:
  • «О, живой классик!» На что Микаэл Леонович ответил: «Полуживой романтик».
  • В 80-х годах Микаэл Таривердиев побывал в Уфе вместе с известным трио «Меридиан». Выступления проходили в производственных коллективах города и в вузах.
Опубликовано: 13.01.17 (11:10) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
   
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

Началась основная подписка на I полугодие 2019 года по каталогу периодических печатных изданий
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету
Наблюдение за реками в режиме онлайн Наблюдение за реками в режиме онлайн
В Башкирии проходят «Дни реальных дел»
Иван 2018-08-31 16:21:59
А пенсии народу попрошу вернуть!... далее
Врачи из Уфы вошли в международный реестр роботических хирургов
Иван 2018-08-31 16:21:04
Ну да хорошо, конечно, и о косяках сразу все узнают.
...
далее
Константин Толкачёв: Обращение Президента РФ снимет напряжение с пенсионной реформы
Радик Мухарямов 2018-08-31 13:47:20
Как далеки они от народа. Принимать желаемое за действительность, что может быть ...... далее
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться