Газета «Республика Башкортостан»

Ромео и Джульетта башкирского балета

Мавлюкасова и Маняпов достойны сцены Большого театра, считает Юрий Григорович

Дуэт Гульсины и Ильдара в «Анюте», трудный технически и эмоционально, был исполнен мастерски.
Дуэт Гульсины и Ильдара в «Анюте», трудный технически и эмоционально, был исполнен мастерски.
Автор: Алла ДОКУЧАЕВА
Фото: с сайта театра
версия для печати
Дуэт Гульсины и Ильдара в «Анюте», трудный технически и эмоционально, был исполнен мастерски.

Если вспомнить начальные шаги первой танцевальной пары Башкирского театра оперы и балета Гульсины Мавлюкасовой и Ильдара Маняпова, то окажется, что они удивительным образом похожи.

В пять лет родители отдали дочку во Дворец детского творчества. Затем привели в училище, и, если она жаловалась на обычные в балете боли в суставах, ее папа, профессиональный музыкант, повторял одно: «Терпи!».


Ильдара мама привела на танцы тоже в пятилетнем возрасте. Причем еле уговорила принять его вместе со старшим братом, потому что в ансамбль «Ляйсан» при Дворце культуры нефтяников брали ребятишек только с шести лет. Между тем старший Ренат вскоре ушел в другой кружок, Ильдар же занимался с удовольствием, а покинул коллектив вслед за любимым руководителем, знаменитым Хашимом Мустаевым, без которого уже начинавший понимать вкус танца восьмилетний артист не мыслил себя в ансамбле. Но и дома просто «мыкался». Вот и надумали определить Ильдара в детский театр танца «Браво» к Равису и Светлане Харисовым, в прошлом прекрасным танцовщикам, а затем не менее ярким педагогам.


Оттуда через два года Ильдар поступил в Башкирское хореографическое училище. И ему, и Гульсине очень повезло с учителями. Ильдар осваивал истинно мужской стиль: на первом курсе с неподражаемым Владимиром Шапкиным, на втором — с одним из лучших «принцев» советских времен Наилем Сарваровым, на третьем — с легендой башкирского балета Юлаем Ушановым. А Гульсина и по сей день с благодарностью вспоминает, каким строгим наставником в год ее выпуска из училища была Леонора Куватова, народная артистка РФ. И с улыбкой добавляет, что Леонора Сафыевна уже в качестве художественного руководителя балетной труппы театра, анализируя исполнение главных партий, все с той же неизменной требовательностью приговаривает: «Чтоб не зазнавалась». Скупая на похвалу «в глаза» артистам, Леонора Сафыевна в нашей беседе воздала им должное: «В «Анюте» дуэт Гульсины и Ильдара — главной героини и ее возлюбленного Студента, — технически невероятно трудный и эмоционально насыщенный, был исполнен просто мастерски». А после премьеры «Спартака», где Гульсина танцевала Эдину, постановщик спектакля Юрий Григорович сказал, что этот состав не стыдно показать на сцене Большого театра. Ильдар же в партии Спартака столь же благороден, как и в жизни.


Такие же добрые слова об этой паре слышала от Шамиля Терегулова, их первого театрального наставника. В Гульсине и в Ильдаре тогдашний художественный руководитель балета не только разглядел дар божий, но и их общее будущее. На свадьбе молодой четы сказал: «Когда ставил «Ромео и Джульетту» с вами в главных партиях, заранее предвидел, что будете вместе».


В одном из первых своих интервью юная Гульсина на вопрос об отношении к семейной жизни ответила: «Избранник должен принимать определенный ритм балетного существования». Судьба оказалась щедрой: слова любви Гульсина услышала от своего главного партнера, и не где-нибудь, а в Париже возле Эйфелевой башни, когда их балетная труппа была на гастролях. Сейчас, по истечении восьми счастливых лет, она шутит, что не так-то легко «переносить» друг друга круглосуточно. Творческие споры на репетициях порой достигают такого накала, что опытный педагог-репетитор Людмила Шапкина предпочитает терпеливо помолчать, пока супруги не договорятся о каком-нибудь нововведении, казалось бы, в давно отточенные образы. Зато за порогом театра действует незыблемая договоренность: они обычная семья с заботой о дочке, о родителях, с решением бытовых и прочих домашних проблем.


Впрочем, хватает и других тем для размышления. Ильдар, например, разрывался между желанием преподавать дуэтный танец в хореографическом колледже, где с 2005 года занимался с учениками, и необходимостью зарабатывать для семьи более достойные деньги, чем те крохи, что, к сожалению, существуют в системе образования. Конечно, жаль, что такой специалист пока потерян для колледжа. А заметил его способности наставника все тот же Шамиль Терегулов и направил в Питер, в Вагановку, поучиться у тамошних педагогов. Сценический опыт Ильдара востребован в театре, где он третий год ведет ежедневный утренний класс.


Отдача, с которой эта пара заставляет нас, зрителей, и смеяться, и плакать, и сочувствовать их героям, достигает апогея во всех спектаклях, где они участвуют: будь то «Дон Кихот» или «Семь красавиц», «Жизель» или «Спартак», «Спящая красавица» или «Лебединое озеро». В родном ли театре или во дворцах культуры городов республики, на гастролях в Англии, Франции, Германии — везде народных артистов Башкортостана Гульсину Мавлюкасову и Ильдара Маняпова зрители награждают бурей аплодисментов, возгласами «браво», морем цветов, восхищением и любовью.


Закрывается занавес, затихают овации, смывается грим, блестящие наряды сменяют обычные джинсы. Их могут и не узнать на улице — настолько они просты и скромны. Но если с ними познакомишься поближе, то их обаяние, эрудиция, профессиональные знания, полученные за время учебы в академии искусств, невольно выдадут их как людей творческих, талантливых и осознающих свою ответственность за тот божий дар, которым они отмечены.

Опубликовано: 09.08.16 (10:24) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
В роли короля гуннов — режиссер спектакля Ильдар Абдразаков.    

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • Открытие трудового семестра в вузах РБ
  • Актеры тюркоязычных театров посетили Площадь Салавата
  • Республика Башкортостан приняла эстафету Всероссийского театрального марафона. Торжественная передача символа Года театра от коллег из Пермского края состоялось  10 мая 2019 года на сцене Уфимского государственного татарского театра «Нур»
  • Всероссийский
конгресс «Вектор
Детство-2019»,
прошедший
в уфимском Конгресс-
холле, собрал более
700 участников
со всей страны —
уполномоченных
по правам ребенка
регионов, которые
на этой же площадке
провели свой съезд,
представителей власти
и родите

Вернуться