• 26.02.18  Сегодня - Всемирный день неторопливости
  • 26.02.18  Сегодня - День стекломойщиков
  • 26.02.18  Выплаты клиентам «Уралкапиталбанка» начнутся 28 февраля
  • 26.02.18  В Башкирии в 2017 году на 6,7% снизился уровень преступности‍
  • 26.02.18  Башкирия вернет бюджетные кредиты на 8,2 млрд рублей
  • 16.02.18  В Уфе в акции памяти Бориса Немцова участвовали около 40 человек
  • 26.02.18  В Уфе пройдет ярмарка вакансий для молодежи и женщин, имеющих малолетних детей

Заглянуть за горизонт

Наукой надо заниматься, глядя в будущее, а не живя одним днём, считает Альфис Гаязов

версия для печати
9 | 9

Восточные мудрецы утверждали: в 60 лет у человека начинается молодость. Но это понимаешь только в 70, уточняет Альфис Гаязов, президент Академии наук РБ.

 

Педагогический стаж — 800 лет


Ваша жизнь связана с образованием и педагогикой: Бирский пединститут, БГПУ и, наконец, пост министра образования. Что для вас учитель и почему вы выбрали эту профессию?


— Педагог в моем большом роду — профессия наследственная. Общий учительский стаж нескольких поколений — более 800 лет. Из них только на моего брата, двух сестер и меня приходится почти 150.


Для меня учитель стоит в одном ряду с родителями. Это тот, кто укажет путь, поможет раскрыть талант и возможности. Интеллигент, энциклопедист, человек, ассоциирующийся с культурой и образованием.


В 1900 году выдающийся ученый и просветитель, религиозный деятель Ризаэтдин Фахретдин писал: народ, у которого нет образованных людей, несчастен, народ, забывший своих великих ученых сынов, слаб. Такой народ идет к смерти, прежде всего духовной.


— Какие воспоминания остались у вас о вашей школе, учителях?


— Я родился в селе Старые Казанчи, где еще до революции жили представители девяти национальностей — башкиры, татары, русские, поляки, турки, украинцы. До 1917 года это был практически небольшой городок, волостной центр — 2,5 тысячи человек. У нашей школы долгая и интересная история. Представьте, впервые она официально упоминается как медресе в середине XVIII столетия. Там учились многие выдающиеся деятели, например, Гали Чокрый. Светской школа стала после революции.


С учителями нам повезло: каждый из них был индивидуальностью, и нас они воспитывали личностями, находя к каждому свой подход. Принцип нынешней системы образования «надо учить учиться» они применяли уже тогда, когда и речи не было о каких-то экспериментах, инновациях.


Например, учительница немецкого языка Флюра Мамашева так преподавала свой предмет, что я до сих пор помню спряжения глаголов. А это был шестой класс. Не говорю о том, что вообще значило в военные и послевоенные годы учить детей языку врага.


Многие знают и любят книгу «Республика ШКИД» и незабываемого директора школы Викниксора, но мало кто помнит того, кто был его прототипом, — великого педагога Виктора Сороку-Россинского. Вот он как раз считал, что преподаватели в школе должны быть самыми разными — молодыми и не очень, красивыми и так себе, строгими и мягкими. Тогда они станут дополнять друг друга, и ученики такой коллектив будут воспринимать не как безликое руководство, но как живых людей со своим характером, привычками. Такой и была наша школа.


Нанотехнологическая мода


— Российская академия наук переживает реформы, не всегда оправданные. Если просто — в чем их суть? Как коснулись они нашей академии?


— Страна меняется — значит, меняется работа академии, которая сейчас заключается в том, чтобы сократить путь от идеи до внедрения научной разработки, от исследований до практики. Поэтому реформы, а именно укрупнение научных учреждений, вполне оправданны.


Возьмем такой серьезный вопрос, как влияние генетических исследований на определение здоровья будущего поколения. К сожалению, Россия — одна из тех немногих стран, где не практикуются дородовые обследования будущих мам, тогда как многие отклонения можно определить заранее. Сегодня мы как раз создаем лабораторию — на базе академии и БашГУ.


Только ленивый не критикует нас за неэфективность аграрного сектора. У нас есть очень интересные технологии — это технологии повышения плодородия земли, воспроизводства ее репродуктивности, уменьшения доли гербицидов при сохранении их силы.


Чтобы довести новые разработки до потребителя, требуется объединение разных наук, разных сфер, а значит, укрупнение учреждений, создание таких организаций, которые способны разработать стратегию развития республики на много лет вперед. То есть нужно уметь пользоваться экономическими знаниями, делать демографические прогнозы, анализировать производственную сферу, знать футурологию: ведь это даже не перспективное планирование, которое имеет границы. Силами одного отдельно взятого института сделать такую работу, конечно, невозможно.


Так что реформы назрели давно. Но подходить к ним нужно очень взвешенно: чтобы не потерять кадры, уловить требования времени и — чисто эмоциональная задача — заразить людей идеями. Пусть они занимаются наукой, глядя в будущее, а не живя одним днем.


Когда великий экономист Леонтьев выдвигал свои идеи (он был единственным, кстати, российским экономистом, получившим Нобелевскую премию), то нашел применение своим талантам только в Америке, оставшись на родине непонятым. В частности, его знаменитая теория о том, что двигателем экономики является конкуренция, была принята в штыки. К сожалению, это заглядывание вперед, за горизонт всегда будет удивлять.


Учитывая это, мы создали институт стратегических исследований, с центрами, в которых сосредоточены все научные направления.


Остается актуальным, конечно, вопрос финансирования. Не будем забывать, однако, что во всем мире источники финансирования науки — это гранты, средства спонсоров и результат внедренческой деятельности. Наше слабое место в том, что у нас мало людей, которые стоят рядом с замечательным ученым на подхвате и реализуют его гениальные мысли на практике. Среди собственников немного людей, которые думают о масштабах возможной прибыли и о том, что вообще будет с его производством. Они живут себе где-то в Англии, Австрии, и наши проблемы для них — пустой звук. Их задача — выжать из своего производства все, что можно, сейчас.


Есть у нас, например, проблема трудноизвлекаемых запасов нефти. Представьте себе полость, где залегает нефть. Ее прокачали там, где было удобно, а где-то в нише, куда попасть трудно, она осталась. Технологий ее добычи много: либо закачивают воду, либо используют теплый пар. Для компаний, которые сегодня добывают нефть, получаемой прибыли вполне достаточно. А ведь у нас есть новые технологии добычи вот этих самых трудноизвлекаемых запасов, но для них нужно создать учебно-научно-производственный полигон, отработать на нем эти технологии. Понятно, что это требует определенных финансовых затрат.


— Не сомневаюсь в компетенции нынешних членов академии, но не стоит ли перед нами извечная проблема старения кадров?


— Средний возраст наших академиков — 74 года. Сейчас мы разрабатываем систему материальной поддержки начинающих ученых. Кто такой академик? Человек, который удостоен этого звания за свои заслуги и таланты, и государство его поддерживает академической стипендией в 50 тысяч рублей. У членкора эта сумма в два раза меньше. Не хотелось бы, чтобы, заслужив звание, человек почивал на лаврах. Поэтому сейчас мы разрабатываем систему многоступенчатых выборов, но ее сути пока не разглашаем. Ее должен одобрить общественный совет, тогда и поговорим на эту тему.


— Электронные СМИ отметили, что бывший ректор УГНТУ Айрат Шаммазов, возглавлявший академию в 2005 — 2012 годах, сравнил ваше новое место работы с добровольным служением на галерах. «Даже мне, человеку с техническим образованием, было сложно координировать нефтедобычу, машиностроение, авиаприборостроение, а президент академии обязан ставить задачи по всем этим направлениям и контролировать их исполнение»,— заметил он. Вы согласны с его мнением?


— Айрат Мингазович много лет успешно возглавлял академию и знает, что говорит. От президента академии, считаю, требуется прежде всего умение видеть глобальные проблемы, не упустить из виду ни малейшей мелочи, которая, быть может, мелочью лишь кажется, но чрезвычайно актуальна в это время. Упустили же в свое время генетические исследования Вавилова, до сих пор догоняем. Посчитали психологию буржуазной наукой — опять же догоняем.


Но и перебарщивать не стоит. У нас сейчас куда ни глянь — сплошные нанотехнологии. Иногда за «нано» берутся вузы, просто по определению не имеющие к ним никакого отношения. Нельзя допустить, чтобы наукой управляла мода.


Хочу также упомянуть, что академию в разные годы возглавляли очень компетентные, знающие люди. Они создали тот фундамент, на который мы опираемся сейчас.


— Не секрет, что регалии и звания некоторых нынешних ученых «заработаны» не совсем честным путем. Мы, журналисты, нередко получаем от них статьи, которые приходится переписывать, в том числе исправляя элементарные грамматические ошибки. Как считаете, насколько надежен в этом смысле научный потенциал республики, что делать, чтобы подобных примеров не было?


— Очень сложный, острый, в том числе и в этическом отношении, вопрос. И это последствия 2000-х годов, когда создавались «творческие группы», которые писали работы на заказ, особенно по гуманитарным наукам. Втроем диссертацию можно было сделать за месяц — а это приличные деньги. Сейчас мы принимаем меры против такой позорной практики. И начинаем с ужесточения процедуры защиты, системы контроля через программы «Антиплагиат», «Диссернет». Особое внимание — работе советов по защите: именно там довольно часто проходят слабые диссертации.


Но суть проблемы даже не в этом. Мы еще только восстанавливаем систему подготовки научных кадров. Раньше в аспирантуру шла молодежь, которая проявляла свои таланты еще в студенческую пору. Кстати, не очень-то туда и рвались: если в аспирантуру поступал выпускник вуза, ему приходилось перебиваться на стипендию в 75 рублей, если же человек уже поработал на производстве, стипендия доходила до 100 рублей. Поэтому в науку шли настоящие энтузиасты или те, кто по материальному положению мог себе это позволить.


Зато после защиты новоиспеченный кандидат уже чувствовал себя защищенным, получая хорошую зарплату. Сегодня такой уверенности в завтрашнем дне пока нет. Вузовская зарплата не столь уж высока, да и профессоров с избытком.

 

Фантомас от литературы


— Как пробудился в вас писатель? Нет ли желания написать современные «Девять дней одного года», учитывая ваше нынешнее место работы?


— Он не пробудился, он всегда был, просто не проявлялся. Творчество имеет свои законы — прежде всего оно вне времени и пространства. Иногда сидишь на таком пристойном мероприятии, как совещание, и вдруг — оп, что-то всплыло. Многое забывается, поэтому я завел привычку записывать все сиюминутное, потом пригодится.


Вообще-то я себя нигде не называл поэтом или драматургом, хотя творческий багаж приличный. Нахожусь в постоянном поиске, кардинально меняя подход буквально к каждому стихотворению, иногда возвращаясь к написанному через год, для того чтобы поработать над одним только словом.

 

Многослойность, многогранность появляются только тогда, когда после отчаянных поисков ты находишь слово, которое начинает «играть». А событие, которое легло в основу произведения, становится личным событием для многих людей. В противном случае это просто бытописание.


Повторю, мне повезло с учителями. Общее литературоведение нам, например, преподавал Иван Дмитраков — человек, переехавший сюда не по своей воле в 60-е годы. Работал он в Пушкинском доме в Петербурге, знал несколько языков. Мы прозвали его Фантомасом: он был высокий, лысый. Считали мы его стариком, а ему было-то в те годы лет сорок.


Что касается «Девяти дней», это был, можно сказать, программный для 60-х годов фильм, с героями, которые не сомневались в том, что наука выше всяческих материальных благ. Нам бы такую гвардию. Правда, по секрету скажу: давно работаю над одной историей из жизни ученых.

 

— Вы взялись за самые трудные жанры — драматургию (а это не рассказы, которые можно расцветить описанием) и детские произведения.


— Сочинение стихов для детей — возможность вспомнить мир детства. С годами мы теряем способность думать, как дети, фантазировать, вести себя непосредственно и откровенно, как они. Быть может, поэтому

Опубликовано: 08.07.16 (11:20) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Наука
   
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Не убрали снег во дворе? Звоните
22.11.16
Вспомнить всех поименно

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Внимание! Горячая линия!
И белый лебедь на пруду… («Ветеран») 23.02.18 (11:51)
Ганиева Лилия 2018-02-25 15:28:35
В Бирске целой семье министерство здравоохранения отказало в бесплатных лекарствах
Житель 2018-02-25 14:16:47
В Бирске целой семье министерство здравоохранения отказало в бесплатных лекарствах
Гость 2018-02-25 14:05:24
В Башкирии пополнился список моногородов
Коваль 2018-02-24 00:15:54
Рустэм Хамитов: Большинству нужны не льготы и пособия, а семейное счастье
Михаил 2018-02-21 11:28:29
В Башкирии виновный в пытках полицейский получил четыре года условно
прохожий 2018-02-21 00:36:59
В Уфе накажут родителей учеников, оскорбивших одноклассницу
Водолей 2018-02-16 21:52:23
В Уфе задержаны похитители дорогих иномарок из Оренбурга
Дмитрий 2018-02-16 13:27:18
По прозвищу Птенчик (Cоциум) 08.02.18 (11:34)
Уфимец 2018-02-09 13:06:12
Не падать раньше выстрела (Cоциум) 01.02.18 (19:13)
Лариса Владимировна 2018-02-07 13:56:47
Встретились «однажды вечером» Глафира и Иван... (Культура) 15.01.18 (19:40)
Елена 2018-01-20 19:25:07
Врачи рискуют остаться без медсестёр (Экономика) 27.03.13 (10:39)
Буравдева 2018-01-20 00:54:10

  • В Уфе протестировали  современное оборудование,которое будет использоваться на выборах