Издательство «Республика Башкортостан»

«Маска», я вас знаю!

Городской театр юного зрителя к новогодним ёлкам готов

Актеры «Маски» — непременные участники всех городских праздников.
Актеры «Маски» — непременные участники всех городских праздников.
Автор: Елена ШАРОВА
Фото: Мария ЕМЕЛЬЯНОВА
версия для печати
Актеры «Маски» — непременные участники всех городских праздников.

В декабре, перед самым волшебным праздником — Новым годом, не только дети, но и взрослые начинают верить в чудеса и исполнение желаний. Одному Деду Морозу со всеми делами не справиться, и на помощь ему приходят актеры театров. Обязательный участник пред- и новогодних праздников — единственный в столице театр юного зрителя «Маска». В этом году артисты будут развлекать ребят на 42 елках. Это не считая репертуарных спектаклей, которые будут идти в новогодние каникулы.

Выросли из «шинели»


У директора театра, заслуженного артиста России Юрия Карманова опыт новогодних представлений огромный. В 1997 году в Октябрьском районе появился Центр детского творчества «Маска», который он возглавил. Детей учили вокалу, танцам, прикладному и театральному искусству, для малышей работала школа раннего развития.


В 2012 году из «шинели» центра вырос нынешний ТЮЗ. Сначала театр находился под крылом Октябрьского района, потом коллектив под свою опеку взяла администрация города. «На жизнь» театру выделяют субсидии, и он в долгу не остается. Артисты участвуют во всех городских праздниках: Аксаковских днях, Рождестве и Масленице, помогают проводить золотые свадьбы, посещают детей-инвалидов.


— Мы ничем не обижены, — считает Юрий Карманов. — Единственное пожелание, чтобы у ТЮЗа было свое здание на красной линии, с залом не меньше чем на четыреста детей. От нынешнего здания театра, хоть и всячески обихоженного, все же веет бойлерной, с которой ему приходится поневоле соседствовать.


Из бизнеса — на сцену


Впрочем, театр — это не только здание, это и люди, актеры. Банально, но факт: для детей надо играть, как для взрослых, но еще лучше. Соответственно, и коллектив театра подбирается тщательно и с пристрастием. Кто-то приживается, кто-то нет, но претенденты идут и идут. Некоторые даже едут: из Самары, Санкт-Петербурга, Саратова. Случаются и забавные истории: одна молоденькая бизнес-вумен вовремя прозрела и поняла, что не для этого на свет родилась, а для служения Мельпомене. И служит… в ТЮЗе.


— Почему иные не приживаются? — пожимает плечами руководитель театра. — Зарплата небольшая, а профессия очень сложная. Она требует нервов, чувств. Это не то, что пришел на завод, отработал и ушел. Это работа круглосуточная. Талант — на один процент дарование и на 99 процентов труд. Актер должен приходить к режиссеру и предлагать свое видение спектакля, а не ходить по сцене и требовать: «А вы мне покажите». Все они мои соавторы.


«Маска» делает то, чего не делает ни один другой театр города, считает Юрий Михайлович. Взять хотя бы охват зрителей. В репертуаре есть сказки, которые идут всего 45 минут, иначе юным театралам придется менять штанишки. Приходят школьники — пятые-шестые классы, уже не дети, но еще не взрослые. На подходе пьеса «Сотворившая чудо» о дружбе учительницы и слепоглухонемой девочки Эллен Келлер, ставшей впоследствии писательницей и политической активисткой.


— Такие спектакли должны смотреть не столько дети, сколько родители, — отмечает руководитель театра. — Чтобы руки не опускали, боролись за детей до конца, а не отдавали в интернаты — ничего хорошего из этого все равно не выйдет.


Красных Шапочек есть запрещается


Еще одна проблема театра, которой, впрочем, не удивишь ни один российский творческий коллектив, — отсутствие хороших пьес. Не интересуют наших драматургов сложности переходного возраста, как, к слову, и нежного детсадовского тоже. Сотрудники театра сродни кладоискателям: вдруг в куче интернетовской шелухи блеснет жемчужина писательского вдохновения? Правда, за «жемчужины» иной раз заламывают непомерные цены. За сказку «Зайка-зазнайка» — творение Сергея Михалкова — его родня запросила 10 процентов от сборов, а сказка-то, в общем, так себе. От нее отказались. Работают с теми авторами, которые берут по-божески — 5 процентов.


— Ребенка трудно провести, подсунув ему третьесортную пьеску: он не анализирует, он просто живет на эмоциях, — подчеркивает заведующая литературной частью Людмила Волкова. — Волки, например, у нас добрые, Красных Шапочек не едят, а велят не ломать ветки в лесу и мыть уши. Со старшими сложнее: они хотят зрелищ. Один такой зритель, пришедший на «Блиндаж», даже обиделся на мой вопрос: «А что ты понял, а знаешь ли о войне?». «Я же хорошо сидел!» — говорит.


Несмотря на возраст, «Маска» уже обзавелась забавными традициями.


— Перед воскресным детским спектаклем мы в костюмах выходим встречать дорогих гостей,— рассказывает Людмила Волкова. — Сергей Сухопаров, например, надевает костюм медведя и сидит на скамейке перед входом — грустный, трогательный, лохматый. Ну как не подойти, не погладить — и не зайти. А когда заканчивается Аксаковский праздник, чопорные дамы и разбитные разносчики газет, хохотушки-крестьянки в сарафанах и галантные кавалеры начинают лихо отплясывать под современные ритмы.


Оставаться клоуном


В соцсетях ТЮЗ «Маска» искать бесполезно, там он существует под уютным названием «Кармашек». По словам ведущей актрисы и режиссера Полины Шабаевой, оно очень подходит детскому театру. Даже взрослые носят в карманах все ценное, а уж у детей там хранится столько сокровищ! И, конечно, оно созвучно с именем человека, создавшего чудо для взрослых и детей.


Нынешний год для Юрия Карманова особенный. Ровесник Великой Победы месяц назад отметил юбилей. Из своих 70-ти он предан театру 65 лет.


— Мне лет пять было, когда я сидел на заборе на улице Ленина и на вопрос: «Юрка, ты кем хочешь быть?» без колебаний ответил: клоуном, — рассказывает он. — Им и остаюсь.


В свое время Карманов блистал в главных ролях в постановках Русского драмтеатра: Незнамов («Без вины виноватые»), Клавдий («Гамлет»), Подсекальников («Самоубийца»). А потом ушел.


Работал в Душанбе, Вологде, Оренбурге. Но вернулся в Уфу, чтобы создать то, чего у нас не было, — «Маску».


Послесловие зрителей


«Хоть я уже и вышел из  юного возраста, но был в полном детском восторге от спектакля «Мой папа самый лучший». Всем папам советую прийти на него с детьми».
«Сходили с ребенком 2 года 9 месяцев. То, что надо для маленьких, — ярко, просто, недолго и  недорого!».
«Мои дети сидели (что им несвойственно!) и смотрели во все глаза».

Справка

  • Со времени основания театра сыграно 500 спектаклей.
  • На представлениях побывало около 500 тыс. зрителей.
  • В репертуаре девять сказок, шесть интерактивных программ, три постановки для детей старшего возраста.
  • Зрительный зал рассчитан на 172 места. Есть бутафорский и швейный цеха, студия звукозаписи, балетный зал.
  • Юрий Карманов — лауреат городской общественной премии «Достояние столицы».

Между тем


Где пройдут народные гулянья?


Центральные площадки: площадь имени Ленина, Конгресс-холл.


В северной части: площадь имени Орджоникидзе, ДК «Моторостроитель», Инорс
(перекресток улиц Баландина и Мушникова), Шакша (ул. Мелеузовская, 31).


В южной части: Дворец спорта, Уфимская детская филармония, перекресток улиц Мубарякова и Софьи Перовской, сквер «Волна», стадион «Нижегородец», парки «Демский» и «Кашкадан».


Поселки: Черкассы, Тимашево, Турбаслы, Искино, Чесноковка, Нагаево.

Опубликовано: 11.12.15 (10:36) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Столица
Зимой уфимские мальчишки предпочитают компьютерам каток.   В ансамбле бального танца научат держаться элегантно и грациозно.  

Написать комментарий


AHOHC

Среди подписчиков газеты будет разыгран велосипед
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
  • Основой для книги стал социальный некоммерческий интернет-проект «Любимые художники Башкирии»
  • В рамках научного симпозиума будет продемонстрирован документальный фильм о творческом наследии Н.А. Мажитова, организована работа археологической и фото- выставок. В пленарной части будут представлены доклады ведущих отечественных и зарубежных архео
  • Джефф Монсон — известный спортсмен. Получил российское гражданство в декабре 2015 года. Выступал в смешанных единоборствах и бразильском джиу-джитсу. Монсон является двукратным победителем ADCC Submission Wrestling World Championship и чемпионом мира

Вернуться