Газета «Республика Башкортостан»

Все мы немножко лошади...

Мюзикл на сцене Башкирской драмы стал праздником и для актёров, и для зрителей

Для молодых актеров спектакль стал поворотным моментом в сценической жизни.
Для молодых актеров спектакль стал поворотным моментом в сценической жизни.
Автор: Елена ШАРОВА
Фото: Роман ШУМНОВ.
версия для печати
Для молодых актеров спектакль стал поворотным моментом в сценической жизни.

Одной из самых необычных постановок Башкирский драмтеатр в 2013 году отметил свой 95-летний юбилей.


Получив двухмиллионный грант главы республики, коллектив замахнулся ни больше ни меньше как на постановку мюзикла «Мактымхылу, Абляй и Кара-Юрга» по мотивам башкирского эпоса. Постановка в столь редком на нашей сцене жанре вообще получилась «доморощенной» — что, несомненно, относится к ее плюсам: автор пьесы — Тансулпан Гарипова, режиссер — Олег Ханов, автор музыки Урал Идельбаев, художник Альберт Нестеров, хореограф Сулпан Аскарова.

Универсальные солдаты сцены


Мюзикл — один из коммерческих проектов театра, что, однако, с учетом талантов его создателей, ничуть не умаляет художественных достоинств постановки. Жанр этот, как правило, сложен: диалоги, песни, музыка, хореография, бурлеск — и потому требует от актеров универсальности.


Эту универсальность труппа продемонстрировала с блеском: скупые на похвалу критики и журналисты особо выделяют трио молодых актеров, всего лишь лет семь тому назад пришедших в театр, но уже успевших снискать любовь взыскательного зрителя участием в пьесах как мирового репертуара, так и местных драматургов.


Башкирский Брендон Ли


Что ни говори, а основное внимание зрителей приковано к вороному иноходцу Кара-Юрге в исполнении Руслана Хайсарова, некогда худеньким мальчиком пришедшего в театр.

Конь для башкирского народа не просто служивая одомашненная животинка, а друг, кормилец, боец — словом, воплощение доблести и мужества. Собственно, задумка увидеть, оценить окружающий мир и людей глазами четвероногих обитателей, а порой и вмешаться в ход событий не нова. Достаточно вспомнить блистательно сыгранного Николаем Лебедевым Холстомера — задумчивого, немало пожившего. В отличие от него, Кара-Юрга — молодой красавец, полный сил и жизнелюбия. «Диеты, зарядки по утрам, упражнения не очень-то помогали, — рассказывает Руслан. — Тут скорее сработало парадоксальное правило: легко в учении — тяжело в бою. Немного колдовства над костюмом — и я вышел на сцену таким, каким меня и хотели видеть почитатели эпоса.

Несколько спектаклей — и никакого колдовства не понадобилось. Сохранить форму гораздо сложнее: спектакль отыгран, идут другие пьесы, а ты не должен забывать о том, что в энный вечер обязан выйти на сцену все тем же бодрым мускулистым иноходцем, каким был легендарный скакун». Добавим: уже после премьеры обожающие вешать ярлыки журналисты окрестили его секс-символом башкирской сцены.


Однако секс-символ скромен и сдержан в оценке своей роли: «Я просто друг, помогающий по мере сил соединиться двум влюбленным, чтобы жили они долго и счастливо», — считает Руслан, в чем-то, впрочем, похожий на своего героя в жизни. Если вспомнить слова Маяковского о том, что все мы немного лошади, так Руслан считает, что лошадиное качество в нем как раз есть — трудолюбие.


Похвальный принцип срабатывает безотказно: спектакль идет уже более полутора лет, а зал все так же набит до отказа: зритель приходит полюбоваться своим башкирским Брендоном Ли, как окрестили все те же журналисты облаченного в темный костюм брутального Руслана.


Укрощение строптивой Ирады


Ирада Фазлаева на сцену вышла в образе бойкой на язык, строптивой красавицы Мактымхылу — дочери хана, просватанной за немилого, но богатого. Образ узнаваемый и нередкий. Однако Ирада благополучно избежала стереотипов — ее Мактымхылу необыкновенно живая, близкая по манере поведения, характеру зрителю, искренне переживающему за влюбленную юную особу.


«Олег Закирович все же задумывал «Кара-Юргу» больше как сказку, считая, что мы должны стоять не на земле, а чуть выше. Быть где-то на грани сказки и реальности, — рассказывает Ирада. — Я долго этой роли сопротивлялась: Абляй и моя героиня — персонажи несколько идеализированные. Выйти за рамки — значит, нарушить канву пьесы. Но, в конце концов, эта роль стала для меня праздником. Чем же так хороша эта девушка, что вокруг нее кипят такие страсти? Да своей обаятельной неукротимостью. Она должна выйти за человека, который будет для нее не мешком с деньгами, а надежной опорой, другом, и любимым, конечно. Есть, правда, небольшой нюанс: личность здесь не только Абляй, но и Кара-Юрга».


Хан Масем в истерике


Внутреннее «я» Ираде ломать не пришлось. Но это не совсем относится к Уралу Аминеву, сыгравшему роль Масема, удрученного тем, что его строптивая дочурка Мактымхылу никак не желает понять, в чем смысл жизни отпрыска ханской фамилии. «Было тяжело,— признается Урал. — Во-первых, роль возрастная, что уже само по себе нередко вызывает недоумение зрителей: зачем...

Полный материал читайте в печатной версии газеты или PDF-формате.

Опубликовано: 26.06.15 (11:15) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
  Каждый свой новый роман Ринат Камал обогащает социальным опытом современников.  

Написать комментарий


ВЫБОРЫ
До выборов главы Республики Башкортостан остался: 51 день
AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Уфе проходит Международный экспортный форум «Время экспортировать»
  • Детский инклюзивный праздник "Крылья моей мечты", в парке им. Якутова.
  • Михаил Закомалдин вручил молодым учёным свидетельства о победе в конкурсе на гранты президента
  • В парке «Ватан» прошла церемония закрытия 53-х Летних Международных игр

Вернуться