Издательство «Республика Башкортостан»
  • 22.10.18  «Комендантский час» для детей перешел на зимнее время
  • 22.10.18  В Уфе появится Дворец борьбы
  • 22.10.18  Сегодня Международный день школьных библиотек

Гвардейцы тыла

Рабочие уфимских заводов в годы войны трудились на пределе человеческих возможностей

Митинг 9 мая 1945 г. на Уфимском паровозоремонтном заводе.
Митинг 9 мая 1945 г. на Уфимском паровозоремонтном заводе.
Автор: Гумер МУХАМЕТДИНОВ, кандидат исторических наук, профессор
версия для печати
Митинг 9 мая 1945 г. на Уфимском паровозоремонтном заводе.

Великую Отечественную войну принято считать войной моторов. Для успешного развития боевых операций Красной Армии и авиации требовалось все больше горючего. Между тем в июле 1942 года в связи с выходом фашистских войск в район Сталинграда доставка бензина и других нефтепродуктов по Волге была прекращена. Так же как и перевозка нефтепродуктов из Баку, Грозного и Туапсе по железной дороге. Они доставлялись через Красноводск и Гурьев, затем по железной дороге через Среднюю Азию и Казахстан. Резко возросло значение нефтеперерабатывающих предприятий Второго Баку, в том числе уфимского завода.

«Кровь» самолётов и танков


На заводе наметили конкретные меры по увеличению производства и улучшению качества горючего. За счет переработки газа, который ранее терялся, наладили производство новых видов продукции — серы и гипосульфита. При активном участии ученых АН СССР коллектив треста «Уфимнефтезаводстрой», а также рабочие завода в 1943 году провели реконструкцию основных установок. Необходимое оборудование поставляли 18 заводов страны. С местных предприятий было выделено 1,2 млн штук кирпича, 8 тыс. кубометров лесоматериалов, 400 тонн цемента, 18 электросварочных агрегатов.


Люди трудились самоотверженно, и реконструкция завода была завершена досрочно. Это позволило получать ежесуточно 280 тонн автомобильного и авиационного бензина. Повысилась глубина отбора светлой нефти из сернистой.


Особое значение придавалось внедрению новых технологических предложений, инженерное решение которых требовало большого опыта, профессиональной смекалки, общей и технической эрудиции. В 1943 году от работников завода поступило 170 рационализаторских предложений, 83 из которых внедрили в производство. Экономический эффект от их реализации составил более 1 млн рублей. В 1943 — 1944 годах было дано сверх плана более 20 тыс. тонн бензина. Только в 1944 году потери нефтепродуктов и сырья снизились на 41 тыс. тонн. Газета «Красная Башкирия» писала в те дни: «Уфимские нефтепереработчики показали пример честного исполнения своего долга перед Родиной, добросовестного отношения к выполнению возложенных на них задач. Победами коллектива завода гордится вся наша республика».


За годы войны коллектив завода почти в два раза увеличил переработку нефти и в 2,8 раза — выпуск бензина. В борьбе за увеличение выпуска продукции отличились И. Якупова, А. Ульянов, А. Закиров, Б. Арутюнов. Каждый третий танк, каждый третий самолет в годы войны заправлялся горючим, произведенным в нашей республике на нефтеперерабатывающем заводе. На уфимском горючем врывались наши танки в Сталинград и Минск, на уфимском бензине советские самолеты бомбили Берлин. Коллективу завода в течение войны 22 раза присуждалось переходящее Красное знамя ГКО, и оно было оставлено ему навечно.


Уфимский мотор


Перед коллективом моторостроительного завода Государственный комитет обороны поставил задачу освоить серийное производство двигателя ВК-107 для нового истребителя Як-3. Группа конструкторов во главе с В. Климовым разработала опытный образец мотора. Его мощность составляла 1 650 лошадиных сил вместо 1 260 двигателя ВК-105. К его освоению приступили, не снимая с производства старый мотор. Для этого требовалось овладеть новой технологией, обучить кадры. Менялась сама организация производства: было освоено более 60 поточных линий, что позволило перевести участки на почасовой график работы, сократить время на изготовление одного двигателя на 70 часов, высвободить 291 рабочего, 96 станков. Вместо технологии литья в землю стали применять кокильную. Внедрение пластмасс вместо цветных металлов дало экономию сотен тонн кобальта, никеля, вольфрама, большей частью поступавших по импорту. На заводе в результате модернизации заметно сократились затраты труда, снизилась себестоимость продукции, выросла производительность.


Моторостроители собственными силами запроектировали и изготовили более 50 специальных станков, около 500 приспособлений и инструментов. Широкое распространение получили стахановские школы. Новатор на рабочем месте показывал свои приемы работы, а теоретическую часть занятий вел прикрепленный к школе инженер или техник.


С мотором ВК-107 истребитель Як-3 мог развивать скорость 720 км в час, что делало его менее уязвимым в воздушных боях. В дальнейшем завод приступил к освоению двигателя ВК-108, еще более мощного по своим техническим данным.


Благодаря в том числе и усилиям уфимцев советская авиация завоевала господство в воздухе. Американский журнал Foreign affairs («Внешняя политика») отмечал в те дни: «Прогрессивность развития советской военной авиации была недавно продемонстрирована новыми моделями, выпущенными весной 1943 года: «Яки», новые штурмовые бомбардировщики «Ильюшин-4», новые тяжелые бомбардировщики четырехмоторные «ТБ-7», пикирующие бомбардировщики «Петляков-2». Хотя в течение долгого времени красные воздушные силы были менее многочисленны, чем германские, но они редко бывали хуже по качеству».


Заводчане за годы войны выпустили 97 тыс. авиадвигателей. Уфимский мотор стоял на каждом четвертом советском боевом самолете. Моторостроительный завод был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.


Витаминка для солдата


В Уфе успешно работал в годы войны и витаминный завод. В 1941 — 1943 годах на его реконструкцию было затрачено 3,3 млн рублей. Вновь построили цеха по производству витамина С, шоколада. В 1942 году завод выпустил продукции на 79 процентов, а в 1943-м — в три раза больше. Большая часть произведенного шла в действующую армию и госпитали. Так, поставки продукции в них в 1942 и 1943 годах соответственно выросли в 6 и 13 раз. В 1944 году завод производил более 20 видов витаминов и витаминизированных добавок.


Фронтовикам эта продукция очень нравилась. На завод постоянно приходили письма от бойцов и командиров Красной Армии с благодарностями и пожеланиями. «Вы делаете нужное и важное дело, помогая возвращать здоровье и силы фронтовикам. Будучи на излечении в госпитале после ранения, многие из нас принимали витамин С и препараты с ним, — написал заводчанам летчик, майор А. Елкин. — Он оказывает прекрасное действие на организм, ускоряя выздоровление. В этом я и мои товарищи убедились на собственном опыте. Спасибо вам, друзья».


Песня строить и жить помогала


Преодолевать трудности военного времени помогала творческая активность тружеников тыла. Всесоюзное внутриотраслевое соревнование, инициаторами которого в мае 1942 года выступили Уфимский моторостроительный и Саратовский самолетостроительный заводы, активизировало творческую жизнь рабочих. В соревнование включились все отрасли советской индустрии. ЦК ВКП(б), ГКО, ВЦСПС и наркоматами были учреждены переходящие Красные знамена, установлены денежные премии победителям. Итоги соревнования подводились ежемесячно и публиковались в центральной печати.


Работники промышленности города вступили в соревнование с работниками родственных предприятий других регионов страны. Например, коллектив Уфимского нефтеперерабатывающего завода вызвал на соревнование работников Саратовского крекинг-завода. Был заключен договор между Черниковским фанерным комбинатом и Тюменским фанерным заводом, Уфимским и Пензенским отделениями железной дороги имени В. В. Куйбышева.


В августе 1942 года переходящее Красное знамя ГКО завоевал коллектив моторостроительного завода. Вручая его, батальонный комиссар Н. Гвоздев сказал: «Наша часть удостоена высокого звания — гвардейской. В наших победах немалая доля заслуг и вашего коллектива. Сегодня вы получаете знамя Государственного комитета обороны. Вы — знаменосцы, крепко деритесь за это звание. Будьте гвардейцами тыла!».


В ответ на призыв фронтовиков-гвардейцев коллектив поклялся не снижать темпов, с каждым днем повышать производственные показатели. Работники сдержали свое слово: за годы войны предприятие 23 раза завоевывало эту высокую награду. Знамя ГКО было оставлено заводу на постоянное хранение.


Больших успехов добивались во Всесоюзном соревновании и другие предприятия города: паровозоремонтный завод в марте — июле и в октябре 1943 года завоевывал переходящее Красное знамя ВЦСПС и Наркомата путей сообщения СССР; завод резиновых изделий — в январе — апреле 1943 года — Красное знамя ВЦСПС и Наркомата резиновой промышленности СССР, а в мае — переходящее Красное знамя ГКО; АТС города в феврале — марте 1943-го — Красное знамя ВЦСПС и Наркомата связи СССР.


За себя и за того парня


Рабочие стремились перевыполнять план на 200, 300 и более процентов. Они трудились под лозунгом «Работай за себя и за ушедшего на фронт».


Передовикам производства полагались премии. Конечно, они тогда были скромными: в зарплате рабочих по стране доля премий составляла около 8 процентов, а в зарплате инженерно-технических работников — 25 процентов. Учитывая нехватку промышленных и продовольственных товаров, на многих предприятиях выдавали премии в натуральном виде: пара сапог или ботинок, отрез на платье, несколько буханок хлеба, консервы, куски мыла. И рабочие по достоинству оценивали эти скромные вознаграждения, ведь у многих дома были дети, родители, которых надо было накормить, одеть и обуть.


Большое внимание придавалось и моральному поощрению. В 1944 году ввели поощрение за лучшие показатели в соревновании — Доску почета, Книгу почета, Почетную грамоту. Звание «двухсотников» и «трехсотников» заслужили ударным трудом И. Сафиуллин с Уфимского фанерного завода № 17, М. Гребнев с паровозоремонт-ного, Г. Шулепов с завода горного оборудования, А. Абдрахманова с электроаппаратного, В. Сапрыкин из треста «Уфимнефтезаводстрой». В 1944 году на паровозоремонтном заводе насчитывалось 563 «двухсотника» и «трехсотника», в строй-тресте № 3 — 692, на моторостроительном заводе — одна тысяча 537 человек.


Даёшь молодёжь!


В годы войны на предприятиях Уфы активизировались и комсомольско-молодежные бригады. Постоянно повышая свою квалификацию, совершенствуя приемы и методы труда, они достигали высоких производственных показателей, являлись примером для всей молодежи. В республике были известны комсомольско-молодежные бригады Сажиды Фахрутдиновой с завода «Красная заря», Махмута Рахмангулова с моторостроительного, Рифката Салихова с агрегатного завода, Юрия Габца из стройтреста № 3. Они перевыполняли нормы в три-четыре раза. Молодым передовикам производства выдавали продукты не по карточкам, а по специальным талонам УДП, что означало «усиленное дополнительное питание». Местные остряки эту аббревиатуру расшифровывали как «умрешь днем позже». 15 — 17-летние юноши и девушки, чтобы дотянуться до станка, подставляли под ноги ящики. Многие от изнурительной работы и постоянного недоедания прямо на рабочем месте падали в обморок.


Однако чувство долга, ответственности брало верх. Быстро росло число таких бригад. К 1944 году в стройтресте № 3 их было уже 39, на кабельном заводе — 48, на нефтеперерабатывающем— 87, на паровозоремонтном — 100. В Уфе в январе 1943 года трудились 285, в январе 1944-го — 641, а в мае 1944 года — уже 1 тысяча 316 бригад, в которых насчитывалось более 7 тысяч рабочих.


Большую популярность сре-ди молодежи приобрела и такая форма соревнования, как движение за право носить звание фронтовой бригады, зародившееся в конце 1941 года по инициативе комсомольцев Уралмашзавода и Горьковского автозавода. Звание фронтовой получали комсомольско-молодежные бригады, выполнявшие производственный план на 150 процентов и выше. В них трудились по-фронтовому: любое задание воспринималось как боевой приказ, никто не уходил со своего рабочего места, не выполнив плана. Молодые «фронтовики тыла» осваивали несколько профессий, работали за двоих-троих. Стремление максимально помочь фронту рождало массовый энтузиазм молодежи, число фронтовых бригад росло. Например, на моторостроительном заводе их количество с октября 1943-го по январь 1945 года увеличилось с 112 до 330. Они в среднем выполняли производственные нормы на 175 процентов. «Оглядываясь назад, просто диву даешься: откуда бралась у неокрепших юнцов такая энергия,— вспоминал бывший бригадир фронтовой бригады этого завода Гатаулла Ямалетдинов. — Дух той эпохи, осознание своего долга перед Родиной давали силы нашей молодежи… Всех членов бригады интересовали прежде всего показатели бригады. Мы жили как одна семья».


На предприятиях Уфы в 1943 году насчитывалось 193, а в декабре 1944-го — уже 631 бригада. Они дали название одной из столичных улиц в Инорсе — Фронтовых бригад.


С миру по нитке


В годы войны значительно сократился парк сельскохозяйственных машин МТС и совхозов. В то же время из-за частых поломок и нехватки запчастей, горюче-смазочных материалов простаивала значительная часть тракторов и комбайнов. МТС и совхозы собственными силами не могли привести всю технику в рабочее состояние. По инициативе коллектива завода горного оборудования в республике начался сбор запчастей и инструментов. Молодежь Молотовского района Уфы за короткое время собрала инструментов и запчастей на 67 тыс. рублей. А в целом по городу было собрано более 30 тыс. различных инструментов и запчастей на сумму, превышавшую 316 тыс. рублей.


На заводах города приступили к производству и реставрации запчастей. Решением Совнаркома БАССР и обкома ВКП(б) утвердили план изготовления запчастей. Так, завод резиновых изделий должен был производить ремни вентилятора, завод горного оборудования — головки блока двигателя, моторостроительный — реставрировать подшипники.


Тракторный парк БАССР не имел смазочных масел, до войны их завозили из Баку и Грозного. В срочном порядке на нефтеперерабатывающем заводе наладили их производство, и уже в первый военный сев завод отправил в МТС республики сотни тонн смазочных масел.


Предприятия установили постоянное шефство над МТС и совхозами, посылали в период сева и уборки урожая бригады специалистов.


Однако, несмотря на все усилия, проблема эффективной работы сельхозтехники в годы войны не была решена. В 1944 году выработка на один трактор в среднем по республике по сравнению с 1940 годом снизилась в 2,1 раза.

10митинг1 2

Митинг, посвященный встрече воинов — участников Великой Отечественной войны. На трибуне (слева направо) Рахим Ибрагимов — председатель Президиума ВС БАССР, Сабир Вагапов — второй секретарь обкома ВКП(б). 28 — 30 августа 1945 года.

10Завод

Завод пишущих машин. 1941 — 1945 годы. // Фото из фондов Центрального государственного архива общественных объединений РБ.

Опубликовано: 10.04.15 (10:48) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
Жители Башкирии уже заявили о 565 незаконных свалках.   Снимки двадцатипятилетней давности напоминают о сложностях переходного периода в истории страны.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

  • «Не для наград седлал коня» - эти строки, произнесенные одним из местных поэтов на возложении цветов к памятнику народного поэта Мустая Карима сегодня, в день его 99-летия врезались в память особенно ярко.
AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Вернуться