Издательство «Республика Башкортостан»

Композитор Гаврилин «говорил» языком Чехова, а Васильев им не мешал

Премьерой «Анюты» открылся юбилейный Нуреевский фестиваль

Несомненно, балет станет одной из репертуарных жемчужин оперного театра.
Несомненно, балет станет одной из репертуарных жемчужин оперного театра.
версия для печати
Несомненно, балет станет одной из репертуарных жемчужин оперного театра.

Если вы сердцем, а не разумом ощущаете тончайшие нюансы человеческих чувств — от добродушной усмешки до сочувствия обиженному, страдающему и непонятому, то с вами все ясно. Вы — потенциальный зритель балета «Анюта», поставленного по рассказу Антона Чехова «Анна на шее». Именно это действо открыло традиционный Нуреевский фестиваль. Учрежденный по инициативе Юрия Григоровича в 1993 году, руководимый Леонорой Куватовой, он вот уже в 20-й раз собрал любителей расшифровывать «тайный язык души». За этот период сложились традиции, переходящие от фестиваля к фестивалю: как правило, большинство из них начиналось премьерой нашего спектакля. 20-й не стал исключением.


Идея подарить уфимскому зрителю прозу Чехова в танце принадлежит художественному руководителю фестиваля Леоноре Куватовой. Когда-то совсем юной она увидела блистательную Екатерину Максимову в партии Анюты и очень захотела «примерить» героиню Чехова на себя. Желание Леоноры Сафыевны, можно сказать, осуществилось: в постановке приняли участие ее ученики.


«Анюта» стала достойным началом праздника танца. Тем более что хореографом-постановщиком выступил не кто иной, как Владимир Васильев, незабываемый исполнитель роли Петра Леонтьевича в фильме-балете из далеких 80-х годов.

Тринадцать — число счастливое


«Анюта» — спектакль уникальный. Это первый в истории случай, когда хореографическое произведение переносится с экрана на сцену, а не наоборот. А о том, как на радость балетоманам случилась эта метаморфоза, рассказал сам Владимир Васильев.


Вероятно, спектакль, в котором когда-то пару ему составляла великая Екатерина Максимова, особенно дорог маэстро: балет поставлен им не менее чем в десятке городов.


Первая встреча хореографа с уфимской труппой состоялась 13 марта (до этого репетиции вел незаменимый ассистент Васильева Андрей Меланьин). «Это мое счастливое число, — уверил мастер, — когда мы в 1964 году приехали на первый в мире балетный конкурс в Варну, все боялись даже просто вытащить билет с номером выступления. Я же нахально подошел к столу и вытащил № 13. Услышал общий глубокий облегченный выдох. А я получил тогда Гран-при».


Есть ли своя изюминка в уфимском балете? «Спектакль не может повторяться. Мы имеем дело с одушевленным материалом, а он меняется, — считает Владимир Васильев. — Мои ученики и коллеги могут перекраивать спектакль по-своему. Прошу только одного: никогда не убавляйте красок — только добавляйте! Талантливой молодежи очень много, и меня раздражает то, что наши театры, имеющие большие бюджеты, приглашают на постановки дорогих режиссеров, забывая собственное взрастающее поколение. Поэтому я стараюсь пригласить к себе начинающих, даю направление, а дальше они уже идут сами. В Воронеже, например, вопреки недоумению критиков, замечательно поставили спектакль по Андрею Платонову, чего, казалось, сделать было нельзя».


Когда зритель плачет


У «Анюты», безусловно, удивительная судьба. Перевести Чехова на язык танца — задача, кажется, невыполнимая и, быть может, абсурдная.


— Как можно донести до зрителя тонкую интонацию его прозы, этот смех сквозь слезы, эту полуулыбку без бурных страстей? Для меня долго была загадкой длинная и счастливая жизнь этого спектакля, — рассказывает Васильев. — А все несложно: есть ясность сюжета, простота, есть вальс Валерия Гаврилина, услышав который, я понял: да ведь я знаю, как это делать. С первых тактов, в которых такая смертельная, неизбывная тоска. Вот же он, провинциальный городочек, в котором проходит жизнь многих поколений и ничего не меняется.


Есть еще одна причина этого долголетия. В последнее время меня просто раздражает во всех видах искусства погоня за утверждением собственного «я». Как правило, это касается молодых режиссеров, которые с редкостной наглостью говорят, что именно с них начинается новая эра в искусстве. Переворачивают все с ног на голову. И начинается бессмыслица. Я сижу в прострации, без каких-либо эмоций. Есть же классика. Есть наша «Анюта», на которой зрители нередко сидят, вытирая глаза, радуясь и печалясь. Люди устают от вечных ребусов, выкрутасов, загадок. Им хочется красоты, простоты, чувства.


И вот случился телебалет «Анюта», имевший большой успех. Казалось, добавить больше нечего. Так же считал и сам композитор, которого Васильев долго зазывал на репетиции уже спектакля. Отказывался, робко признаваясь, что балет не любит. «Я и сам его не люблю, когда это только упражнения, — утверждает мастер. — Алексей Ермолаев, мой педагог, любил говорить: «Пируэты, батманы — для этого ты каждый день ходишь в классы. А мне важно найти ответ на вопрос, зачем и как ты будешь «делать» ту или иную фразу. Технически, быть может, интересна какая-либо арабеска, но искусство — это когда что-то проникает в твое сердце. Чаще всего мы замечаем работу режиссера, хореографа, воспринимая их разумом, и только потом начинаем думать о том, что же они хотели сказать. Музыка Гаврилина сразу идет в душу и только потом — в голову».


Лучший итальянский спектакль — «Анюта»


Весь фильм, впрочем, шел час десять минут — маловато для балетного спектакля, но Владимиру Васильеву и в голову не приходило, что он будет ставить его на сцене. Зато эта идея пришла в голову директору театра Сан-Карло в далеком Неаполе. С предложением перенести его на сцену он и обратился к Васильеву, у которого в творческом багаже имелся еще балет на тему военную — «Дом у дороги» на музыку того же Гаврилина. Из этого сплава и родился полноценный спектакль. Впервые с большим успехом прошедший именно на итальянской сцене. Более того, он стал лучшим спектаклем года в Италии.


А Владимир Васильев отметился в постановке не только как хореограф, исполнитель роли Петра Леонтьевича, но и как один из авторов сценария, нежно любя и тонко чувствуя прозу Чехова. «Когда мы ставили спектакль, Чехова на балетной сцене не было вообще. Каждый из его рассказов — это законченное, совершенное произведение, и каждый может быть поставлен на балетной сцене. Отточенность характеров, простота взаимоотношений — основа для прекрасного либретто и успешного спектакля, — объясняет свое отношение к писателю Васильев. — Гаврилин «говорит» чеховскими интонациями. А я им просто не мешал».


Плата за радость — улыбка


В планах маэстро — поставить си-минорную мессу Баха. Это будет мировая премьера, потому что никто и никогда не ставил мессу на сцене театра. Она звучала только в храмах или филармониях. «Она преследует меня уже десятки лет, — признается Васильев. — Это будет бенефис кордебалета и хора: двести с лишним участников на сцене. Месса о божественном назначении каждого из нас — вне определенных религий. А если проще — о любви. Ведь мы рождаемся для того, чтобы делать приятное друг другу и расплачиваемся за радость улыбками. Последняя часть ее называется «Даруй нам мир». Думаю, это и есть смысл мессы — величайшего произведения, написанного Бахом, а быть может, и величайшего в мире».


Талантливый человек талантлив во всем. Заезженная фраза как нельзя лучше характеризует Васильева: на подходе — новая книга стихов, готовятся выставки живописных работ в Италии, Америке. Кстати, первой его страстью, к которой он возвращается с похвальным постоянством, было рисование. В раннем детстве будущий танцор больше всего любил в книжках иллюстрации. Каждую до детальки изучал. И довела эта страсть до первого в жизни греха: не вернул в библиотеку «Сказки» Перро с иллюстрациями Доре, солгал, что потерял. Как говорит, мог расстаться с чем угодно, но не с этой замусоленной чудесной книжкой.


Ныне образы, заставляющие взяться за кисть, воплощаются не только в полотнах, но и на сцене: Васильев принимал участие в оформлении десяти спектаклей. В Бразилии другого сценографа и не признают. А собратья по кисти считают его состоявшимся художником, единственное отличие которого в том, что он не продает свои работы. Исключение — благотворительные аукционы.

Кстати

  • На отчетном концерте выпускников Владимир Васильев создал образ 60-летнего ревнивца Джотто в балете «Франческа да Римини». Именно тогда были сказаны пророческие слова педагога МХУ Тамары Ткаченко: «Мы присутствуем при рождении гения!»
  • Любимые художники маэстро — Ван Гог, Монэ, Рембрандт, Босх, Дюрер, Серов, Левитан, Коровин, Врубель.
  • Любимые писатели — Достоевский, Чехов, Булгаков, Астафьев, Пушкин, Бунин, Ахматова.
Опубликовано: 27.03.15 (10:28) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
Готовы ли крупные субъекты бизнеса вкладывать средства в поддержку образования?   Башкирская флейта — курай — мой любимый инструмент.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

Началась основная подписка на I полугодие 2019 года по каталогу периодических печатных изданий
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету
В Башкирии проходят «Дни реальных дел»
Иван 2018-08-31 16:21:59
А пенсии народу попрошу вернуть!... далее
Врачи из Уфы вошли в международный реестр роботических хирургов
Иван 2018-08-31 16:21:04
Ну да хорошо, конечно, и о косяках сразу все узнают.
...
далее
Константин Толкачёв: Обращение Президента РФ снимет напряжение с пенсионной реформы
Радик Мухарямов 2018-08-31 13:47:20
Как далеки они от народа. Принимать желаемое за действительность, что может быть ...... далее
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться