Газета «Республика Башкортостан»

Поющая Садовка

В этом селе берегут язык и самобытность мордвы

Было время, идею Николая Ефимовича не принимали всерьез даже односельчане.
Было время, идею Николая Ефимовича не принимали всерьез даже односельчане.
Автор: Фирюза ШАГБАЛОВА
Фото: Юрий НЕСТЕРЕНКО
версия для печати
Было время, идею Николая Ефимовича не принимали всерьез даже односельчане.

Тепло и уютно в доме Николая Ефимовича Артамонова, хормейстера и руководителя народного фольклорно-этнографического ансамбля «Вастома». Так и притягивает к себе русская печь (перейдя на газовое отопление, от нее не отказались), тут и мордовские костюмы, и балалайка…

«Ему — культура, мне — торговля…»


Хозяева только что проводили сватьев, а супруга Николая Ефимовича, Мария Ивановна, уже опять хлопочет на кухне — ждет односельчан, они успели соскучиться по песням Николая. Так уж случилось, что целый месяц пролежал он в больнице и свое 55-летие встретил в палате. Люди идут, чтобы послушать его, объясняет Мария, которую муж ласково называет моя Маруся. Она собралась было на работу идти, в местный магазин (четверть века уже там трудится), но при появлении корреспондентов решила задержаться.


— Ему — культура, а мне — торговля, — говорит, улыбаясь, Мария Ивановна, хотя она и сама пела в ансамбле, поддерживая мужа. — Сейчас ведь люди как живут? Что-то для дома хотят купить, а он старается культуру сохранить, деревню. Отпускные получил — поехал в Саранск и две сумки книг привез на мордовском языке, сейчас вот вышел из больницы — стал древний ткацкий станок вырезать из дерева, до этого свистульки из глины делал, матрешек.


Голос — от мамы


Ансамбль «Вастома» известен далеко за пределами республики. Особенно плодотворным оказался для коллектива прошлый год. Были и призы, и дипломы победителей, и грант главы республики. Завершающим аккордом стало участие в торжественной церемонии закрытия Года культуры в Башкортостане. Идейный вдохновитель, конечно, Николай Ефимович, хорошо знающий мордовскую культуру, историю своего села и свою родословную до восьмого колена.


25 лет он преподавал мордовский и русский языки в школе села Садовка, говорит, работал бы и дальше, если бы школу не закрыли…


— Откуда у вас такой голос, любовь к родной культуре? — спрашиваем у него.


— У нашей мамы Василисы Осиповны Кочкуровой был красивый голос, и пела она чудесно. Нас росло семеро, я пятый. С детства мы разговаривали на мордовском языке, пели. И дети наши знают свой язык…


Не раз приходилось слышать на концертах выступление участников этого уникального ансамбля. Часто поют они а капелла, восхищая чистым звучанием многоголосия.


— Вот такие пояса были у марийцев, мордвы и у русских старообрядцев, — Николай Ефимович знает все тонкости народных костюмов. Об эрзянских он нам рассказал и в клубе, показывая глиняные куклы (тоже сам делал). Основной одеждой у мордвы эрзя была рубаха туникообразного покроя — панар, ко- торая украшалась вышивкой и тесьмой. А руця — это верхняя распашная одежда. Поверх надевался передник — икельга патя, украшенный вышивкой. А женский головной убор назывался сорокой, его также украшали вышивкой, блестками, бисером...


Вся премудрость — от бабушек


Любовь к родным песням от старожилов, бабушек. Поэтому просим Николая Ефимовича познакомить нас с ними. И вот идем к дому Нины Леонидовны Почаниной.


Она рассказала о своей жизни. Родилась в 1941 году. Судьба ее не баловала: один из семерых детей, сын Владимир, погиб в армии. Муж умер рано, и жить пришлось со свекровью — 35 лет вместе делили и радости, и горести. Дояркой работала. Утешением в будни и праздники была песня. «Мордва — народ дружный, веселый. Помню, до двух часов ночи пели, а в пять утра уже были на ферме. Все успевали».


Узнав о нашем приезде, поспешила в дом к подруге Татьяна Григорьевна Трифонова, активистка ансамбля, в котором пела, пока силы были. Тоже дояркой работала. Сокрушается, что колхоз разорился, а раньше-то и капусту сажали, и огурцы, и помидоры, даже арбузы свои были.


Обеих женщин объединяет любовь к песне и, несмотря ни на что, умение радоваться жизни.


Вастома — значит «встреча»


— А начинался ансамбль «Вастома» с того, что собрались энтузиасты, которые хотели петь родные песни, открыли бабушкины сундуки, стали шить самотканые пояса… Мордовский национально-культурный центр оказал большую помощь в приобретении костюмов, — рассказал Николай Ефимович. Сам он ездил в Саранск, наладил связи с книжным издательством. Кстати, в столице Мордовии, осуществляя мечту отца, окончила филологический факультет государственного университета имени Н. П. Огарева и дочь Татьяна.


Новомодная оптимизация больно задела Садовку. Когда не стало хозяйства и молодежь начала уезжать в город, закрыли школу и детский сад. Обращение сельчан в вышестоящие инстанции по этому поводу ничего не дало. И сегодня фольклорно-этнографический ансамбль — это единственное, чем может похвалиться Садовка. А когда-то идею Николая Ефимовича не воспринимали всерьез даже некоторые односельчане. Несмотря ни на что, мы не услышали от него жалоб, хотя видели, что и потолок в клубе протекает, и есть проблема привлечения молодежи в самодеятельность.


Как-то тепло стало на душе от этой встречи с Садовкой, с ее уникальным песенным народом.

Опубликовано: 17.03.15 (19:15) Стерлитамакский район
Статьи рубрики Культура
Старинный обряд, оживший на сцене.    

Написать комментарий

Марина2015-03-19 01:56:17
Спасибо ансамблю ВАСТОМА за сохранение национальной самобытности! Долгих вам лет!

AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Башкирском театре оперы и балета в Уфе впервые прошла благотворительная Аксаковская елка. На праздник со всей республики приехали без малого 300 ребятишек. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, или оказавшиеся в трудных жизненных обстоят
  • Архангельский район по-своему уникальный: 70 процентов его территории покрывают леса. Потому и неудивительно, что на площади, где могли бы поместиться три Сингапура, два Гонконга с их многомиллионным населением, проживает всего около 17 тысяч человек

Вернуться