Газета «Республика Башкортостан»

Где искать самолёт Леваневского?

Возможно, мы стоим на пороге важного открытия

Экипаж Леваневского перед вылетом.
Экипаж Леваневского перед вылетом.
Автор: Виктор ЕЛЕЦКИЙ
Фото: из газеты «Комсомольская правда» от 13 августа 1937 года.
версия для печати
Экипаж Леваневского перед вылетом.

В номерах от 5 и 12 февраля мы начали знакомить читателей с историей поисков самолета Сигизмунда Леваневского, загадочно пропавшего в августе 1937 года. Редакция нашей газеты (в 1986 году — «Советская Башкирия») стала соорганизатором одной из таких поисковых экспедиций под руководством известного писателя Михаила Чванова.

 

Сегодня мы подытоживаем версию гибели экипажа Леваневского, рассказанную нам авиаинженером из Запорожья Виктором Елецким, и знакомим читателя с еще одной, неожиданной, на этот раз американской версией трагедии.

 

Аргументы Виктора Елецкого

Итак, 13 августа 1937 года в 22 часа (время московское) радист Пилясов на радиостанции Главсевморпути в Якутске, слушавший самолеты Чкалова, Громова, Леваневского, принял радиограмму: «Иду на двух, пришлось снизиться, впереди вижу «ледяные горы».


Такую же радиограмму вечером 13 августа принял радиолюбитель Пастухов в Иркутске. Но в официальные сообщения она почему-то не вошла.


Известно, что штаб перелета после отказа мотора, ввиду опасности обледенения, предложил снизиться до 2000 метров и перейти на двухмоторный полет. Штурман Левченко мог рассчитать, что при средней скорости двухмоторного полета Н-209 не более 110 км/ч, за располагаемые по остатку топлива 9,5 часа полета его дальность составляет 1000 километров. От места отказа мотора за полюсом (120 — 150 км) до побережья Аляски — около 2 тыс. километров. До ближайшего острова Канадской Арктики — Элсмир — 760 километров. Единственно верным решением экипажа представляется поворот к ближайшей земле, Канадскому архипелагу, с надеждой на удачное приземление на берег острова вместо посадки в торосах или на воду в океане.


Экипаж Н-209 сообщил, что видит землю — «ледяные горы» — в 22 часа, через 7,5 часа полета с отказавшим мотором. Запас продолжительности полета невелик: 9,5 часа — 7,5 часа = 2 часа, бензин на исходе. Наиболее вероятное решение — поиск подходящей площадки для посадки на берегу.


14 августа, на другой день, в 12 час. 25 мин. радист Соловей в Якутске принял цифру «83», повторенную три раза. Сориентировавшись на земле, экипаж сообщал координату широты места посадки.


— Радиосигналы продолжали принимать в течение месяца, даже спустя полтора месяца! Они были зарегистрированы 23, 24, 26. 27, 28 и 30 сентября. А теплоход «Батум»… трижды слышал эту радиостанцию, причем во второй раз четко прозвучал сигнал «SOS», а затем были приняты координаты: «широта 83 сев. долгота 179 зап.», — приводит архивные сведения М. Ильвес.


«…30 сентября 1937 г. в 17.32 радист теплохода «Батум» Мясников принял: «Лат (широта) 83-Норд лонг (долгота) 179 вест РЛ», — впервые полный текст этой радиограммы из ЦГАНХ приводит Михаил Чванов в очерке «Разорванный меридиан».


— Многие годы радиограмму, услышанную «Батумом», ставили под сомнение. А точнее, просто отмахивались от нее, как не укладывающуюся в принятую схему. Откликнитесь, пожалуйста, все, кто имел отношение к ней, прежде всего, конечно, те, кто подписывал ее! — пишет Чванов.


Искать надо на Элсмире


Анализ приведенных ключевых сообщений с борта Н-209 дает нам основания считать, что экипаж, увидев сушу, совершил вынужденную посадку в районе «ледяных гор», расположенных на 83-й широте. На Земле массив «ледяных гор» высотой до 2,5 км, покрытых снегом и ледниками, на 83-й широте и южнее есть только на острове Элсмир Канадского архипелага. Посадка ДБ-А Н-209 (ско- рость 80 км/ч, пробег 300 м) была там возможна со льда на берег, в пологих местах впадения ручьев в фиорд или океан.


Карта острова Элсмир позволяет оценить места, пригодные для посадки Н-209. Это район Ледового шельфа Уорд Хант и фиорда Дизраэли. В центре шельфа находится остров Уорд Хант (83 гр 07 мин. N, 74 гр 00 мин. W), самая северная точка Канадского архипелага, ориентир (высота 420 м), как магнит, притягивающий всех идущих, едущих или летящих от полюса к земле архипелага. На обоих берегах фиорда Дизраэли есть пологие участки, пригодные для посадки. Безжизненные места…


Экипаж Н-209 жил в самолете, сообщая свои координаты и ожидая помощи. Силы таяли, впереди полярная зима. Прошло полтора месяца. Поняли, что там их не ищут. Облегчив машину, заправив масло, они попытались взлететь. Но, видимо, полосы и управляемости не хватило. Самолет затонул, экипаж погиб…


На суше самолета Н-209 нет. На месте его стоянки осталось подо льдом «железо» — тросы, все, что можно было снять для облегчения взлета. На берегу возможен какой-либо знак. Президент ЭЦ «Арктика» РГО, четырежды покоривший Северный полюс на лыжах, В. С. Чуков по ходу экспедиции «Полярное кольцо» планировал сделать с помощью беспилотника разведку мест, пригодных для посадки Н-209.


Где-то неподалеку от места стоянки лежит на морском дне самолет Н-209. Глубина континентального шельфа там 60 — 80 м. Современная аппаратура позволяет обнаружить подо льдом следы стоянки и место гибели экипажа на шельфе у острова Элсмир.


Но есть вопросы...

Когда-либо, скорее всего случайно, будет найдено место стоянки Н-209, «лагерь Леваневского» на Элсмире. Прозвучит салют в честь мужественных летчиков —
С. Леваневского, Н. Кастанаева, В. Левченко, Н. Годовикова, Г. Побежимова, Н. Галковского. Будет установлен памятный знак. Подъем самолета нецелесообразен.


Тайны в этой полярной трагедии нет. Опытный самолет не предназначался для полетов в Арктике. Лишившись возможности долететь до Аляски, экипаж Н-209, приняв в аварийной ситуации единственно верное решение о повороте к ближайшей земле — Канадскому архипелагу, сообщил расчетный «квадрат» и расчетное время посадки. Но там, на Элсмире, их никогда не искали…


Остаются вопросы — почему радиограммы о «ледяных горах» впереди», о «83-й широте» остались и продолжают оставаться без внимания? Почему вопреки сообщениям с борта о месте посадки и оценкам авиаспециалистов местом гибели самолета Леваневского, «по слухам 15, 19 или 20 августа» (?!), все еще считается мелководье Аляски на 70-й широте, куда Н-209 не мог долететь на оставшемся топливе после отказа мотора?

 

ВЕРСИЯ СЕРЖАНТА СТЕНЛИ МОРГАНА


— Весьма любопытна еще одна версия, на которой следует остановиться подробнее. 25 апреля 1938 года в Вашингтоне получено важное сообщение от сержанта корпуса связи США Стенли Моргана, — рассказывает «Республике Башкортостан» Михаил Чванов.

 

Вот эта версия.


19 или 20 августа 1937 года три местных жителя из Оликтока (примерно в 140 милях к юго-востоку от мыса Барроу) видели возле острова Тэтис неизвестный предмет, который можно принять за самолет. Сначала послышался шум моторов. Потом показался большой предмет, двигавшийся на запад. Предмет коснулся два или три раза поверхности воды и с сильным всплеском исчез среди волн. На следующий день в этом месте было замечено большое масляное пятно. Неделю спустя его видел торговец Джек Смит, который объезжал вокруг острова Тэтис. Смит, который слышал эту историю от местных жителей, провел возле острова два дня, но из-за плохой погоды ничего не увидел. В этот промежуток времени на берегу не было никаких моторных лодок.


В недавнюю поездку опрошены местные жители из Оликтока. Они подтвердили все, что говорили ранее. Мы провели два дня в окрестностях острова Тэтис, разыскивая самолет. Никаких следов на льду не обнаружено.


Общий дрейф льдов — западный, поэтому весь прибрежный лед унесен в сторону мыса Барроу, на 20 — 30 миль от берега. Можно организовать поиски на дне бухты Гаррисона летом и найти самолет, если он действительно находится там.

Опубликовано: 19.02.15 (10:51) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
На стендах — контуры будущего Уфы.   Калининская организация считается самой активной в городе.  

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • «Георгиевская ленточка»
  • В Уфу приехали участники всероссийской акции «Добропоезд». Железнодорожный тур пройдет по 10 городам страны за 10 дней. Команда из специалистов, медиков и спортсменов посетит несколько региональных центров. Основная цель – помощь людям с особенностям
  • Таймер будет отсчитывать дни до церемонии открытия летних Международных детских игр. Всех жителей и гостей города ждет увлекательная программа.
  • Вместе с молодогвардейцами в озеленении сквера приняли участие глава Администрации Кировского района г. Уфы Илвир Нурдавлятов и руководитель исполкома Башкортостанского регионального отделения партии «Единая Россия» Рустем Ахмадинуров.

Вернуться