Газета «Республика Башкортостан»

Сельские школы начинают и выигрывают

Ученики из глубинки всё чаще побеждают на олимпиадах и поступают в престижные вузы

30 лет работы позволяют Тагиру Фарвазову досконально разбираться в проблемах образования.
30 лет работы позволяют Тагиру Фарвазову досконально разбираться в проблемах образования.
версия для печати
30 лет работы позволяют Тагиру Фарвазову досконально разбираться в проблемах образования.

Воспитанники Бакалинской школы № 1 стабильно «рвут» соперников на республиканских языковых олимпиадах и конкурсах по черчению, чуть реже — по физике и математике. Выпускников этой школы немало в Бауманке, они учатся в московском «физтехе», практически ежегодно поступают в МИФИ. А уж в ведущих вузах республики их не десятки — сотни. В чем причина успеха школы?

Выиграл? Получи премию


Мощный интеллектуальный прорыв здесь напрямую связывают с появлением 11 лет назад фонда поддержки талантливой молодежи. Его организаторы в 2003 году впервые отметили лучших учеников и педагогов премиями и стипендиями.


— Главный акцент был сделан на материальном вознаграждении учеников, — признается один из инициаторов создания фонда, директор Бакалинской средней школы № 1 Тагир Фарвазов. — Нам хотелось поддержать тех талантливых ребят, что работают на уроках наравне с учителем.


Очень скоро школяры осознали, что знания и достаток — понятия тождественные. Мальчишек и девчонок, добившихся заметных успехов в учебе (а чуть позже — в искусстве и спорте), а также их наставников стали поощрять разовыми премиями и ежемесячными стипендиями. И процесс пошел.


Конечно, все это было бы невозможным без финансовой поддержки. Делу помог случай. Однажды Фарвазов поделился задумкой о создании фонда со своим земляком и одноклассником, а ныне руководителем одного из предприятий Наилем Багаутдиновым. Тот затею поддержал и взял на себя материальные вопросы.


Через некоторое время начинание из школьного стало районным. А районная администрация вместе с Багаутдиновым пошла дальше, попросив подключиться ректоров ведущих вузов республики, известных ученых, деятелей искусств. Откликнулись практически все! Теперь дипломы и премии ребятам вручали руководители лучших вузов, артисты, спортсмены... Прошло совсем немного времени, и впечатляющие результаты стали показывать воспитанники не только центральных, но и отдаленных школ района.


— Этого следовало ожидать, — улыбается Тагир Фарвазов. — В былые времена поездку на олимпиаду ребята и учителя воспринимали без особого энтузиазма: ну, раз надо — поедем. А сегодня туда охотно отправляются и дети, и взрослые.


А пока мы бьемся за каждого преподавателя. И эта борьба идет с переменным успехом. Недавно я нашел хорошего специалиста, согласившегося вести у нас урок информатики. Спустя неделю он встретил меня на улице и, извинившись, от места отказался. Пояснив, что устроился в госучреждение системным администратором. «Там зарплата выше, а работы меньше», — объяснил он свое решение. Спустя время ситуация повторилась с выпускником факультета иностранных языков. Поработав укладчиком плитки, он передумал «сеять разумное, доброе, вечное»: мол, заработок плиточника в три раза выше доходов педагога. Тем не менее есть ребята, которые не все измеряют деньгами. Они приходят к нам, становятся хорошими учителями. На таких людях сегодня и держится школа.


Один пишем, два — в уме


Говоря о предложении оставить в школах несколько «основных» предметов, а остальные перевести в разряд факультативных, Фарвазов отметил, что содержание образовательной программы действительно требует пересмотра. По его мнению, математика, физика, химия, биология, русский и английский языки, естествознание, обществознание — это основа. База, которая через несколько лет позволит выпускникам двигать научно-технический прогресс дальше. Эти предметы должны сохраниться в любом случае. Однако сегодня они в загоне: если 30 — 40 лет назад в старших классах на физику отводилось шесть часов в неделю, то сегодня — в три раза меньше.


Впрочем, Фарвазов признает, что изменить ситуацию на уровне школы — задача невыполнимая. Хотя именно директору высказывают претензии родители. К подобным нападкам он уже привык.


— Вся наша деятельность регулируется великим множеством законов и регламентов, часть которых просто мешает нам жить, — грустно улыбается Тагир Анисович.


— Думаете, я преувеличиваю? За последние полгода на меня 15 раз подавали в суд. Таким плотным общением со служителями Фемиды не может похвастать ни один матерый рецидивист. За полчаса до вашего приезда ко мне прибыл пожарный инспектор. Осмотрев школу, он заявил: здание построено в 1937 году, и его лестницы не соответствуют нынешним требованиям. И выписал мне предписание, не исполнив которое, я опять попаду под суд. Но у директора школы нет полномочий...

Полный материал читайте в печатной версии газеты или PDF-формате.

Опубликовано: 27.01.15 (10:49) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Образование
   

Написать комментарий


AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Башкирском театре оперы и балета в Уфе впервые прошла благотворительная Аксаковская елка. На праздник со всей республики приехали без малого 300 ребятишек. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, или оказавшиеся в трудных жизненных обстоят
  • Архангельский район по-своему уникальный: 70 процентов его территории покрывают леса. Потому и неудивительно, что на площади, где могли бы поместиться три Сингапура, два Гонконга с их многомиллионным населением, проживает всего около 17 тысяч человек

Вернуться