Издательство «Республика Башкортостан»
  • 22.10.18  «Комендантский час» для детей перешел на зимнее время
  • 22.10.18  В Уфе появится Дворец борьбы
  • 22.10.18  Сегодня Международный день школьных библиотек

Возвращение блудного сочинения

Этот процесс вызывает противоречивые чувства

Автор: Елена АНДРЕЕВА
Фото: Иллюстрация: Дмитрий ФАЙЗУЛЛИН.
версия для печати

Ревнители русского языка и почитатели бессмертных классических произведений торжествуют победу: по поручению президента России выпускники впервые за последние пять лет написали итоговое сочинение. При поступлении в вузы оно добавит абитуриенту до 10 дополнительных баллов к сумме ЕГЭ.


Апробация сочинения прошла в Башкирии 20 ноября. По словам главного специалиста-эксперта отдела общего образования и государственной итоговой аттестации минобразования республики Жанны Миникеевой, «незачет» получили около семи процентов учащихся. А третьего декабря, когда выпускники писали уже официальное сочинение, без зачета остался всего один процент из них.


Цифра, согласитесь, некритичная. И вроде бы радоваться надо, что дети, позабывшие запах книг и общающиеся друг с другом в основном на интернетовском сленге, способны изложить свои мысли на языке Пушкина и Лермонтова. Но почему же тогда учителя на вопрос об успехах справившихся с сочинением школьников стыдливо отводят глаза и отказываются говорить на эту тему?


Разумную мысль по этому поводу высказал один из уфимских педагогов: «В новом стандарте у нас нет предмета «литература» в старшей школе. У нас объединенный предмет «русский язык и литература». Есть экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ. Теперь будет сочинение — экзамен по предмету, который стандартом не предусмотрен. У нас возникла колоссальная мешанина».


Словом, есть о чем подумать.


В добрые старые советские времена сочинения начинали писать со второго класса, а в четвертом занимались «сочинительством» как минимум каждый месяц. Темы, конечно, были простые: «Осень», «Моя мама», «Что я знаю о войне?», но ведь так и постигались азы умения размышлять, связно излагать мысли, вырабатывать свой стиль. Да и читали тогда дети не в пример больше, а школьные произведения штудировали по главам и подробно разбирали. Ныне сочинения школьники пишут крайне редко, да и то в основном в виде ответов на предложенные вопросы.


И все-таки вернемся к итоговому сочинению. Что, собственно, требуется от детей сейчас? Как пояснили в минобрнауки, сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме, аргументация с привлечением литературного материала, композиция и логика рассуждения, качество письменной речи и грамотность. Чтобы получить «зачет», достаточно иметь положительный результат по трем критериям (по первому и второму — обязательно) и выдержать объем — не менее 250 слов (это чуть больше, чем упомянутое эссе). Ну и, естественно, работа должна быть написана самостоятельно, а не списана.


Разберемся по существу. Итак, соответствие теме. Поскольку темы предложены расплывчатые и неопределенные, то владей ученик более или менее обширным запасом слов, затуманить голову учителю большого труда не составит.


Следующий критерий — аргументация с привлечением литературного материала. Вот хоть убей, но не читают наши дети книги, за редким исключением, конечно. И даже экранизации смотрят без особой охоты. Ну, а цитаты из произведений, открою страшный секрет, берут из специально...

Полный материал читайте в печатной версии газеты или PDF-формате.

Опубликовано: 15.01.15 (11:13) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Образование
На этих фотоснимках отражены семь лет жизни и работы аэрокосмической школы.   Днем ученики лазили в воде, а ночью готовили доклады.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

  • «Не для наград седлал коня» - эти строки, произнесенные одним из местных поэтов на возложении цветов к памятнику народного поэта Мустая Карима сегодня, в день его 99-летия врезались в память особенно ярко.
AHOHC

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Вернуться