Газета «Республика Башкортостан»

Время «успешных троечников» уходит?

Бакалинцы всё активнее селекционируют таланты

Социализация одаренных детей — отдельная проблема.
Социализация одаренных детей — отдельная проблема.
версия для печати
Социализация одаренных детей — отдельная проблема.

Проблема одаренных детей в нашем обществе существовала всегда. Наверное, в каждом классе был свой «ботаник», которого изводили ровесники, и порой с трудом терпели даже учителя.

Сейчас ситуация заметно изменилась: многие учебные заведения взяли на вооружение программы по выявлению таких детей, «умников и умниц» отбирают ведущие вузы страны, стремятся заполучить к себе работода- тели... Столь высокий интерес к ним объясняется просто: у нас, к счастью, начали понимать, что мальчишки и девчонки со светлыми головами и неординарными идеями способны влиять на развитие целых отраслей, а значит, и всей страны в целом. Вот только как разглядеть заложенный в них дар и его взрастить? Тем более, если ребенок учится в небольшой сельской школе.


У бакалинцев, чьи дети с завидной регулярностью занимают призовые места на региональных и российских предметных олимпиадах, свой рецепт успеха. Им они делились на «круглом столе».


По большому счету, бакалинский рецепт не является эксклюзивом: передовые наработки, научно-практические конференции, те же конкурсы и олимпиады, индивидуальная работа с детьми, в том числе с привлечением преподавателей вузов. Второй год подряд здешние школы активно сотрудничают с БГПУ им. Акмуллы. По мнению директора бакалинской школы № 2 Аделии Абрамовой, природные задатки и потенциал есть у каждого. Вот только далеко не у всех есть возможность их развивать.


— Там, где толковые преподаватели, ученики показывают хорошие результаты. А в небольших сельских школах добиться этого бывает сложно, — поддержал коллегу директор бакалинской школы № 1 Тагир Фарвазов. По его мнению, выходом могла бы стать специализация школ на уровне районов. Но для этого в первую очередь требуются хорошие специалисты.


По мнению некоторых педагогов, в том числе представителей вузов, давно назрела необходимость в создании в республике экспериментальных площадок и даже центров по работе с одаренными детьми.


Социализация одаренных детей — тоже отдельная проблема.


— Дети, проявляющие неординарные способности, зачастую чувствуют себя «белыми воронами», — поделилась учитель информатики бакалинской школы № 1 Лилия Зянгирова. — В результате они не всегда могут полностью раскрыть свои способности. Поэтому мы стараемся создавать творческие группы. В этом случае успех, как и неудача, делится на всех. В конечном итоге талантливые мальчики и девочки занимают в таких группах, а затем и в классе, лидирующие позиции.


Поощрением успешных детей занимается Фонд поддержки талантливой молодежи. Уже пятый год подряд фонд, которым руководит гендиректор «Уралтранснефтепродукта» Наиль Багаутдинов, проводит в Бакалах праздник «Созвездие одаренных». Дипломами и денежными премиями награждаются не только юные победители и призеры различных конкурсов, фестивалей и олимпиад, но и их учителя, тренеры, художественные руководители… За минувшие годы фонд отметил свыше пятисот школьников и около трехсот их наставников.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ


Альфис ГАЯЗОВ,
министр образования Башкортостана:


— Начиная с семидесятых годов основной задачей педагогов было не взращивание талантов, а подтягивание посредственных учеников до среднего уровня. Вспомните, главными героями книг, кинофильмов и даже детских стихотворений нередко были люди, для которых даже придумали термин «успешные троечники». Эта тенденция продолжилась в 90-е годы, когда «хозяевами жизни» частенько становились личности, не отличающиеся высоким интеллектуальным уровнем.


Сегодня надо менять ситуацию, выращивать и продвигать талантливых, умных, неординарных детей. Условия для этого у нас созданы неплохие.

Компетентно


Мажит НАРТАЙЛАКОВ,
заслуженный врач республики, лауреат премии «Золотой скальпель», профессор:


— Мы знаем целые династии достойных педагогов, врачей и так далее, благодаря которым периодически возобновляются разговоры о существовании некоего «гена гениальности», передающегося по наследству. Однако дети многих великих людей не оставили после себя никакого сколь-нибудь заметного следа. Видимо, определенные природные задатки есть у большинства из нас. Но сможет ли человек добиться успеха, в первую очередь зависит от его трудоспособности и целеустремленности.

Опубликовано: 27.10.14 (12:57) Бакалинский район
Статьи рубрики Образование
   

Написать комментарий


AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Башкирском театре оперы и балета в Уфе впервые прошла благотворительная Аксаковская елка. На праздник со всей республики приехали без малого 300 ребятишек. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, или оказавшиеся в трудных жизненных обстоят
  • Архангельский район по-своему уникальный: 70 процентов его территории покрывают леса. Потому и неудивительно, что на площади, где могли бы поместиться три Сингапура, два Гонконга с их многомиллионным населением, проживает всего около 17 тысяч человек

Вернуться