Издательство «Республика Башкортостан»

На грани

Меня уже не раз спрашивали, почему для разговора с вами выбираю такие странные, не сильно злободневные, зато неоднозначные темы — то проблема личного выбора и поиска смыслов, то этимология одиночества и типология самовыраженцев, то еще чего мудрено-банальное. Почему не пишу субъективных репортажей а-ля «картинки с выставки» или про диалектику инь-ян. Отвечаю: не хочется.

версия для печати

И без меня хватает воплей и соплей, криков «доколе», дешевого позитива и пропаганды в инквизиционной тональности. Поверьте, скоро к ним прибавится греческий хор в масштабах страны, который заголосит: «Мама, родная!


Как жить дальше, когда не на что?». Проблема в том, что говорят теперь все, но никто не разговаривает. А надо бы.

 

Попробуем? Не повышая голоса и глядя в глаза. Правда, тема, которую собираюсь предложить в качестве угощения, у большинства нормальных людей вызывает зевоту, переходящую в храп: грани нашей этики. Ну да, какая к черту этика, когда со всех сторон санкции, украино-американское танго и призрак банкротства российских банков? Вот только все набирающая зыбкость этих самых граней грозит переродиться в ментальную зыбучесть. И веревку для спасения никто не кинет.

 

Почему-то кажется, что размывание границ личной этической экосистемы пострашнее сиюминутных катаклизмов. В нашей истории самые бесчеловечные времена наступали, когда стиралась грань между страхом и стыдом, истончалась совесть. Поэтому прошу налить себе чаю и просто послушать. Я украду совсем немного ваших минут.


Был такой выдающийся исследователь русской культуры — Юрий Лотман. Он делился размышлениями о том, чем отличается рабская психология от психологии свободного человека. Объяснял на примере из «Войны и мира» Толстого. Там есть эпизод, в котором князь Болконский, находясь на поле боя под артобстрелом, журит рядом стоящего офицера-дворянина за то, что тот пригибает колени — «стыдно, батенька». Смысл укора — русские офицеры родину защищают стоя. Однако солдаты, рекрутируемые, как вы помните, из крепостных, позади не стояли, а в страхе лежали плашмя. И к ним претензий не было.

 

Лотман объясняет этот феномен тем, что в нашей культуре использовать страх в качестве мерила и оправдания собственных поступков было не зазорно только человеку несвободному. Рабу, который ни за что, кроме своего «живота», никогда не отвечал.

 

Напротив, у свободного, цивилизованного человека грань между тем, что можно и чего нельзя, была иной и называлась очень просто — стыд. По теории Лотмана, то, кто мы, определяет, в сущности, одна-единственная мотивация — мы не бьем чужого ребенка из-за боязни, что его отец выйдет и накостыляет или потому что стыдно бить детей? Мы не крадем чужое, даже если очень хочется, потому что страшимся тюрьмы или потому что стыдно? Мы уступаем место в автобусе пожилым, потому что боимся старческих стенаний или потому что стыдно сидеть и смотреть, как человек мучается? Мы жертвуем на благотворительность, потому что боимся быть не в тренде или потому что стыдно проходить мимо беды?


Сейчас мы живем в ситуации, когда непонятно, кому верить и во что верить. С нашим мироощущением играют заинтересованные, и имя им легион. Нет ни одного источника информации, кому имело бы смысл доверять более 20 — 30 %. Но верить-то хочется.

 

Верить-то во что-то надо. Должна быть точка отсчета. Не столь важно, где она будет находиться. Необходим сам факт ее наличия. И, возможно, в нынешних условиях, дабы окончательно не потерять способность трезво оценивать происходящее и действовать адекватно, имеет смысл обратиться к традиционной для нашей культуры системе этических координат. Проверить происходящее на вшивость. Задать себе контрольный вопрос, например, то, как разворачиваются события вокруг падения малазийского Боинга — вам страшно, что будет дальше или стыдно за сам поворот сюжета? И, кстати, чисто гипотетически, если окажется, что наша страна каким-то боком замешана в трагедии, вам будет страшно или стыдно? Вас пугают новые законодательные инициативы и поведение некоторых депутатов или вам за них стыдно? А украинским беженцам вы помогаете, имея в уме, что зачтется наверху, или потому что стыдно оставлять людей без помощи? Схема спокойно спускается на бытовой, межличностный, корпоративно-профессиональный уровни отношений. И везде работает.


По субъективному впечатлению, все большему количеству людей страшно. И все меньшему — стыдно. Мы дружно забываем: управлять и помыкать теми, кому страшно, — легко. А вот теми, кому стыдно, напротив, почти невозможно. И еще. Мне кажется, эта антитеза станет одной из главных лакмусовых бумажек, по которым нас с вами будут оценивать, когда придет пора последнего ответа. Интересно, что хуже испытывать в конце пути — чувство страха или стыда?

Опубликовано: 07.08.14 (12:52) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Колумнисты
В комсомол в первую очередь принимали самых лучших, и в том тоже был воспитательный момент.    
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий
Полина2014-08-22 10:20:35
Человек, который сидел на одном из уроков Школы молодого журналиста перед молоденькими ребятами на столе и называл себя уральской низко.....ой, рассуждает об этике))). Забавно)))
-->

  • Рустэм Хамитов вручил государственные награды работникам строительного комплекса Башкортостана
Наблюдение за реками в режиме онлайн Наблюдение за реками в режиме онлайн
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
В Буздяке будет построена новая школа
Ярослав 2018-08-04 09:45:14
А почему в деревнях закрывают школы?... далее
Рустэм Хамитов: Производительность труда в сельском хозяйстве нужно повышать
Радик Мухарямов 2018-08-03 12:30:22
Всё правильно с экономической точки зрения. Да вот только куда девать высвобождающихся людей?... далее
В Салавате прошла пятая республиканская спартакиада среди пенсионеров
Валерий 2018-08-02 13:51:57
Странно, что статью о Спартакиаде написал человек, которого в Салавате не было. Дали нам только... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться