Газета «Республика Башкортостан»

Гордость родителей или головная боль от проблем?

Если ребёнок — маленький гений, он всё равно ещё ребёнок

Автор: Елена ВАСИЛЬЕВА
версия для печати

Несколько лет назад мне довелось пообщаться с семьей, в которой рос своеобразный малыш. Родители особого внимания на его воспитание не обращали, вплотную занимаясь обустройством родного очага и считая радостями жизни хороший обед, бесконечный бразильский сериал и купленную в бутике заграничную одежку. Года в полтора предоставленный сам себе Игорь научился читать сразу по программе телевидения — самому распространенному печатному изданию в доме.


В шесть лет пошел в школу — в третий класс. Занимал призовые места на всевозможных олимпиадах, легко обходя долговязых старшеклассников и проявляя явный интерес к техническим наукам. Школу окончил в 12 лет. После этого семья исчезла из моего поля зрения, и что сейчас поделывает вундеркинд, я не знаю. Впрочем, и общество часто теряет из виду детей, проявлявших недюжинные способности с пеленок и становящихся объектами повышенного внимания со стороны СМИ. А также проблемой для педагогов, не знающих, что делать с теми, кто «выпал из гнезда».

Талантливый ребенок — дар судьбы или нелегкое испытание родительского терпения и мудрости? Как живут те, которых с самого раннего возраста интересует, не как «мама мыла раму», а основы квантовой физики? И несмотря на то, что давным-давно разработан целый ряд методик, тестов и опросников, на первом этапе бдительность должны проявить родители и воспитатели, оттирающие замурзанную физиономию будущего Леонардо от краски или зорко охраняющие соседское окно от атак юного Пеле. Многие проявляют высокую степень способностей не в одной сфере, а в нескольких.


Существуют две самые распространенные точки зрения относительно неординарных детей: все дети — одаренные и по-настоящему талантливы немногие. На самом деле домыслов гораздо больше.


Считается: талантливые дети успешны во всех учебных предметах. На деле это встречается редко. В истории подобные примеры можно пересчитать по пальцам: Леонардо да Винчи, Михаил Ломоносов. Возможны варианты, когда одаренный ребенок никак не проявляет свою исключительность в школе по той причине, что увлечен предметом, не входящим в школьную программу.


Психологические исследования свидетельствуют: наследственность, гены, на которые мы любим валить все подряд, лишь определяют потенциальные границы развития одаренности, тогда как само развитие зависит от социальной среды, от того, даст ли она возможность не погибнуть хрупкому ростку таланта.


Многие чересчур ретивые родители полагают, что чем раньше начать развитие способностей будущего гения, тем быстрее он удивит мир. Но проблема детского воспитания в том и заключается, что каждому возрастному этапу должна соответствовать своя умственная нагрузка. Малыш, научившийся читать в два года за сто уроков, с таким же успехом освоит премудрости алфавита в семь лет за двадцать занятий.


Кстати, тем, кому не дает покоя отрезанное ухо Ван Гога, можно твердо сказать: многих талантливых людей Бог наградил способностями вовсе не за счет душевного расстройства.

Логичный вопрос: растет гениальный ребенок, а где же выросший из него гениальный взрослый? К сожалению, статистика свидетельствует: многие незаурядные дети не становятся знаменитыми взрослыми. В большинстве случаев это происходит из-за неправильного отношения к такому ребенку в семье и... невостребованности его одаренности в обществе.


Популярная фраза «Талант себя проявит» не соответствует действительности.

Наблюдения показывают: в раннем возрасте дети часто скрывают свои способности, если взрослые не ценят их должным образом. Такие дети быстро приучаются вести себя, «как все», ибо за это их хвалят. Так и возникают грустные проблемы нестандартного ребенка — неприязнь к школе.

Комментарий


Юлия ИВАНОВА, практикующий психолог высшей категории:


— Избежать трудностей достаточно просто. Прежде всего нужно понять ребенка и осознать его неординарность.


Но и не восторгаться сверх меры, не превращать жизнь малыша в «скачки» для удовлетворения родительских амбиций, пытаясь реализовать через него собственные увлечения и интересы.


Не нужно заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом, не перегружать занятиями.


Надо учить терпению и поощрять за все старания, учить владеть эмоциями, быть дружелюбным в коллективе и стараться объяснить: неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство. И, наконец, считать себя самым счастливым из родителей и не подрезать крылья малышу, а отправляться вместе с ним в полет!

Опубликовано: 05.08.14 (11:25) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Образование
   

Написать комментарий


AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Башкирском театре оперы и балета в Уфе впервые прошла благотворительная Аксаковская елка. На праздник со всей республики приехали без малого 300 ребятишек. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, или оказавшиеся в трудных жизненных обстоят
  • Архангельский район по-своему уникальный: 70 процентов его территории покрывают леса. Потому и неудивительно, что на площади, где могли бы поместиться три Сингапура, два Гонконга с их многомиллионным населением, проживает всего около 17 тысяч человек

Вернуться