Газета «Республика Башкортостан»

Вот такой инклюзив

Ребёнок с умственной отсталостью может успешно адаптироваться в обществе, если ему помочь

В школе-интернате учат жить и шить.
В школе-интернате учат жить и шить.
Автор: Илья БРУШТЕЙН
Фото: Илья БРУШТЕЙН
версия для печати
В школе-интернате учат жить и шить.

В уфимской школе-интернате № 59 учится более двухсот детей с интеллектуальными нарушениями. Некоторые из них до этого ходили в обычные школы, но из-за особенностей в развитии не понимали учебный материал, не могли выполнить домашние задания, наладить контакт со сверстниками. Как ни ужасно это звучит, эти ребята в своей среде фактически были изгоями.

Запущенность и отсталость — разные вещи


— У каждого ребенка есть право на счастливое детство, — отмечает директор школы-интерната Юлай Амекачев. — Нельзя заставлять ребенка посещать обычную школу, если он из-за физических и психических ограничений не способен воспринимать программу. В специальной школе мы учитываем потребности и возможности «особых» детей, создаем для них комфортную среду.


Практически у всех учащихся 59-й органические поражения головного мозга. В медицинских картах детей в качестве диагноза указана умственная отсталость легкой, средней и тяжелой степени, а также сопутствующие заболевания.


— Нельзя путать педагогическую запущенность и умственную отсталость, — подчеркивает директор. — Если проблемы в обучении связаны с социальными причинами, например, отсутствием родительской опеки, то их можно устранить, и ребенок нагонит сверстников.

Умственную отсталость из-за поражений головного мозга полностью преодолеть, к сожалению, невозможно.


Не противоречит ли существование специальных школ идеям инклюзивного образования?


— Я уверен: коррекционное и инклюзивное образование не нужно противопоставлять друг другу, — убежден Ю. Амекачев. — В республике последнее успешно развивается, детей с отдельными заболеваниями, в том числе легкой формой умственной отсталости, стали интегрировать в массовые школы. Но потребность в специальных учебных заведениях не отпала. Ни одна страна мира от них еще не отказалась.


Выпускник с профессией


Одна из важнейших задач специальной школы — подготовка детей к взрослой жизни.

Поэтому в особой чести здесь трудовое обучение — в столярной, слесарной, швейной и картонажно-переплетной мастерских, кабинете информационно-коммуникативных технологий. Многие выпускники потом работают по этим специальностям. Часть, конечно, становится дворниками, уборщицами, подсобными рабочими, санитарками.


Школа наладила контакты с несколькими уфимскими профессионально-техническими учреждениями и колледжами, которые готовят полиграфистов, строителей, цветоводов и озеленителей, специалистов для легкой промышленности. Тесное сотрудничество, например, сложилось с уфимским профлицеем № 2.


— Базовое предприятие лицея — УМПО. Наши выпускники не только учатся на столяров и станочников, но и затем устраиваются на предприятие. На моторостроительном сохранились традиции наставничества, и наши парни находят на работе старших товарищей. Это очень важно, — поясняет директор.


Смышлёная барышня


Насте Алексеевой пятнадцать лет. После девятого класса собирается в лицей, чтобы получить профессию штукатура-маляра. Учиться придется вместе с выпускниками обычных школ. Конечно, можно остаться в стенах родной школы, но после лицея устроиться на работу проще.


— Это нужная, полезная специальность, — не по-детски рассуждает девушка. — Смогу делать евроремонт, заниматься отделкой офисов, домов и квартир.


Судьбу Насти простой не назовешь. Родилась в неблагополучной семье, рано осталась сиротой. В первый класс пошла в Стерлитамаке. И практически сразу стало понятно, что ребенок не способен воспринимать школьную программу. Настю оставили на второй год, на третий, потом она попала в монастырский приют. Увы, ни там, ни здесь не было специалистов по работе с «особыми» детьми. В 2010 году Настю направили в школу-интернат № 59. Девочка не умела читать и писать, плохо говорила, не имела элементарных санитарно-гигиенических навыков.


За четыре года педагоги и воспитатели совершили чудо. Настя превратилась в смышленую, воспитанную, ухоженную барышню. Сейчас она одна из лучших учениц. В минувшем году победила на республиканском конкурсе «Лучший по профессии» среди учащихся коррекционных школ восьмого вида. Победу Насте принесли сшитые своими руками рубашечки для малышей.


— Мне интересно учиться в школе, — рассказывает она. — Хожу в бассейн, занимаюсь бисероплетением. Люблю шить, рисовать, пою и играю на синтезаторе в музыкальной группе. Еще умею играть на ложках. В школьном спектакле сыграла Карлсона.


Для чего нужен паспорт


Русский язык и литературу, которые в спецшколе называются несколько по-иному — «письмо и развитие речи» и «чтение», тоже преподают по особой методике.


— Практически все литературные произведения представлены в сокращенном адаптированном виде, — поясняет преподаватель Валентина Зинатшина. —Учебная программа кому-то может показаться слишком простой, но нашим детям и этот объем бывает непросто освоить.


Есть, к примеру, в программе известный рассказ Чехова «Злоумышленник», где герой отвинчивает гайки от рельсов, чтобы использовать их в качестве грузил.


— Моя задача в том, чтобы дети поняли, что такой поступок может привести к крушению поезда и гибели людей, — отмечает В. Зинатшина. — Мы обсуждаем с ребятами, возможна ли такая ситуация в наше время, сохраняет ли актуальность рассказ классика.


Не все ученики, по словам преподавателя, способны разобраться в хитросплетениях литературных сюжетов, однако знакомство с ними в любом случае помогает в социальной адаптации и развитии речи.


Значительная часть времени на уроках отводится знакомству с реалиями окружающего мира. Ребятам объясняют, для чего нужны паспорт и трудовая книжка, как пишется заявление о приеме на работу и составляется резюме, оплачиваются коммунальные услу-
ги. Для таких подростков даже самая простая проблема может стать неразрешимой.


От игольниц к платьям


— Почти все мои ученицы приходят на занятия с удовольствием, — отмечает преподаватель по швейному делу Люция Фролова. — Им нравится видеть результаты свое-
го труда.


Швейное дело в школе начинают изучать с четвертого класса. Сначала учатся шить самые простые вещи — мешочки, игольницы, косынки. Затем наступает черед сумочек, фартуков, халатов. А с шестого класса девочки шьют блузки, юбки и платья.


Люция Махияновна подробно рассказывает, как сделать игольницу в виде цветка, используя крышечку от пластиковой бутылки, или панно с бабочками из лоскутков. Получается замечательный сувенир! Красивые вещи из недорогих подручных материалов девочки могут подарить родителям, друзьям и знакомым.


У мальчишек свои «уроки жизни», как называет занятия по столярному делу преподаватель Ильдар Амерханов.


— Чтобы стать столяром, надо немало знаний и навыков, — подчеркивает он. — Кроме того, важно не только выполнить работу, но и получить за нее деньги, не дать себя обмануть. И, конечно, расходовать зарплату надо тоже разумно. Поэтому я учу своих учеников обращаться и с рубанком, и с деньгами.


Девятиклассники Алексей Гальцев и Рустем Валеев, как и многие другие мальчишки, приходят к Ильдару Фаритовичу не только на уроки, но и в свободное время.


— Меня восхищает работа хороших столяров, особенно краснодеревщиков, — делится Алексей. — И сам в будущем хочу стать настоящим мастером.

Уфа — Санкт-Петербург.


Юлай Амекачев:


” Я уверен: коррекционное и инклюзивное образование не нужно противопоставлять друг другу. В республике последнее успешно развивается, детей с отдельными заболеваниями, в том числе легкой формой умственной отсталости, стали интегрировать в массовые школы. Но потребность в специальных учебных заведениях не отпала.


Ни одна страна мира от них еще не отказалась.

Опубликовано: 01.08.14 (12:32) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Образование
   

Написать комментарий


AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Башкирском театре оперы и балета в Уфе впервые прошла благотворительная Аксаковская елка. На праздник со всей республики приехали без малого 300 ребятишек. Это дети с ограниченными возможностями здоровья, или оказавшиеся в трудных жизненных обстоят
  • Архангельский район по-своему уникальный: 70 процентов его территории покрывают леса. Потому и неудивительно, что на площади, где могли бы поместиться три Сингапура, два Гонконга с их многомиллионным населением, проживает всего около 17 тысяч человек

Вернуться