Издательство «Республика Башкортостан»

Железобетонный долг

Четвёртый год живут с пустым кошельком работники салаватского завода-банкрота

Работники Салаватского железобетонного завода добиваются внимания к своим проблемам.
Работники Салаватского железобетонного завода добиваются внимания к своим проблемам.
Автор: Татьяна КЛУГМАН
Фото: Фото Павла БИЗИКИНА.
версия для печати
Работники Салаватского железобетонного завода добиваются внимания к своим проблемам.

Газета «Республика Башкортостан» продолжает серию публикаций о ситуации
на предприятиях-банкротах. На этот раз
в поле зрения журналистов попал Салаватский железобетонный завод. Работники предприятия уверены, что оснований для объявления действующего предприятия банкротом не было. Ситуация, сложившаяся на Салаватском ЖБЗ, действительно вызывает вопросы, ответы
на которые мы надеемся получить в ближайшее время. Хотим подчеркнуть, что «РБ» и впредь будет разбираться в каждом случае, когда введение процедуры внешнего управления вызывает сомнения.

 

С 2008 года не может дождаться законных выплат по заработной плате, составляющих 12,8 млн рублей, коллектив ОАО «Салаватский железобетонный завод». Ничего не изменил прошедший в ноябре 2011-го на территории завода митинг. Телесюжеты и репортажи, которые разместили республиканские и местные СМИ, не вдохновили правоохранителей на активные действия. Бывший генеральный директор и «по совместительству» один из собственников предприятия, депутат ишимбайского горсовета Айрат Мукминов даже не пришел на встречу с заводчанами. Об этом рассказала инициативная группа сотрудников железобетонного завода.


Нули от миллионов


В Салавате признано банкротом предприятие, более полувека выпускавшее материалы для массового строительства. Цеха и здания ОАО «Газпром нефтехим Салават», жилье и социальные объекты Салавата, Ишимбая, Мелеуза и Кумертау построены из железобетонных блоков и плит, выпущенных здесь.
Официально Салаватский ЖБЗ остановлен в 2008 году. Фактически до середины 2009-го на арестованном судебными приставами имуществе шел выпуск и отгрузка продукции. Набирал силу и другой процесс: собственники предприятия через сеть дочерних фирм выводили ликвидную часть активов завода, однако с работниками по зарплате не рассчитывались.


В апреле 2011 года решением Арбитражного суда республики ОАО «Салаватский ЖБЗ» признано несостоятельным (банкротом), началось конкурсное производство. Этому событию предшествовало полномасштабное разграбление завода. С предприятия вывезли имущество, которое не было арестовано судебными приставами. Что конкретно пропало, перечисляет бывший мастер Александра Крючкова, отработавшая на Салаватском ЖБЗ более 30 лет. Она хорошо знает оборудование, находившееся на территории завода, и утверждает, что исчезли козловые и мостовые краны, крышки пропарочных камер — по самым приблизительным подсчетам, это не менее 400 тонн металла. В цехах срезаны рельсы, по которым передвигались краны, в зданиях цехов — массивные металлические двери.


Есть свидетельства очевидцев вывоза станков и другого оборудования. У корреспондентов, побывавших на Салаватском ЖБЗ в ноябре 2011-го, сохранились диктофонные и видеозаписи интервью с охранником предприятия. Он рассказал о ночных визитах на завод одного из собственников и его помощников, которые с декабря 2010 г. по апрель 2011-го демонтировали оборудование, вывозили его за территорию и рассчитывались за работу на месте наличными деньгами.


— Но уже через несколько дней после митинга охранник отказался не только написать заявление в прокуратуру, но и дать какие бы то ни было свидетельские показания, — рассказывает бывшая сотрудница бюро пропусков Валентина Шулепова. — На просьбы проявить сознательность он ответил так: «Все, что я сказал, правда, но отчитываться перед следователями не хочу. К тому же не уверен в собственной безопасности».


Тем не менее случившееся подтверждают документы Салаватского городского отдела судебных приставов. В официальном ответе по материалам проверки по заявлениям работников завода от 16 декабря 2011 года есть строка о том, что часть неарестованного имущества на территории завода отсутствует и материалы по этому факту направлены в прокуратуру. В январе 2012 года отдел МВД по городу Салавату обратился с просьбой к конкурсному управляющему ОАО «Салаватский ЖБЗ» Нилу Муталлапову провести документально-бухгалтерскую ревизию с привлечением независимого эксперта, чтобы определить сумму нанесенного ущерба.


Банкротство как бизнес


Железобетон от времени становится только крепче. Но люди — не железобетонные конструкции, им просто необходимо рассчитывать на лучшее. Однако надежды на получение своей законной получки все призрачнее. Тем более, что несколько вчерашних коллег уже ушли из жизни, так и не увидев заработанного.
Чего добиваются заводчане? Первое — выплаты заработанного, второе — привлечения к ответственности собственников предприятия. По обоим пунктам протестной программы шансов получить результат немного, поскольку вывод правоохранителей однозначен: «В действиях собственника завода состава преступления нет, его преследование по закону невозможно». Работники же, инициировавшие митинг, многочисленные обращения в правоохранительные органы и СМИ, уверены: банкротство предприятия было преднамеренным, при помощи этого маневра владельцы успешно ушли от выплаты долгов.


— Мы все помним, что в момент покупки Мукминовым завода склады были заполнены изделиями: по 10 штук в высоту стояли штабеля железобетонных плит. Производство было жизнеспособным, товарные запасы — достаточными, чтобы выплачивать зарплату, — говорит Олимпиада Думинике, бывший машинист компрессорной установки.


И пока нет окончательной правовой оценки ситуации, у обманутых людей складывается впечатление, что желающим «под шумок» получить активы Салаватского ЖБЗ, по крайней мере, не помешали реализовать эти планы. Потому что к моменту заступления на должность конкурсного управляющего с завода было вывезено все, что имеет сбыт на рынке, а интересы работников так и не соблюдены.
— Мы с коллегами много раз сообщали судебному приставу-исполнителю Фаилю Ибатуллину и его руководителю Рустаму Суярембитову о том, что на заводе идет демонтаж и вывоз оборудования, — утверждает ветеран ЖБЗ Александра Крючкова. — Реакция была только словесной: «Мы проверим, не волнуйтесь», а закончилось все тем, что от завода остались лишь пустые коробки цехов и зданий. Кроме того, нас абсолютно не устраивает информационная закрытость Салаватского городского отдела судебных приставов, нежелание вести диалог, систематическое несоблюдение сроков ответа на письменные обращения.


Итак, что в сухом остатке? Активы завода выведены. Собственники ни за что не отвечают. Сразу после введения конкурсного производства на Салаватском ЖБЗ сменили место работы старший судебный пристав городского отдела УФСПП Суярембитов и его заместитель, судебный пристав-исполнитель Ибатуллин. Весной 2011 года кардинальное обновление произошло и в муниципалитете Салавата. То есть все, кто по долгу службы курировал развитие ситуации и вникал в детали происходящего, отошли от дел. Остались только работники завода с вопросом: «Где наша зарплата?».


А деньги где?


Идеология банкротства в России понимается специфически. Опыт многих регионов показывает: далеко не каждый хозяйствующий субъект стремится применить процедуру финансового оздоровления «по прямому назначению» — то есть восстановить платежеспособность и рассчитаться по накопленным долгам. Достаточно примеров, когда банкротство по факту означает ликвидацию производства. И последствия деформированной экономики предприятий вне зависимости от их географии всегда весьма конкретны и остросоциальны.
А именно: три года вычеркнуто из пенсионного стажа работников Салаватского ЖБЗ. Долги каждого по зарплате измеряются сотнями тысяч рублей, еще тяжелее положение семей, в которых оба супруга трудились на заводе.


— До 43 тыс. рублей доходила задолженность по квартплате, — вспоминает бывший мастер бетонного цеха Надежда Овчинникова. — Как жить, на что надеяться?


Сокращенным заводчанам не выплатили выходное пособие, немногие нашли новую работу на зарплату выше чем 5 — 7 тыс. рублей.


Попав в официальный список предприятий-банкротов, завод уже не фигурирует в отчетности как должник по заработной плате, а с началом конкурсного производства дождаться заработанных денег людям еще сложнее. Хотя бы потому, что рыночная стоимость конкурсной массы ОАО «Салаватский ЖБЗ» составляет сегодня 69 млн рублей, 66 из которых — стоимость имущества, заложенного в пользу банков «УралСиб» и «Центральный коммерческий банк».


Что стало истинной причиной банкротства некогда процветающего завода — экономический кризис или несостоятельный менеджмент? Когда будут погашены долги перед кредиторами? И кто должен взять на себя всю тяжесть социальных обязательств перед работниками? Ответов на эти вопросы нет до сих пор. Поэтому не слишком удивляет такая подробность: на момент остановки Салаватского ЖБЗ на нем работало 412 человек, сегодня добиваются правды не более десятка заводчан. Остальные мало верят в возможность встречи со своей собственной зарплатой.

Опубликовано: 15.02.12 (21:13) г. Салават
Статьи рубрики Cоциум
Думаем и решаем сами.   Мост через Таналык решил давнюю проблему жителей села Татыр-Узяк.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий
Ольга2012-02-16 08:57:48
Аналогичная ситуация и с ЗАО "Мостостроительное управление", что находилось в п.Мокраусово- более 300 человек уже более года не могут получить зарплату и выходное пособие после объявления банкротства
-->

  • Рустэм Хамитов вручил государственные награды работникам строительного комплекса Башкортостана
Наблюдение за реками в режиме онлайн Наблюдение за реками в режиме онлайн
Жительница Абзелиловского района украла у односельчанки самовар. Прихватила и чайный сервиз
Радик Мухарямов 2018-08-06 08:28:00
В 62 года пора бы уже и о Боге задуматься, о замаливании былых грешков, а вот нет, тянет некоторых... далее
Где в республике самые плохие дороги?
Костя 2018-08-06 02:47:40
Вопрос таков: Где разметка на трассе м-7 и м-5? Дорожным ямам в районе Кропочево более 15 лет а... далее
В Башкирии предлагают ввести карантин
Дмитрий 2018-08-05 02:32:59
Про птичий грипп информационные каналы вещают уже второй год, но если подумать, откуда он появился?... далее
Юного туймазинца убил газ для зажигалок
Радик Мухарямов 2018-08-04 23:59:23
Слепое подражание кому-то в интернете или услышанному где-то приводит к таким печальным... далее
В Буздяке будет построена новая школа
Ярослав 2018-08-04 09:45:14
А почему в деревнях закрывают школы?... далее
Рустэм Хамитов: Производительность труда в сельском хозяйстве нужно повышать
Радик Мухарямов 2018-08-03 12:30:22
Всё правильно с экономической точки зрения. Да вот только куда девать высвобождающихся людей?... далее
В Салавате прошла пятая республиканская спартакиада среди пенсионеров
Валерий 2018-08-02 13:51:57
Странно, что статью о Спартакиаде написал человек, которого в Салавате не было. Дали нам только... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-29 22:15:07
Лесозаготовители всегда и везде вели и ведут свои дела с высоким уровнем доходности... В... далее
Субсидия — лесовоз (Экономика) 26.07.18 (20:24)
Радик Мухарямов 2018-07-28 19:39:37
Если бы эту технику нам предоставили в 2007 году. Тогда весной-летом по республике прошли мощные... далее
Звёздный час епископа Николая (Cоциум) 25.07.18 (19:19)
О. Георгий (Исмагилов) 2018-07-28 15:08:56
Нам остаётся хоть чуток равняться на своего владыку если Он так часто служит ,то и нам не только по... далее
Высокая планка («Ветеран») 26.07.18 (20:24)
ВВ 2018-07-27 13:08:26
Дамир Мударисович всегда и везде был на острие технического, научного и общественного ... далее
Прихоть или законное право? (Образование) 19.07.18 (19:02)
ВВ 2018-07-25 15:31:08
Госдума 25 июля приняла Закон о языках, оставив всем гражданам России право на обучение языкам... далее

Вернуться