Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей»
История одной картины, ставшей сенсацией

«Видение отроку Варфоломею».
«Видение отроку Варфоломею».
версия для печати
3 | 3
«Видение отроку Варфоломею».

В 1890 году тогда еще никому не известный выходец из далекой Уфы сын купеческий Михаил Васильевич Нестеров буквально ошеломил художественную Москву, представив на передвижной выставке свой шедевр «Видение отроку Варфоломею». Картина стала сенсацией и была сразу же приобретена Павлом Третьяковым для своей галереи. Все было необычно в этом произведении — идея, столь не привычная для русской живописи того времени, пейзаж, так не похожий на пейзажи передвижников, и не передаваемая словами одухотворенная сопричастность к изображаемому сюжету.

 

Михаил Васильевич безошибочно, каким-то внутренним чутьем избрал в искусстве свой путь — путь «поэтизированного реализма». Он создавал картины-гимны, картины-песни, а «людей духовного подвига» всегда писал с особенной любовью. Каждая картина художника становилась событием в искусстве, вокруг его произведений разгорались споры самых горячих его поклонников и не менее страстных противников. Так было и с картиной «Видение отроку Варфоломею».
Михаил Васильевич, как многие творческие интеллигенты того времени, верил в реальный идеал, подражание которому могло бы привести людей к золотому веку счастья и любви. И нашел этот идеал в Сергии Радонежском — основателе Троице-Сергиева монастыря, в миру носившем имя Варфоломея.


Художник посвятил Сергию целую серию работ, начало же ей и положила картина «Видение отроку Варфоломею». Сергий стал для Нестерова не схимником, подвижником, а историческим деятелем — «игуменом земли русской». Его деяния он изучал не по житиям, а по хроникам и летописям.


Полотно написано на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего «Жития преподобного Сергия», автором которого был ученик Сергия — Епифаний Премудрый.


Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. И там же художник понял, что, пожалуй, именно пейзаж должен стать едва ли не основным в картине. Художника глубоко трогало кроткое очарование северной природы. Нестеров искал в жизни «подлинники» своих грез. С крыльца усадьбы Абрамцево ему открылась, по его воспоминаниям, «русская осенняя красота». Здесь он и пишет эскиз, ставший в переработанном виде фоном картины. Изысканный излом сухих стебельков беспечально умирающей травы, среди которой словно вспыхивают лазурью последние цветы. Яркими монетками трепещут на тонких березках готовые улететь с первым дыханием приближающихся холодов ломкие листочки. Деревенская скромная церквушка затаилась в светлой золотисто-сумрачной тени засыпающих тихих лесов. И над гладкими холмами и словно застывшей водой опрокинулось низкое впитавшее сдержанные неяркие краски осени небо.


Не сразу Нестерову удается найти модель для Варфоломея. Ведь по преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». На одном из эскизов Варфоломей, например, стоял сначала перед старцем спиной к зрителю. Лица его не было видно, а вся фигура со светловолосой головой и нарядная одежда скорее напоминали образ сказочного пастушка Леля, а не будущего подвижника. Художник почти отчаялся найти подходящую натуру, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.


«Чарующий ужас сверхъестественного, — писал художник и критик Александр Бенуа, — редко был передан в живописи с такой простотой и убедительностью. Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение». Появившись на выставке, картина сразу же произвела на публику ошеломляющее впечатление: у одних вызвала искреннее негодование, у других — полное недоумение, у третьих — восторг. Однако публику волновало не само видение, а, как это ни странно, золотой венчик вокруг головы явившегося отроку святого. «Страшным судом» судили это полотно некоторые передвижники, называли картину вредной. Художник Григорий Мясоедов отвел Нестерова в сторону и всячески пытался убедить, чтобы тот закрасил этот золотой венчик: «Поймите, ведь это же абсурд, бессмыслица, даже с точки зрения простой перспективы».


Все это мало трогало Михаила Васильевича. До конца своих дней художник был убежден в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение. На старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он еще будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».

Опубликовано: 15.02.12 (05:40) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Культура
Такие события запоминаются на всю жизнь.   Трехлетняя Язгуль как хвостик ходит за знаменитой сестрой.  
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий
Софья Обухова2012-02-15 16:38:14
Интересна история создания картины и ее прототип, наверняка, знают об этом не многие. Картина действительно жива и до сих пор покоряет тихой задумчивостью и простой, но невероятно притягательной красотой.

  • Сабантуй-2018. Ермекеевский район
  • фотовыставка Гульнары Самойловой (США)
  • Рустэм Хамитов принял участие в предварительном голосовании
  • Рустэм Хамитов поздравил полицейских с юбилеем
  • Вы порадуйтесь за нас - перешли мы в пятый класс !
  •   Рустэм Хамитов принял участие в дебатах  «Единой России»
AHOHC

Подписка - 2018

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
Жители Башкирии могут наблюдать за половодьем в режиме онлайн
Мажит Нартайлаков: Не путайте халатность с ошибкой (Cоциум) 15.06.18 (08:26)
профессор Ахмадеева 2018-06-19 00:47:53
Профессор М. Нартайлаков- Великий хирург нашей Республики. Это известно не только в медицинской... далее
Рустэм Хамитов о новом швейном цехе: «Вполне достойно»
Радик Мухарямов 2018-06-18 17:45:26
Гульшат! Так ведь мы же теперь не коммунизм строим. То ли ещё будет, коли, хоть и недовольно, но... далее
Рустэм Хамитов о новом швейном цехе: «Вполне достойно»
Гульшат 2018-06-18 13:24:37
Рабочие места создают, но на этих предприятиях оче-е-ень маленькая зарплата. Люди вынуждены... далее
Башкирские эксперты: Пенсионная реформа назрела давно
Я и все, все, все 2018-06-17 15:56:19
",,,Нельзя просто так отпускать людей. Нужно просто-напросто использовать их потенциал", — сказала... далее
Башкирские эксперты: Пенсионная реформа назрела давно
Ильдар 2018-06-17 15:03:07
Меньше воровать нужно. Если у полковника полиции в квартире находят 7 млрд, у губернатора в шкафу... далее
В Доме печати брать больничный не любят («Ветеран») 15.06.18 (08:26)
Надежда 2018-06-17 12:10:43
Прекрасный человек и настоящий доктор - Галина Борисовна!
Подписываюсь под каждым словом этой...
далее
Мажит Нартайлаков: Не путайте халатность с ошибкой (Cоциум) 15.06.18 (08:26)
Игорь Голубев 2018-06-17 11:55:41
Познакомился благодаря вам с настоящим доктором. Спасибо.... далее
В Уфе рабочего уволили за прогул, когда простаивало всё предприятие
Радик Мухарямов 2018-06-17 09:29:49
"Рабочий пошел за правдой в суд, но суд отказал в удовлетворении его исковых требований".
Я не...
далее
Башкирские эксперты: Пенсионная реформа назрела давно
Радик Мухарямов 2018-06-17 09:23:34
Читая комментарий Ольги Панчихиной сразу становится ясно, что собой представляет "Общественная"... далее
Башкирские эксперты: Пенсионная реформа назрела давно
Ирина 2018-06-16 23:13:52
Ну наши башкирские эксперты круче британских ученых. Вы реально считаете что люди такие дураки?... далее
Прощай, сберкнижка! (Вопрос эксперту) 13.06.18 (19:52)
Радик Мухарямов 2018-06-16 22:06:59
Если что случится с компьютерной сетью, то прощай деньги, ничем не докажешь наличие той или иной... далее
Ничего личного (Экономика) 31.05.18 (18:11)
Радик Мухарямов 2018-06-03 11:08:05
Цены держать на сельхозпродукцию государству довольно легко. Как стало известно СМИ "Излишки... далее