Газета «Республика Башкортостан»

Бюджет республики как зеркало экономических процессов

Нужно усилить адресность расходов и их отдачу

Так будет финансироваться программа соцподдержки.
Так будет финансироваться программа соцподдержки.
Автор: Ринат ГАТАУЛЛИН, доктор экономических наук.
Фото: Коллаж Эльвиры БАЛТАЧЕВОЙ.
версия для печати
Так будет финансироваться программа соцподдержки.

Как по температуре тела в немалой степени можно судить о состоянии здоровья человека, так по бюджету региона можно сказать об экономических процессах, происходящих на его территории. Не может быть сильным бюджет там, где меньше экономики или ниже экономическая эффективность. В этом отношении более низкая бюджетная обеспеченность на душу населения в республике, чем в среднем по стране, является более чем точным диагнозом состояния нашей экономики.


Налево пойдёшь — коня потеряешь


Как известно, бедность генерирует бедность. Более низкий уровень бюджетной обеспеченности обусловливает невысокое качество образовательных услуг, здравоохранения, культуры и, тем самым, человеческого капитала в целом. А это никак не способствует экономическому росту. На мой взгляд, наша республика оказалась как раз в такой ситуации.


Сегодня, как никогда, остро стоит дилемма: повысив бюджетные расходы, поднять качество предоставляемых государственных услуг или, сэкономив средства по указанному направлению расходов, наращивать бюджетные инвестиции. Похоже, власти республики пытаются выбрать второй путь. Согласно программе соцподдержки граждан в Башкортостане до 2017 года, на 2012 год на ее реализацию предусмотрено 13,48 млрд рублей, на 2013-й — 12,64 млрд, на 2014-й — 11,17 млрд рублей. Примерно такая же динамика расходов планируется и по программе развития здравоохранения республики на тот же период.


С другой стороны, в указанный промежуток времени не предусматривается какого-либо роста государственных капитальных вложений. В этих условиях совершенно правильным является определение в качестве приоритетного направления республиканской адресной инвестиционной программы на 2012 — 2014 годы сокращение объемов незавершенного строительства.


Однако состояние инфраструктурных отраслей таково, что сокращать масштабы нового строительства мы особо тоже не можем. В течение прошлых двух десятилетий мы уже использовали тот «запас прочности», который был заложен в дореформенный период. Крупномасштабные аварии в ЖКХ, на транспорте, которые происходят по всей стране, должны и для нас служить предупреждением.


Залог успеха — светлые головы


Очень часто отчисления наших предприятий в федеральный бюджет рассматривают как некий «ясак» в пользу центра. Это не совсем так. За счет федерального бюджета финансируются расходы, направленные на обеспечение обороноспособности страны, правопорядка, реализацию инвестиционных проектов, которые имеют значение для страны в целом. Как ожидается, к 2014 году инвестиции в экономику республики за счет федерального бюджета практически удвоятся. Тогда они могут даже превысить расходы бюджета республики и местных бюджетов на указанные цели.


Участие федеральных средств в реализации проектов на территории республики, как правило, определяется наличием качественно проработанных проектов и программ, следовательно, связано с компетентностью местных органов власти. В связи с этим, видимо, пора крепко задуматься, почему сравнение по объемам инвестиций из федерального бюджета в соседний Татарстан и в Башкортостан отнюдь не в нашу пользу.


В расходной части бюджета республики наиболее крупная сумма направляется на нужды образования. На динамику расходов влияет та демографическая «яма», в которую попала наша страна. Башкортостан в этом отношении не исключение. По прогнозам минэкономики, численность обучающихся в школах, в сети начального и среднего профессионального образования будет сокращаться. При этом предполагается некоторый рост обучающихся в учреждениях высшего профессионального образования.


Как мне кажется, большую часть высвобождающихся за счет сокращения учащихся в школах и в учреждениях начального и среднего профессионального образования средств необходимо использовать для повышения качества обучения в них.
Бюджет Башкортостана предусматривает и рост расходов на здравоохранение, физическую культуру и спорт. Беспокоит в данном случае только то, что в 2013 — 2014 годах значительная часть расходов по данному направлению планируется сверх сумм, утвержденных по программам, следовательно, от них нельзя ожидать какого-либо эффекта.


Бюджет один, интерес — общий


Поскольку бюджет республики является финансовой базой для реализации полномочий региона, установленных в соответствии с Конституцией РФ, и создает возможность реализовать выбранную социально-экономическую стратегию, то в повышении эффективности бюджета заинтересован каждый из нас. В бюджетной сфере, пишет Владимир Путин в своей статье «Нам нужна новая экономика», требуется решительный отказ от инерции, когда мы продолжаем финансировать учреждения — вместо социальных услуг, которые они должны предоставлять. При этом полученная экономия должна идти на повышение заработной платы учителей, врачей, профессоров университетов, для обеспечения больных лекарствами. В этом мы и видим общий интерес.


Поставленная Путиным задача обновления экономики требует изменения критериев оценки эффективности бюджета. И, по всей видимости, Госсобранию республики еще не раз придется вернуться к бюджету, чтобы усилить адресность расходов и их отдачу.

Опубликовано: 10.02.12 (04:09) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Экономика
Семья Зубаировых теперь сама определяет, когда подавать тепло в квартиру.    

Написать комментарий


AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • Радий Хабиров обсудил подготовку к Фольклориаде-2020 с президентом CIOFF Филиппом Боссаном

Вернуться