• 18.02.18  Сегодня - Прощеное воскресенье — последнее воскресенье перед Великим постом
  • 18.02.18  Сегодня - Масленичный фестиваль
  • 18.02.18  Сегодня - День транспортной полиции России
  • 18.02.18  На 23-м году жизни скончалась уфимская рапиристка Татьяна Голосеева
  • 18.02.18  Выплаты клиентам «Уралкапиталбанка» начнутся не позднее 1 марта
  • 18.02.18  Подписано соглашение о сотрудничестве между Башкортостаном и Владимирской областью
  • 18.02.18  В Уфе открыли самый большой в мире дом-перевертыш
  • 18.02.18  Уфимец выиграл в лотерею более 26 млн рублей‍
  • 18.02.18  «Роснефть» просит суд частично снять арест с активов АФК «Система»‍
  • 18.02.18  Уфимец Семен Елистратов не вышел в финал Олимпиады
  • 18.02.18  Рустэм Хамтов побывал с рабочим визитом в Белорецком районе

Устарел ли генплан Уфы?

Чтобы держать высокую планку столицы, надо принимать согласованные решения и вовремя исправлять ошибки

В первом генплане Уфы так и хочется увидеть что-нибудь шотландское.
В первом генплане Уфы так и хочется увидеть что-нибудь шотландское.
версия для печати
2 | 2
В первом генплане Уфы так и хочется увидеть что-нибудь шотландское.

Точечное строительство в Уфе продолжается, несмотря на сплошные минусы в градостроительном смысле, противодействие со стороны населения и даже властей. Более того, за минувшее десятилетие, по мнению специалистов, развитие столицы несколько отступило от последнего варианта откорректированного генплана.

 

О градостроительных проблемах и путях их решения корреспонденту «РБ» рассказывает автор корректировки генплана Уфы генеральный директор Санкт-Петербургского института строительных проектов Светлана Смирнова.

 

Смирнова

 

— Светлана Александровна, традиционно все генпланы Уфы разрабатывались петербургскими архитекторами. Это обстоятельство наложило какой-то отпечаток на наш город? Имеет ли Уфа собственный архитектурный облик, или, как утверждают обыватели, он выражен слабо?


— Уфа — сложный город для градостроительного проектирования: пересеченный рельеф, карсты, полуостровное положение, промышленные предприятия, как говорили раньше, союзного значения. Все это отражает ее индивидуальность. Город более ста лет поддерживал свою роль как центр науки и образования республиканского значения. Он вобрал все периоды градостроительного развития Отечества, не было ни одной эпохи, которая не была бы отражена в архитектурно-стилистических особенностях. Город проектировали многие градостроители и архитекторы из Санкт-Петербурга. Это сложившаяся историческая особенность. Но были и иностранные специалисты.


В последнее время архитекторы, получившие образование в Екатеринбурге и в Уфе, тоже внесли существенный вклад в формирование образа города. Но не надо забывать о том, что качество и комфорт города прежде всего создают горожане, их желание и культура формируют архитектурный ландшафт. Если социальная планка высокая, то и архитектура соответствующего уровня.


— Уфа сильно вытянута с юга на север из-за своего полуостровного положения. Есть продольные транспортные коридоры — проспекты Октября, Салавата Юлаева, улица Зорге. Но нет поперечных. Специалисты строительной отрасли и гражданской обороны обеспокоены их отсутствием: ведь в Уфе сосредоточены заводы, которые представляют техногенную опасность. Почему образовалась проблема с транспортными коридорами?


— Уже в конце XX века градостроители решали вопрос о месте формирования центра города. Было несколько вариантов. Рассматривался проспект Октября — геометрический центр, где расположилась администрация Уфы. Или это все-таки исторический центр в районе Дома Республики. Центр города — это его сердце, а дороги — артерии, его питающие. Детальным образом прорабатывалась и схема транспорта. Без опережающего строительства продольных дорог город бы просто встал. Поэтому очередность была выбрана правильно. Но при строительстве скоростной магистрали по ул. Воровского — ныне проспект Салавата Юлаева — были упрощены некоторые развязки, не были построены тоннель в створе
ул. Галле, мостовые переходы.


Если мы посмотрим на генплан, то все принятые инженерно-транспортные решения были достаточно взвешенные. Конечно, вопрос эвакуации населения серьезный, его как-то надо решать, но не нужно усугублять положение массовой застройкой жилья, в том числе и в прилегающих районах. Надо дать жить и городу, и отдельным территориям. Некоторые миллионные города в своем развитии попали в ситуацию, когда, образно говоря, город «никогда не кончается», и начало его — парадный въезд — не сформировано. Все это негативно влияет на себестоимость содержания городской инфраструктуры и в целом на его управление.


— Еще один вопрос по ходу: насколько важно строительство транспортного коридора Затон — ул. Округа Галле — тоннель — мост через Уфимку — выход на дорогу М-5?


— Боюсь даже точно сказать, поскольку много времени ушло на принятие проектного решения по этому участку. Это одно из самых сложных мест в Уфе. Наш авторский коллектив совместно с администрацией города и правительством республики около двух лет прорабатывал его. Но были и предшественники, которые также до нас разрабатывали варианты. Условия пропуска трассы очень сложные: суженные места между отметками рек Белая и Уфа, зонами Зауфимья и Забелья, к тому же территория, соединяющая два моста, застроена. Надземное решение, вместо тоннеля, также прорабатывалось, но было отвергнуто из-за невозможности выйти на створ и отметку через реку Уфу.


Нужно учитывать, что город не может рассчитывать на строительство подземного метро исходя из планировочных и инженерно-геологических условий, поэтому нужно приложить максимум усилий для строительства удобной транспортной сети, в том числе и с подключением существующей железной дороги. Рельсы эксплуатируются 200 лет, автодорожное покрытие — в лучшем случае — 20. И пропускная способность, и скоростной режим — вне всякого сравнения. Что, мы хуже трудолюбивого китайского народа или европейцев?! Уфа — столица республики, и нужно соответствовать этому статусу. Транспортный доступ из всех отдаленных районов должен быть обеспечен как в столицу, так и в городской центр с учетом минимальных затрат по времени.


— Есть несколько мнений насчет того, какими домами застраивать Уфу: высотными или малоэтажными...


— Я придерживаюсь мнения, что для миллионного города прежде всего должны быть сформированы районы для жилья и места приложения труда. Они должны находиться в непосредственной близости. А дома должны быть все-таки от 4 до 12 этажей. Но, работая над генпланом рельефного города, нужно думать и о выразительности, и о сомасштабности застройки. Доминанты и акценты необходимы для восприятия застройки протяженных магистралей. В любом случае решения должны учитывать уже существующую застройку и стоимость эксплуатации объектов после строительства. К сожалению, последнее практически никого на стадии проектирования и строительства не интересует. Хотя нужно стремиться, чтобы для всех — и для городского бюджета, и для граждан — стоимость содержания недвижимости хотя бы не увеличивалась, а еще лучше — уменьшалась.


Чрезмерная концентрация населения, безусловно, в разы повышает стоимость эксплуатации, но и «рыхлость» застройки тоже негативно влияет на себестоимость, нужна золотая середина. Малоэтажные и индивидуальные дома, наверное, лучше строить в малых городах, они сейчас особенно требуют нашего внимания.


— Есть ли у генплана какие-либо сроки? Не отстаем ли?


— В уфимской агломерации есть ряд проблем, появившихся уже в последнее десятилетие. Разрешить их без серьезных финансовых вложений и без потерь рентного потенциала не представляется возможным. Это прежде всего касается хаотичного размещения жилого фонда на территории Уфимского района в контактных зонах столицы.


Любой генеральный план имеет расчетный срок — 20 лет и первую очередь — 10 лет. Бюджетные средства на реализацию генерального плана должны выделяться в этих рамках.


— Не допускаете ли вы, что генплан просто устарел в силу происходящих в жизни изменений?


— Если мы ознакомимся со всеми генеральными планами, начиная от царского периода, то увидим явную преемственность решений. Можно ли говорить об устаревании, если есть преемственность и развитие планировочной структуры, в том числе и качественное усложнение пространства?! Наверное, нет.


Последний генплан предполагал использование действующей железной дороги для внутригородских перевозок на отрезке аэропорт — Дема — Нижегородка — Черниковка — Шакша. Предполагалась строительство эскалаторов непосредственно на высотных отметках Уфимского полуострова. Намечались строительство железнодорожного обхода со стороны Зауфимья для пропуска грузового транспорта, сооружение магистралей и мостовых переходов. И, конечно, формирование центра города, отвечающего современным требованиям.


Генпланом намечалась реконструкцию Нижегородки, Кузнецовского затона, формирование небольших районов средовой застройки в Зауфимье и Забелье и многое другое, что способствовало бы повышению качества жизни, а не только росту ввода квадратных метров жилья.


Теперь по поводу устаревания и причин устаревания проекта. Поводом для таких разговоров служат отсутствие согласованных и взвешенных решений, появление очень большого количества собственников земельных участков, которые не обладают необходимым уровнем культуры. У них нет умеренности, ответственности за желаемое и содеянное.


Уже застроена, к сожалению, часть территории зеленых массивов, трамвайные сети претерпели серьезные сокращения. Хотя европейские страны восстанавливают трамвайное движение как наиболее пассажироемкий и экологически чистый вид транспорта.


— Как вы относитесь к давним разговорам об интеграции Уфы с пригородным районом? Возможна ли она?


— Коллектив, в котором я долгие годы работаю, разрабатывает не только генеральные планы, но и пригородную зону и территориальную схему республики. Интеграция возможна и катастрофически необходима. По всей стране ресурсы разбалансированы: есть рабочие руки — нет мест приложения труда, есть финансы — нет свободных территорий без обременений, есть поля — нет рук для обработки полей. Нужно обратить внимание на то, что все муниципалитеты в чем-то ущербны — и малочисленные, и перенаселенные. Конечно, процесс может идти и сам по себе, без принятия градостроительных решений, но это худшее, что можно представить. Город и пригород неразрывно связаны друг с другом и друг без друга существовать не могут. Нужно выстраивать взаимоотношения. И властям, и народу. Но прежде всего надо любить свою родину и друг друга, тогда и решения появятся, и желание их реализовывать.


— Вдоль дороги аэропорт — Уфа стали строить промышленные предприятия. Это допускается генпланом?


— Как я ранее говорила, в генплане производственные зоны были локализованы: в Северном промрайоне, Лихачевском, в Деме, Шакше. Была цель ни в коем случае не удлинять город, не создавать новые транспортные проблемы. Поэтому южные направления для строительства промышленного района не рассматривались. Там вся логистика плохая: вода, газ, канализация, транспорт, в дополнение ко всему в данном районе необходима инженерная подготовка территории — подсыпка. Также нужно учитывать, что основная ось республики располагается с севера на юг, то есть основной поток связей идет по Оренбургскому тракту. Поэтому такое решение не из лучших — как для города, так и для республики.


— Какой представляете Уфу в будущем?


— Общество развивается, наше отношение формируется не только на хороших примерах, но и на плохих: на наших ошибках, страхах и других страстях. Но я думаю, что в стране в целом, в республике и в городе все будет как надо. Нужно стремиться выполнять свои обязанности, не бояться признавать ошибки, исправлять их. А город должен держать свою высокую планку столицы, где есть место науке, искусству, культуре.

 

КСТАТИ


Первый генплан Уфы составил Вильям Гесте — архитектор шотландского происхождения, приглашенный в Россию в конце XVIII века для проектирования «образцовых домов» в Царском Селе. В 1803 году Василий Иванович, как его называли в России, составил первый генеральный план Уфы, но по различным причинам (в частности, банальное отсутствие денежных средств) тот не был претворен в жизнь. Гесте в декабре 1817 года снова побывал в Уфе и вместе с губернским землемером Сметаниным внес поправки в проект. Реализация его, как и современного генплана столицы республики, продвигалась трудно. Правительство утвердило поправки в генплан 3 марта 1819 года, и в таком виде он определил строительство Уфы на протяжении всего XIX века.

Опубликовано: 15.01.13 (12:07) Республика Башкортостан
Статьи рубрики Cоциум
   
Написать комментарий
Представьтесь
контакт (не обязательно)
Ваш комментарий

AHOHC

Не убрали снег во дворе? Звоните
22.11.16
Вспомнить всех поименно

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Внимание! Горячая линия!
В Уфе накажут родителей учеников, оскорбивших одноклассницу
Водолей 2018-02-16 21:52:23
В Уфе задержаны похитители дорогих иномарок из Оренбурга
Дмитрий 2018-02-16 13:27:18
Уфимец Семён Елистратов принёс сборной России первую медаль на Олимпиаде
Georg 2018-02-12 16:44:00
В Уфе Рустэм Хамитов поздравил с юбилеем родную школу
Местный 2018-02-11 00:57:17
В Уфе отец порезал пьяного сына
Илита 2018-02-09 15:00:15
По прозвищу Птенчик (Cоциум) 08.02.18 (11:34)
Уфимец 2018-02-09 13:06:12
Экс-председатель уфимского ЖСК «Дуслык-Строй» пойдёт под суд
Полина 2018-02-08 14:31:12
Не падать раньше выстрела (Cоциум) 01.02.18 (19:13)
Лариса Владимировна 2018-02-07 13:56:47
Глава сельсовета в Мелеузовском районе выделил землю в водоохранной зоне
Людмила 2018-02-07 00:03:13
Встретились «однажды вечером» Глафира и Иван... (Культура) 15.01.18 (19:40)
Елена 2018-01-20 19:25:07
Врачи рискуют остаться без медсестёр (Экономика) 27.03.13 (10:39)
Буравдева 2018-01-20 00:54:10
Встретились «однажды вечером» Глафира и Иван... (Культура) 15.01.18 (19:40)
Светлана 2018-01-19 13:01:40

  • В Уфе протестировали  современное оборудование,которое будет использоваться на выборах
  •   В фойе Национального молодёжного театра РБ имени  М. Карима открылась фотовыставка Светланы Комковой «Путями памяти и славы!»
  • В Башкирском театре оперы и балета открылась фотовыставка Александра Данилова