Газета «Республика Башкортостан»

Родовая сага Рината Камала

Башкирский писатель ставит в своих романах вопросы, важные для каждого поколения и каждого человека

Каждый свой новый роман Ринат Камал обогащает социальным опытом современников.
Каждый свой новый роман Ринат Камал обогащает социальным опытом современников.
Автор: Закир ЗИННАТУЛЛИН
Фото: Электронные СМИ
версия для печати
Каждый свой новый роман Ринат Камал обогащает социальным опытом современников.

Видный прозаик, лауреат премии имени Салавата Юлаева, автор двадцати романов, множества повестей и рассказов, Ринат Камал, безусловно, занимает особое место в постсоветской башкирской литературе. От первых этюдов, отражающих в основном местную жизнь, до проблем общечеловеческих — таков диапазон творчества писателя. Но вначале коротко о нем самом.

Писал много и неустанно

Ринат Камал (Ринат Альтафович Камалов) родился 28 июня 1954 года в деревне Дуван-Мечетли Мечетлинского района в семье рядового колхозника и продавщицы сельского магазина.


После окончания средней школы успел поработать в родном колхозе плуговщиком и на животноводческой ферме. Все свободное время вчерашний школьник посвящал чтению. Брал в библиотеке, как правило, сразу несколько книг потолще.


Отслужив в армии, пошел в мединститут, но уже через год поступил на первый курс филфака БГУ. Получив диплом филолога, с молодой женой Альфирой в течение пяти лет работал в школах Учалинского и родного Мечетлинского районов. В 1985 году семья с тремя малыми детьми переехала в Уфу. В столице приобрели очень старый деревянный домик недалеко от центра. Ринат начал работать на республиканском радио, затем руководил бюро пропаганды Союза писателей Башкирии, трудился в журнале «Агидель», республиканской библиотеке, книжном издательстве «Китап». Наконец большая семья Камаловых получила квартиру в новом доме в Сипайлово. Но неожиданно пришла беда — заболела и вскоре умерла Альфира. Ринату пришлось одному воспитывать сыновей. Они выросли трудолюбивыми и стали прекрасными специалистами: Азамат — юристом, Магасум — экономистом, Юлай трудится в газовой отрасли.


Обосновавшись в столице, Ринат основательно взялся за литературное творчество, невзирая на жизненные неурядицы, бытовую неустроенность. Писал много, брался сразу за крупные произведения. Коллег поражало упорство автора, стремившегося почти ежегодно издавать объемные романы — своеобразную семейную сагу, охватывающую весь прошлый двадцатый век с двумя мировыми и Гражданской войнами, революцией, репрессиями и, наконец, перестройкой и развалом великой советской державы. Так один за другим вышли в свет тома «Таня-Тансылу», «Озонтал», «Братья», «Преемник», «Альфира». И этот неустанный труд находит признание — в 2010 году Ринату Камалу за роман «Альфира» присуждена премия имени Салавата Юлаева.


Казалось бы, этой пенталогией можно и ограничиться, но автор настолько вжился в образы героев — земляков, односельчан, людей своего рода, что вскоре число романов достигает двух десятков. Ряд томов является продолжением предыдущих. В них присутствуют многочисленные повторяющиеся персонажи, некоторые из них в одном романе становятся главными, а в другом превращаются во второстепенные.

Каменный Камал

В центре размеренного, подробнейшего повествования — история патриарха рода — Котлояра, жившего в начале драматичного двадцатого века в деревне Магдан, его четырех жен и сыновей Сабыръяна, Камиля, Зулькарная, Асляма и Гатията. Котлояр — человек сложной судьбы, участник Первой мировой, побывавший в австрийском плену, переживший Гражданскую войну. Он жаждет мирной жизни, крестьянской работы. Но война и плен сильно его изменили. Человек крайне жесткий, он уважает только силу. Стремится подмять под себя сельчан, но начинает осознавать, что времена меняются, во власти нужны иные люди — образованные, знающие дело руководители. Котлояр хотел бы видеть своих сыновей именно такими лидерами.


Сельчане зовут Котлояра Таш (каменный), это прозвище позже перейдет и к его потомкам. Дед Котлояра, старик Камал, был человек бедный, тесал и продавал местный камень-плитняк для кладки фундаментов домов. Так старик получил прозвище Таш Камал — Каменный Камал, которое в итоге закрепилось и за его потомками.


Котлояр быстро приспосабливается к советским условиям и стремится воспитать из сыновей новых хозяев жизни, крепко держащих в своих руках власть в колхозном селе. И они действительно становятся успешными руководителями разного уровня, уважаемыми людьми. Главное — сыновья Котлояра стремятся стать настоящими, истинными хозяевами на родной земле, готовыми к бескомпромиссной борьбе с легкомысленными пришлыми временщиками, использующими занимаемую должность как трамплин для продвижения по карьерной лестнице, авантюристами, охочими до легкой наживы, — будь то назначенный со стороны председатель колхоза, секретарь парткома или работник районного и даже республиканского уровня. Сыновья, как и сам Котлояр, не лишены и многих сомнительных моральных качеств, оставаясь при этом натурами сильными, цельными. Часто они выступают как персонажи отрицательные, антигерои, безусловно, лишенные симпатий автора, но получают полное право на существование и развитие, и это прекрасное авторское решение, характерное для творчества Рината Камала.


Проходят годы, сменяются поколения, и начинают медленно рушиться казавшиеся ранее незыблемыми основы, на которых держалось мировоззрение рода Котлояра. Низвергаются вершины, к которым стремились его сыновья, — председатель передового колхоза, секретарь парткома, заведующий крупной фермой, председатель сельсовета... Нет уже прежнего почета и уважения, люди при встрече обращаются неожиданно пренебрежительно, называя не по имени-отчеству, а по родовому прозвищу: «Эй, ты, Таш!».


Дети Котлояра, потомки Таш Камала, теперь уже никакие не хозяева жизни. А были ли они настоящими хозяевами? Прежнее якобы всенародное добро растаскивается по бревнышку, по кирпичику. Разворовывают и фундаментные камни, которые, возможно, когда-то тесал сам старик Таш Камал.

Узнать себя в романе

Жизнь, тем не менее, продолжается. И вот уже современные потомки Таш Камала «грызут гранит науки» в столицах, осваивают городскую среду с тем же ожесточением, с каким их предок корчевал глыбы плитняка, чтобы прокормить многочисленное потомство.


Прототипы большинства персонажей романов Рината Камала — реальные люди. Например, Котлояр — это его дед по отцу Зияфетдин, Хамида — бабушка Гайша. Среди прототипов героев романа «Дело» мединститута» обнаруживается особенно много реальных людей — наших современников, в том числе представителей рода Камаловых. Некоторые узнают себя в отрицательных персонажах, и дело часто доходит до курьезов. То же самое многие усмотрели в романе о танцорах, жизнь и нелегкий труд которых хорошо знакомы автору, — он сам в течение шести лет выступал в ансамбле народного танца мединститута. Близка ему и среда работников образования — писатель и сейчас часто бывает в школах, выступая перед преподавателями и учащимися. В произведениях автор часто упоминает и сферу торговли, в которой всю жизнь трудилась мать. Так в романах Рината Камала достигается панорамное изображение социальной действительности многих последних десятилетий.

«Шоковая терапия» для читателя

Ринат Камал вошел в ряды писателей в сложные годы перестройки, когда многие прежние направления творчества теряли актуальность, зарождалась литература социальная, полная противоречий и динамики реальной жизни. Эта новая литература смело вступала в полемику, заполняя «белые пятна» и вытесняя на второй план отстраненную от реальности художественность произведений признанных мастеров, стала открыто говорить о вещах, которые долгое время было принято замалчивать. Новые произведения стали своего рода «шоковой терапией» для общественного сознания и вывели его на уровень проблем, которых сторонилась литература соцреализма. Читателя потрясли «Плаха» Чингиза Айтматова, «Дети Арбата» Анатолия Рыбакова, «Белые одежды» Владимира Дудинцева, «Ночевала тучка золотая...» Анатолия Приставкина, «Зубр» Даниила Гранина... Возможно, не всем из них суждена долгая жизнь, но они выполнили свою миссию — заставили современников задуматься о том драматическом положении, в котором оказалось общество, о неизбежных тяжелых последствиях. Зачастую эта социальная заостренность снижала художественную ценность этих произведений. Авторов подстегивали суровая правда жизни, невысказанность прошлого. Их оппоненты во многом были правы, утверждая, что это ведет к скоропалительному выводу о неготовности современника к переменам, к неуважению к собственной истории, культуре. Пересмотр системы ценностей советской эпохи не должен сводиться к одному лишь отрицанию, а должен привести к созданию новой, жизнеспособной в современных условиях системы нравственных критериев, идеалов, духовности человека.


Ринат Камал каждый свой новый роман обогащает социальным опытом человека современного, вступающего в новое общество. Это требует титанической работы мастера слова для развития образа, отвечающего требованиям эпохи и узловым вопросам жизни, которые ставит время перед каждым поколением и каждой личностью. В этой работе неутомимый труженик башкирской прозы всегда остается верным себе — достойному потомку деда Камала...

 
Коллег поражало упорство автора, стремившегося почти ежегодно издавать объемные романы — своеобразную семейную сагу.
Опубликовано: 12.07.19 (09:44)
Статьи рубрики Культура
Глаз радовали и сами батыры, и их костюмы.    

Написать комментарий


ВЫБОРЫ
До выборов главы Республики Башкортостан осталось: 46 дней
AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • Аварий на дорогах республики в первом полугодии
стало меньше, гласит статистика
  • Открытый чемпионат России по автозвуку
  • В Уфе проходит Международный экспортный форум «Время экспортировать»
  • Детский инклюзивный праздник "Крылья моей мечты", в парке им. Якутова.

Вернуться