Газета «Республика Башкортостан»

Всадник завтрашнего дня

Чтобы украсить мир людей, художник должен найти свой собственный

Расих Ахметвалиев не боится заглянуть в завтрашний день.
Расих Ахметвалиев не боится заглянуть в завтрашний день.
Автор: Алла ДОКУЧАЕВА
версия для печати
Расих Ахметвалиев не боится заглянуть в завтрашний день.

Так получилось, что на выставку известного художника Расиха Ахметвалиева в «Мирасе» я попала в последний день ее работы. Хотя длилась она больше месяца,
в залах было немало посетителей. И не мудрено: мастер, работающий вроде бы в той же самой ему присущей манере, не перестает удивлять постоянными экспериментами внутри своего творческого пространства. Достаточно сказать, что в его излюбленных сериях «Всадники», «Незнакомки», «Девушки с книгой» с каждой новой картиной выявляются разные то философские, то чисто профессиональные аспекты, а скорее и те, и другие вместе.

Правда, сам художник утверждает, что чаще всего результат вырисовывается спонтанно, то есть, нанося на холст маслом первые цветовые оттенки, он еще не ведает, чем они обернутся в дальнейшем. Наверное, такое свойственно многим творцам — не только в живописи, но и в музыке, литературе, театральном искусстве, когда действительно основа работы в процессе поисков переосмысляется, а в иных случаях вообще противостоит воле автора и как бы самостоятельно диктует ему следующие ходы. Однако при этом лишь талантливый художник с его мастерством и пережитым опытом находит ту финишную высоту, которая надолго задерживает внимание коллег, знатоков и широкой публики.


Когда-то я знала Ахметвалиева по его «членству» в группе «Чингисхан» и нынче предполагала, что увижу в том числе некий перепев башкирских национальных мотивов. Тем более, Расих родился в деревне в Чишминском районе, учился в Уфе в педучилище № 2 на художественно-графическом отделении и на таком же факультете Башкирского пединститута и всегда добром вспоминает своих наставников и коллег. Однако в выставленных картинах не было видимых привязок к определенному месту, той или иной национальной принадлежности, хотя в названиях порой мелькали некоторые города как зарубежные, так и российские, включая Уфу. Но это скорее обозначение каких-то изначальных точек реальности, оттолкнувшись от которых, художник повернулся к ценностям общечеловеческим, вознеся их к высотам космическим, таинственно-призрачным, почти не поддающимся разгадыванию начала начал. Потому его «Утро» — это не только зачин восходящего дня, но и тот первородный в своей непознанной красе хаос, из которого рождается история человечества, а «Девушка с книгой об искусстве» смотрится богиней или музой, сошедшей с облаков на землю, чтобы вдохнуть в ее реалии полет мечты, красоты и фантазии.


Нельзя, однако, сказать, что те города и веси, где Расих побывал, где жил и вбирал в себя тамошнее своеобразие природы, исторических древностей, характеров людей, не повлияли на его творчество. Напротив, они, будто слившись в единый поток впечатлений и соединившись с индивидуальностью художника, с его исканиями собственного почерка в избранном искусстве, как раз и дали тот самый толчок, который и привел к мудрой зрелости ни на кого не похожего мастера. Собственно, он и сам несколькими работами подтвердил впитанный им эффект от знакомства с культурой разных уголков планеты. В серии «Вдохновение» повторяющиеся, как в мультике, женские, профили имеют след американский, похожие на фрески изображения обозначены в названиях пометкой «по-итальянски», строгие вытянутые фигуры напоминают русскую иконопись, а воздушная композиция в голубых тонах обращает к французским импрессионистам. Есть и отголоски башкирских легенд — иначе, может, и не появилось бы столь разнообразное множество коней с их волшебными всадниками, словно выпестованными из летучих облаков, лучей далекого солнца, горного воздуха, талого снега.


В этих абстракциях улавливается то древний наскальный рисунок, то украшение рыцарского щита, то отголосок библейского сюжета, к которому художник легким намеком, какими-нибудь мелкими фигурками в уголке большого полотна иногда адресует зрителя. Но главное наполнение такой картины благоухающим цветением земного покрова все равно выдвигает на первый план разнообразие, свет и красоту мира, где человек вроде песчинки в космической всеохватности. И он должен понимать это, как тот «Всадник сегодняшнего дня», остановившийся перед черепками прошлого, которые когда-то тоже были на коне. В каждой «песчинке» уместился свой внутренний мир, свой космос, который человек сам может либо погубить, растрачивая себя по пустякам, либо обогатить, найдя свое предназначение, способное украсить жизнь собственную и других людей. Как нашел его и сам Расих Ахметвалиев, в лучшем смысле человек мира, чьи работы и выставки имеют почитателей в Америке, Франции, Москве и в уфимских музеях и галереях.


…Среди картин, выполненных в нежных тонах, таинственной дымкой прикрывающих те волшебные видения, что то ли из космических далей, то ли из земных красот являются художнику, иными красками выделяется та, которую условно можно именовать «Красные кони на красной заре». Здесь столько нюансов красного цвета с невероятно тонким перламутровым отливом, что невольно закрадывается мысль, не новый ли это поворот среди постоянных поисков совершенства. Впрочем, ничего удивительного: Расих Ахметвалиев, словно отважный всадник, не боится из своего сегодняшнего дня заглянуть в день завтрашний.

Нанося на холст маслом первые цветовые оттенки, он еще не ведает, чем они обернутся в дальнейшем.

Расих Ахметвалиев. картина маслом 2

В мастерской. 2018 г.

Расих Ахметвалиев. картина маслом 4

Два всадника. 2017 г.

Расих Ахметвалиев. картина маслом 3

Зимний всадник. 2016 г.

Расих Ахметвалиев. картина маслом 1

Опубликовано: 09.07.19 (10:58)
Статьи рубрики Культура
Каждый свой новый роман Ринат Камал обогащает социальным опытом современников.    

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Уфе проходит Международный экспортный форум «Время экспортировать»
  • Детский инклюзивный праздник "Крылья моей мечты", в парке им. Якутова.
  • Михаил Закомалдин вручил молодым учёным свидетельства о победе в конкурсе на гранты президента
  • В парке «Ватан» прошла церемония закрытия 53-х Летних Международных игр

Вернуться