Газета «Республика Башкортостан»

Крылатая республика

Гражданская авиация в Башкирии знала и взлёты, и крутые пике

1911 год. Летчик Павел Кузнецов на самолете «Блерио» совершил показательный полет над городом. // Электронные СМИ.
1911 год. Летчик Павел Кузнецов на самолете «Блерио» совершил показательный полет над городом. // Электронные СМИ.
Автор: Рифгат ДЕНИСЛАМОВ
версия для печати
1911 год. Летчик Павел Кузнецов на самолете «Блерио» совершил показательный полет над городом. // Электронные СМИ.

«Не мы, а наши правнуки будут летать по воздуху аки птицы». Эти слова Петра Первого стали пророческими. Авиация прочно вошла в нашу жизнь, и теперь мы не мыслим ее без самого скоростного и удобного вида транспорта. Яркие этапы развития прошла гражданская авиация и в нашем крае.

-Уфимцы впервые увидели самолет в 1911 году. Летчик Павел Кузнецов на самолете «Блерио» совершил показательный полет над городом.

 

-Перелет летчика А. Васильева по маршруту Москва — Уфа 2 сентября 1912 года был зафиксирован как мировой рекорд по дальности.


-14 мая 1913 года жители Уфы встречали участника Балканской войны летчика Я. Седого.


-К началу 20-х годов относятся и первые успешные опыты по использованию авиации в сельском, лесном хозяйстве и для аэрофотосъемки.


-В мае 1924 года в Уфе началось строительство аэродрома, открылся аэроклуб, и из Москвы доставили учебный самолет «Фарман-30».


-В 1927 году жители Уфы собрали средства на постройку боевого самолета.


-Башкирские авиаторы не отделяют свою судьбу от истории становления и развития гражданской авиации всей страны. 7 июля 1933 года вышло постановление Совета народных комиссаров Башкирской АССР «Об организации в БАССР постоянного самостоятельного отряда сельскохозяйственной авиации».


-Начав с открытия в 1933 году первой авиалинии Уфа — Магнитогорск — Белорецк — Толбазы — Стерлитамак — Ишимбаево — Мраково — Баймак — Тукан — Архангельское — Уфа, уже к 1937 году отряд перевез 2769 пассажиров, тонны грузов, обработал с воздуха около 100 тыс. гектаров посевов, лесов и водоемов. На самолетах У-2 были открыты авиалинии во всех районах республики. В тяжелые предвоенные годы полеты выполнялись на самолетах По-2, Р-5, «Сталь-2».


-В августе 1939 года была создана Уральская авиагруппа с центром в Уфе. Она обслуживала три республики и пять областей. Шла интенсивная подготовка летного и инженерно-технического состава. В декабре 1941 года весь летный состав ушел на фронт.


-В 1954 году авиаотряд принял первый самолет Ан-2, в марте пилот-инструктор Н. Узиков, командир звена А. Шанин с инженером А. Назаровым вылетели в Киев для перегонки самолета Ан-2 № 3760. Так началась славная трудовая жизнь самолета-ветерана, любимого народного «кукурузника» в отряде, количество машин доходило до 55.


-В СССР региональные пассажирские перевозки интенсивно развивались до середины 70-х годов и по отправкам пассажиров превосходили аналогичные виды перевозок в США и Европе. Во многом столь бурный рост определялся государственной поддержкой региональной авиации как единственного цивилизованного вида сообщения для многих районов страны. Поддерживали этот вид перевозок и местные органы.


-27 августа 1963 года командиром Уфимского объединенного авиаотряда, начальником аэропорта был утвержден заслуженный пилот СССР Фуат Утяшев. Почти 20 лет, до ухода на пенсию, он был у штурвала авиации республики. При нем было начато освоение реактивных и турбовинтовых самолетов, в республике появились аэродромы с искусственными взлетно-посадочными полосами и здания аэровокзалов. Он был пилотом от бога. Тонкий психолог, умел слушать людей, помогал всем, кто приходил к нему со своими проблемами, но одновременно был требовательным и строгим командиром. После себя он оставил выстроенную структуру управления авиапредприятием, прекрасный трудовой коллектив — один из лучших и крупных объединенных авиаотрядов СССР. В дальнейшем пилоты, прошедшие башкирскую школу подготовки, и высококлассные инженерно-технические специалисты не допустили ни одного тяжелого летного происшествия при выполнении рейсовых полетов.


-В декабре 1990 года Уфимский объединенный авиаотряд вышел из состава Приволжского управления гражданской авиации и был переименован в авиакомпанию «Башкирские авиалинии» («БАЛ»), генеральным директором стал Валерий Бурнаев. В 1992 году был выполнен первый международный рейс с узбекскими паломниками, отправившимися в хадж в Мекку. Потом начались международные чартерные, так называемые челночные, рейсы.


-В 1993 году «БАЛ» обрел статус национальной компании. В этот период у нее был достаточный объем работ. В 1995 году для осуществления сертификации, государственного контроля и надзора за деятельностью авиации было создано Региональное управление воздушного транспорта в Республике Башкортостан. Туда вошли авиапредприятия: «БАЛ», УМПО, Кумертауское АПП, «Шонкар», «Аэронефтехим», ТОО «МАП-АЭРО», Муниципальный аэропорт Стерлитамак и Авиационное коммерческое предприятие «Яик» в аэропорту Стерлитамак. Наша республика имела в собственности более 150 самолетов и вертолетов. Начальником регионального управления — генеральным директором авиакомпании «БАЛ» был назначен Радик Галлямов. Мы гордились своей авиакомпанией, в определенные дни 1996 года среди иностранных аэробусов в аэропорту Дубай (ОАЭ) можно было увидеть до четырех самолетов Ту-154М под флагом республики. Тогда рынок авиаперевозок в Башкирии был полностью монополизирован авиакомпанией «БАЛ», самой крупной в регионе.


-Осенью 1997 года на маршрут Москва — Уфа (авиакомпания «БАЛ» выполняла четыре рейса в сутки) начали претендовать московские перевозчики — «Аэрофлот» и «Внуковские авиалинии». Согласно приказу Федеральной авиационной службы России, региональное управление подлежало ликвидации с 1 октября 1998 года Однако благодаря ходатайству президента Башкортостана Муртазы Рахимова и правительства республики этот приказ был отменен, 15 октября 1998 года я был назначен начальником управления.


-К началу 1999 года авиакомпания «БАЛ» по объему работ среди российских компаний занимала девятое место, оставаясь единым целым с аэропортом, учитывая интересы как народного хозяйства республики, так и пассажиров. В мае того же года из состава «БАЛ» выделилось государственное унитарное предприятие «Башаэронавигация». По истечении срока действия свидетельств аэропорты Нефтекамска, Белорецка, Октябрьского, Сибая, Акъяра и еще десять неклассифицированных аэропортов были закрыты. А с января 2000 года произошло неоправданное разделение авиакомпании «БАЛ» на два самостоятельных авиапредприятия: ГУП «Башкирские авиалинии» и Международный аэропорт Уфа. Некомпетентность менеджеров, долги, неумение работать в условиях рынка привели нашу знаменитую авиакомпанию к банкротству.


-7 ноября 2007 года Международный аэропорт Уфа обслужил миллионного пассажира. В 2009 году аэропорт победил в ежегодном конкурсе «Лучший аэропорт стран СНГ», стал лауреатом пятой Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница», а в 2010 году награжден Национальной премией «Компания года 2010». Аэропорт Сибая был восстановлен, возобновились полеты на самолете L-410, а аэропорт в Нефтекамске почти полностью был подготовлен к приему пассажиров. В этом большая заслуга бывшего в то время генеральным директором Международного аэропорта Уфа молодого и энергичного Салавата Кутушева.

 

Этапы развития гражданской авиации в республике включают в себя много славных страниц, и мы не должны забывать тех, кто способствовал ее славе и процветанию.
 
Рифгат ДЕНИСЛАМОВ, руководитель Башкирского регионального управления Федеральной авиационной службы России в 1998 — 2000 годах, отличник Воздушного транспорта России.
Опубликовано: 05.07.19 (12:54)
Статьи рубрики Cоциум
Продукты с молочной кухни  молодые родители берут с удовольствием.   Некоторые дороги, несмотря на то что в отчетах числятся отремонтированными, выглядят плачевно.  

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Уфе проходит Международный экспортный форум «Время экспортировать»
  • Детский инклюзивный праздник "Крылья моей мечты", в парке им. Якутова.
  • Михаил Закомалдин вручил молодым учёным свидетельства о победе в конкурсе на гранты президента
  • В парке «Ватан» прошла церемония закрытия 53-х Летних Международных игр

Вернуться