Газета «Республика Башкортостан»

Вечный зов любви и жизни

Тастуба. Здесь снимали самый долгий советский сериал

Они снимались в «Вечном зове».
Они снимались в «Вечном зове».
версия для печати
Они снимались в «Вечном зове».

Древнее село Тастуба немало повидало на своем веку. А если точнее, за два с половиной века с тех пор, как поселились здесь первые жители.

Вереницы декабристов, тянущиеся на каторгу, и проезд царских кортежей; набеги лихого люда, таившегося с кистенями под полой в окрестных непроходимых лесах, и поступь гвардейских полков, шедших укрощать пугачевщину; кровавые зарубы Гражданской войны и колонны мужиков с котомками через плечо, уходивших на фронты Великой Отечественной... 

Кто-то скажет: немало у нас сел с подобной историей. И будет прав. Но именно Тастубе довелось занять особое место среди тысяч географических адресов на карте истории.

Именно здесь почти полвека назад проходили съемки «Вечного зова», киноэпопеи, по праву ставшей народной.

За прошедшие десятилетия, разобранная на цитаты и эпизоды, она не померкла, не потеряла своей значимости. Но тогда, в 1973-м, словно гром грянуло известие: в селе будут снимать кино. Да какое!

Сегодня весь фильм наизусть вам без запинки перескажет любой здешний школьник. А люди постарше припомнят такое, что осталось за кадром. Немудрено: целая россыпь кинозвезд, собранных воедино, непременно даст повод порассуждать не только об их сценическом мастерстве.

«Природа поработала на нас»

Уже потом, когда «Вечный зов» стал достоянием огромной страны, режиссеры Владимир Краснопольский и Валерий Усков отмечали: поиски места съемок шли долго и результата не давали. На Тастубу вышли совершенно случайно: кто-то из знакомых провел отпуск в Башкирии и столь красочно описал наши края, что режиссерский дуэт решил наведаться сюда на всякий случай: а вдруг? Действительность превзошла ожидания.


— Здесь сама природа поработала на нас, — утверждал Краснопольский. — Леса, горы, реки — все, как у Иванова в его романе. Искать что-то более подходящее смысла уже не имело.


К слову, в Тастубе до последнего не верили, что к ним едет «Мосфильм». Но вскоре начал высаживаться звездный десант. Петр Вельяминов, Ада Роговцева, Вадим Спиридонов, Владлен Бирюков, Андрей Мартынов, Ефим Копелян, Тамара Семина...


Для встречи одной из актрис первый секретарь райкома партии снарядил в уфимский аэропорт персональную «Волгу» с видным красавцем-водителем. Напутствовал парня: ты уж, смотри не подкачай, пусть знают, что и мы не лыком шиты. Судя по рассказам, водитель оказался ответственным малым. К намеченному часу в Месягутово не прибыли ни он, ни актриса. До нашествия мобильной связи оставалось еще четверть века, так что в райкоме еще сутки пребывали в нервном напряжении, раз за разом обзванивая посты ГАИ и больницы по всей трассе. Вздохнули с облегчением лишь к вечеру следующего дня. А водитель, отводя взгляд в сторону, пояснил: заклинило двигатель, пока запчасти искал да ремонтировал... Актриса, по логике, в поисках запчастей и ремонте принимала самое деятельное участие.

Народному — от народа

Тех, кого прежде видели только на экранах, встречали с некоторым душевным трепетом и пиететом. При этом необходимо заметить: местные жители тоже себе цену знают, народ здесь таежный — скупой на слова и проявление эмоций, но вместе с тем радушный и гостеприимный. Так что ни молочком парным, ни хлебушком из печи с домашними сливками да маслицем знаменитости обделены не были. Как, впрочем, и всем остальным.


Петр Ившин, работавший в те годы агрономом в здешнем колхозе, вспоминает:


— Председатель колхоза, мой однофамилец, Аркадий Ившин и парторг Павел Мокроусов помогали съемкам как могли. Выделяли лошадей, транспорт, под дом Кафтановых отдали колхозную контору. Помню, для съемок переправы и ухода в горы партизанского отряда было организовано несколько десятков подвод. Время было горячее — сенокос, в лесу поспели грибы да ягоды, которые были огромным подспорьем зимой. Но проблем с людьми для массовки не возникало.


Здесь требуется небольшое уточнение. Проблем с массовкой не существовало, скорее, по причине чисто утилитарной. Дело в том, что плата за участие в массовых съемках была как раз эквивалентна пол-литре с немудреной закуской. Вот и толпились на площадке мужички задолго до команды «Мотор!» из опасения, как бы без них не начали. Ну, а потом, известное дело, какой уж там сенокос да грибы...


Нетрудно догадаться, что напитки покрепче чая употребляли в дни съемок не только статисты. Послушаем Людмилу Дедкову:


— Мой папа, Николай Ростовцев, был задействован в нескольких эпизодах. И быстро нашел общий язык с москвичами. Как-то раз они, пользуясь тем, что мамы дома не было, уютно расположились за баней в огороде с дядей Петей Вельяминовым и Ефимом Копеляном. Само собой, бутылочка, редиска с грядки. Но мама зачем-то домой зашла с работы и застала теплую компанию. Недолго думая, нарвала пучок крапивы привычными крестьянскими руками и накинулась соколицей: «Понаехали тут, алкаши московские!». Артисты успели через плетень сигануть, а папе досталось по полной...


А вот Андрею Мартынову, игравшему Кирьяна Инютина, повезло куда меньше. История такова.


В те годы еще не ведали баллонов с химическим пивом. Варили на небольших заводиках свое понемногу. Уходило оно влет. Вот и в Тастубе к привозу заветной бочки с пивзавода выстраивалась очередь любителей пенного. Здесь все знали и уважали друг друга, степенно ожидали с бидонами и банками в руках своего череда. Но Мартынов, судя по всему, относился к очередям, как к чему-то лишнему. И напрасно. Когда он лениво подошел к бочке, обойдя стороной «хвост», растянувшийся метров на полста, услышал вполне законный вопрос: «Слышь, ты кто такой?». — «Я — народный артист. А вот ты кто такой?». Кто из ху, установили тут же, не отходя от бочки. А мосфильмовским гримерам потом пару недель приходилось работать в режиме аврала перед съемкой эпизодов с участием Мартынова...


В общем, местные довольно быстро пообвыклись с тем, что «народных» и «заслуженных» в селе развелось едва ли не меньше, чем их самих. И никакого пиетета к громким именам уже не испытывали.

Марлей — да с оттяжечкой!

Каждый серьезный, на совесть сработанный фильм (сериалы, штампуемые за неделю, не в счет) — это квинтэссенция множества эпизодов, оставшихся за кадром. Мало кто знает, к примеру, что эпизод, когда Кафтанов мчит на заимку, лихо минуя небольшую речушку вброд, снимался почти два дня. Дело в том, что при первом преодолении водной преграды у брички, где восседал Кафтанов с девицами, отвалилось колесо. И Тамара Семина категорически отказалась рисковать вновь. На уговоры и основательную подготовку брички ушел день.


Также целый день был потрачен на эпизод, где танцует цыганка. Ради него специально из Москвы доставили солистку ансамбля «Ромэн» Лилю Жемчужную. Усков и Краснопольский мытарили ее целый день, под конец которого артистка уже не могла стоять на ногах. Но от предложений заменить ее отказывалась и, превозмогая себя, вновь пускалась в пляс. Самым обидным для нее наверняка стало то, что в картину вошел один из первых дублей. А Ефим Копелян в одном из эпизодов забыл снять часы перед съемкой. Выяснилось это только вечером. В ответ на предложение начать все сначала артист закатил такой скандал («А вы куда смотрели?!»), что режиссеры предпочли оставить его в кадре с часами. Кстати, Копелян не смог приехать на зимние съемки. Поэтому Кафтанова в тех эпизодах играл Виктор Дремин, из местных. Подняли воротник у тулупа, надвинули меховую шапку на глаза — сошло!


— Многим наверняка памятен кадр, как на конюшне порют Федора Савельева, — говорит Петр Ившин. — Кстати, одного из дюжих мужиков, которые его держали, играл мой отец. Так вот, на экране кнут оставляет на теле Федора кровавые рубцы. На самом же деле пороли его кнутом из марли, все остальные эффекты — дело техники.


— Там вообще много чего интересного происходило, — добавляет Людмила Дедкова. — Мы, девчонки, постоянно старались подсмотреть, как идут съемки. На всю жизнь запомнила эпизод, когда повесилась жена Кафтанова. Так вот, она просто села на чердаке сарая, а ноги свесила в лаз. Помните ведь: показаны только ноги «повесившейся». Ну и, конечно, кадр, как ее обнаружила старуха-староверка. Тогда в Тастубе их было немало. И сыграла женщина свою небольшую роль до жути натурально — до сих пор в ушах ее «А-а-а-а-а!!!» А еще мы, совсем маленькие, спрятались на сеновале и наблюдали, как целуются, играя свои роли, Ада Роговцева и Вадим Спиридонов. Нас в таких случаях гоняли, но в этот раз повезло. И не только нам. Дело в том, что Роговцева потеряла во время съемок сережку золотую, с александритом, и очень переживала. А мы весь сеновал переворошили и нашли! Вот еще что помню. Одна из моих подружек принесла отцу обед на площадку. И не может его найти. А ей указывают на кавалериста прямо напротив — так загримировали, что отца родного не узнала!


Но не обошлось и без моментов воистину драматических, едва не ставших трагическими. Вспоминает актер Валерий Хлевинский, сыгравший Антона: «Я сел в наш «пазик», стал читать какую-то книжку. Рядом обрыв и река внизу… Вдруг у «пазика» заводится движок. Водитель, башкир Федя, сел за руль. «Федь, куда?» — «Да отвезу компрессор, колеса надо подкачать». И он начал сдавать — спокойно, не на скорости. Я читаю-читаю, потом смотрю — обрыв-то уже рядом. Встал, а заднее колесо уже почти над обрывом! Я только обернулся сказать: «Федя, руль-то выверни, а то мы сейчас все перевернемся». Смотрю, а Федя уже выпрыгнул из кабины. И — хорошо, что не на скорости — я пошел вниз вместе с автобусом… Все видел, как в замедленной съемке. Была даже мысль через окно вылезти, но Господь уберег. И я, как белка в колесе, стал вращаться. На песке около воды «пазик» кверху колесами остановился. Насмотревшись фильмов, думаю: только бы не загорелось! И вылезаю через окошечко». Ко мне несется вся съемочная группа во главе с Усковым и Краснопольским. Чуть не на руках выносят меня наверх, щупают руки-ноги: целы ли?


Да, за кадром осталось очень многое. То, например, как местные мальчишки, пасшие в ночном лошадей, чуть не свели с ума гулким уханьем и разбойничьим посвистом целую группу народных и заслуженных актрис, решивших искупаться нагишом в укромной речной заводи; какими простыми в общении людьми были многие из кинозвезд; как уморял всю округу анекдотами Ефим Копелян. Это ведь его голос за кадром звучал в легендарных «Семнадцати мгновениях весны». Поэтому вполне уместен будет.

Ещё и Москву посмотрели

Уезжая, знаменитости от души благодарили своих новых знакомых. За парное молоко по утрам, за пыхтящие весь съемочный день самовары, просто за хорошую компанию. И без всякой задней мысли приглашали: «Если будете в Москве, непременно заглядывайте». Даже не предполагая, что уже совсем скоро тастубинцы зачастят в Первопрестольную друг за другом. Все просто. Бюджет «Вечного зова» намного превзошел первоначальную смету. Этим немедленно заинтересовалась прокуратура, началось следствие. Выяснилось немало интересного. Как уже говорилось, к примеру, колхоз совершенно безвозмездно выделял для съемок лошадей, транспорт, помещения. Но чья-то рука вносила все это в список расходов, проставляя конкретные суммы. При этом люди в погонах, сражаясь за народные рубли, почему-то не додумались, что дешевле провести следствие на месте, выслав в район пару-тройку следаков, чем возить в столицу за казенный кошт практически всю Тастубу. Оплачивая билеты, проживание, питание. Впрочем, деньки, проведенные в Москве, тастубинцы вспоминают не без удовольствия. Как и новые встречи со старыми знакомыми уже в ином формате: не за баньками в огороде, а в кафе ЦДТ, к примеру. Но главный подарок ожидал селян впереди. По настоянию Краснопольского и Ускова, самый первый показ «Вечного зова» состоялся в клубе Тастубы.


— Людей в зал набилось невероятно много, — улыбается Петр Ившин. — Не только наши, все окрестные села и деревни в полном составе приехали. Смотрели, затаив дыхание, с вечера до шести утра. Узнавая друг друга на экране, сердцем переживая все происходящее.


С тех пор в Тастубе наличие томика «Вечного зова» обязательно на книжной полке в каждом доме. А с недавних пор еще и дисков, других носителей с полной версией фильма.


Живет большое село во многом так же, как жила Михайловка в кино. Здесь, к примеру, не запирают дверей, уходя: достаточно табуретки на крыльце — посиди, обожди, скоро будем. Конечно, продвинутая электроника и автомобили вовсе не редкость, но и лошади в почете. Жалеют об одном: больше не привозят ближе к обеду заветную бочку с пивом — одолел-таки прогресс с его порошковыми эрзацами.

А почему бы и нет?

Не покидает мысль: находись Тастуба в иных широтах, жила бы она иначе. Нет-нет, сельчане и сегодня уверены, что лучшего им и не надо. Но речь о том, что за бугром с таких событий, как съемки народной эпопеи, сняли бы такие сливки...


Например, по местам съемок культового сериала про похождения Индианы Джонса ежегодно проводятся многолюдные экскурсии, ради которых спешат туда люди далеко не бедные со своими чадами, оставляя кучи монет в стилизованных кафешках, в отелях и сувенирных лавках. Наверняка у нас бы нашлось немало желающих пройти путем «Вечного зова», побывать на заимке Кафтанова и в его доме. Повторить путь партизанского отряда. Лихо пронестись или просто степенно прокатиться на той самой бричке. Посидеть в стилизованном кабаке... Увы, но напоминания о «Вечном зове» можно встретить лишь в райцентре — здесь успешно снимает навар мини-отель с таким названием. По словам хозяев, многие выбирают их заведение именно из-за названия. Соседи-челябинцы тоже не отстают, выпуская пиво «Вечный зов».


Но для того чтобы что-то начать, многое придется восстановить. Например, дом Кафтановых, разобранный за ветхостью. Или купеческую заимку, также приказавшую долго жить. Но все эти затраты непременно окупятся. Было бы желание у людей сноровистых.

АНЕКДОТ ОТ ЕФИМА КОПЕЛЯНА

Штирлиц пришел на встречу со связником в кафе «Элефант» и попросил сто граммов водки. «Извините, но водка кончилась еще позавчера», — ответил кельнер. «Тогда коньяк». — «Весь коньяк выпили вчера». — «Тогда две кружки пива». — «Пиво кончилось утром». Голос Копеляна за кадром: «Штирлиц понял: связник уже прибыл».

Опубликовано: 04.07.19 (14:54) Дуванский район
Статьи рубрики Cоциум
Продукты с молочной кухни  молодые родители берут с удовольствием.   Некоторые дороги, несмотря на то что в отчетах числятся отремонтированными, выглядят плачевно.  

Написать комментарий

Владимир Каплин2019-07-04 21:19:00
На должность собкора "Советской Башкирии" меня назначили в августе 1976 года... И сразу же отправили в командировку---освещать уборочную в северо-восточных районы республики...Жил пару дней и в Тастубе... Познакомился с председателем колхоза Ившиным...парторгом, агрономом и другими жителями села, участниками съёмок телефильма " Вечный зов"... С тех памятных тастубинцам дней прошло совсем мало времени--не более четырёх лет. Так что впечатления от знаменательного дела были ещё свежими, ещё яркими... Сохранились и отдельные детали декораций---например, жестяные петухи по коньку крыши конторы колхоза ("дом Кафтанова")....свежим был и настил из досок во дворе "Дома" и сохранено ещё многое другое... А вообще-то, делились своими впечатлениями от встреч со знаменитыми артистами, от работы своей над фильмом люди неохотно.. Отмахивались от моих вопросов-приставаний: "Надоели все эти разговоры о съёмках... Кому только не приходится служить в качестве рассказчика... все языки, считай, поистёрли от разговоров этих!"

AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Уфе проходит Международный экспортный форум «Время экспортировать»
  • Детский инклюзивный праздник "Крылья моей мечты", в парке им. Якутова.
  • Михаил Закомалдин вручил молодым учёным свидетельства о победе в конкурсе на гранты президента
  • В парке «Ватан» прошла церемония закрытия 53-х Летних Международных игр

Вернуться