Газета «Республика Башкортостан»

Звёздный час художника-трудяги

Герб Башкортостана стал пиком творчества Ислахова

Фазлетдин Ислахов, Азат Мухтаруллин и Зиля Каримова: рабочий момент в отделе художественного оформления издательства «Китап». 2012 год.
Фазлетдин Ислахов, Азат Мухтаруллин и Зиля Каримова: рабочий момент в отделе художественного оформления издательства «Китап». 2012 год.
Автор: Мавлиха ЕРГИЗОВА
Фото: из архива издательства
версия для печати
Фазлетдин Ислахов, Азат Мухтаруллин и Зиля Каримова: рабочий момент в отделе художественного оформления издательства «Китап». 2012 год.

Фазлетдин Ислахов — мой родной брат. Родился он 17 июня 1944 года в деревне Мунасово Белокатайского района. Казалось бы, ничто не предвещало, что он впишет свое имя в историю Башкортостана: простая семья колхозников жила бедно, впроголодь, из девятерых детей трое умерли в самом раннем возрасте из-за болезней. До учебы ли тут, свести бы концы с концами, наскрести на краюху хлеба. Но все же не случайно Фазлетдин появился на свет под знаком Близнецов, обещавшим творческий успех.

Сообразительного паренька, комсорга и признанного школьного художника, одним из первых заприметил директор Яныбаевской средней школы. Ему предложили поработать лаборантом и учителем рисования, черчения. Так паренек, с ранних лет познавший трудовые навыки, связанные с заготовкой сена, пастьбой скота или вспашкой земли, в одночасье стал сельским интеллигентом.


Проработав в школе год, брат на пару с Миндиахметом Гайнетдиновым поступает в Уфимское училище искусств. Фазлетдин, естественно, выбрал факультет изобразительного искусства.


Через год его призвали в армию. После учебного центра он служил техником по обслуживанию стратегических ракет. На бойца Ислахова политотдел готов был молиться: за два года он оформил Ленинскую комнату, плац по строевой подготовке, нарисовал целую серию портретов великих полководцев.


После службы в армии он продолжил учебу. И лишь одно омрачало жизнь студента — хроническая нехватка денег. Пришлось в воскресные дни подрабатывать: разгружать баржи с дровами, железнодорожные вагоны с овощами и стройматериалами. С детства привыкший к тяжелой работе, он выстоял, а в конце учебы даже умудрился накопленные деньги потратить на то, чтобы приобщиться к духовным ценностям: вместе с друзьями поехал в Ленинград и Москву, побывал в знаменитых музеях, полюбовался образцами зодчества обеих столиц.


Дипломированный специалист был направлен в Баймак художником зарождающегося народного театра. Очень скоро он становится известной личностью в городе. Это произошло благодаря эпохальному на тот момент юбилейному событию — 100-летию В. И. Ленина. Всем организациям было велено оформить плакаты, лозунги. Большая часть этой работы выпала на долю Фазлетдина Ислахова. Он с блеском с ней справился и стал черезвычайно востребован.


Директор ГПТУ-39 Шагит Мансуров предложил по совместительству поработать преподавателем эстетики, спецрисования и черчения. Отцы города, ценя талант художника, выделили ему трехкомнатную квартиру. Наконец его делегируют на курсы повышения квалификации инженерно-педагогических работников.


Но его манила Уфа. И Фазлетдин предпочел начать с нуля в столице, где его не знали и не ждали. Вначале устроился на Шакшинский протезный завод, а затем — на керамический. Потом была должность старшего рекламиста в кинотеатре «Родина». Крутился как белка в колесе: что ни задание, то срочное. Надо было писать портреты артистов, придумывать новые шрифты, подбирать краски: Фазлетдин понимал, что его работу будут оценивать не только простые люди, но и зрители с изысканным вкусом — художники, артисты. Работал не покладая рук — с раннего утра до поздней ночи. Когда один фильм меняли на другой, приходилось срочно отмывать следы старой рекламы, грунтовать холсты мелом с добавлением клея. И в темпе рисовать две афиши 3,5 на 3,5 метра (многие уфимцы до сих пор помнят эти добротные рекламные щиты на улице Ленина, слева и справа от центральной аллеи перед входом в кинотеатр). А еще оформлять фотовыставки в самом кинотеатре, развешивать по городу полтора десятка малых рекламных щитов и несколько больших полотнищ по 6 — 12 метров (!). Плюс к этому оформлять кассовый зал, выпускать абонементы, буклеты, листовки. Его предшественники, не выдержав такого темпа и завышенных требований, увольнялись.


Однажды, когда Фазлетдин работал уже в новом кинотеатре «Искра», поступило задание из Москвы оформить альбом о деятельности Комитета кинофикации БАССР. Он с методистами в течение всего шести дней справился с этой задачей. Альбом был удостоен серебряной медали ВДНХ СССР.


Как-то он выиграл путевку — поездку по Енисею на теплоходе от Красноярска до Диксона. Путевые заметки были опубликованы, автор получил премию. Обком партии, правительство, Верховный Совет, Союз писателей загружали каллиграфиста работами по заполнению бланков, удостоверений, почетных грамот, благодарностей. Он разрабатывал нагрудные знаки: депутатский, лауреата государственной премии по науке и технике, заслуженного учителя народного образования, заслуженного работника печати и массовой информации РБ и другие эмблемы, гербы, экслибрисы.


В 1992 году Фазлетдина назначили главным художником издательства «Китап». Каждый год оформлял экспозиции на выставке «Пресса» в Москве. По заказу министерства просвещения Фазлетдин писал акварелью портреты семи десятков писателей Башкортостана и 20 языковедов для распространения по всем школам республики в классы башкирского языка и литературы. За годы работы в издательстве он оформил несколько сот книг.


В 2007 году интенсивно началась подготовка к выходу в свет «Историко-культурного энциклопедического атласа Республики Башкортостан», приуроченного к знаменательному историческому событию — 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав Русского государства.


На его долю выпало сложное и ответственное задание по реконструкции портретов послов-предводителей, вождей, биев, ханов. Сложность заключалась в том, что не было их прижизненных изображений. Поэтому Ислахову пришлось углубиться в антропологическое изучение племен того времени вместе с антропологом Института истории, языка и литературы АН РБ Ринатом Юсуповым. Фазлетдин стал автором портрета просветителя XI века Кул Гали. Его кисти принадлежит вариант портрета полководца, импровизатора, поэта, певца Салавата Юлаева.


После провозглашения декларации о государственном суверенитете был объявлен конкурс на проект герба Республики Башкортостан. Конкурс продолжался почти три года, художники предложили сорок с лишним вариантов.


Депутаты Курултая отдали предпочтение работе Фазлетдина Ислахова. Почему ему удалось победить в судьбоносном конкурсе? Наверное, потому, что жизнь башкир ему известна досконально. Трудовым потом и огромным опытом заработана эта победа. Герб Республики Башкортостан — это явление в искусстве России.

Опубликовано: 20.06.19 (09:19)
Статьи рубрики Культура
  Каждый свой новый роман Ринат Камал обогащает социальным опытом современников.  

Написать комментарий


ВЫБОРЫ
До выборов главы Республики Башкортостан остался: 51 день
AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Уфе проходит Международный экспортный форум «Время экспортировать»
  • Детский инклюзивный праздник "Крылья моей мечты", в парке им. Якутова.
  • Михаил Закомалдин вручил молодым учёным свидетельства о победе в конкурсе на гранты президента
  • В парке «Ватан» прошла церемония закрытия 53-х Летних Международных игр

Вернуться