Газета «Республика Башкортостан»

Роль с загадкой

Заслуженный артист республики Фандиль Мухаметдинов: «Я в театре не ради денег и славы»

Сцена из спектакля «Легионер».
Сцена из спектакля «Легионер».
Автор: Венера АШИРОВА
Фото: из архива театра
версия для печати
Сцена из спектакля «Легионер».

Фандиля Аксановича пять раз признавали лучшим актером года Туймазинского государственного татарского драмтеатра, у него много регалий и наград. Недавно на родной сцене он отметил полувековой юбилей. Уже и волосы с проседью, а взгляд озорной, как у мальчишки.

Не моргать, не дышать

Разговор начался с фильма «Долгое, долгое детство», снятого башкирскими кинематографистами по повести Мустая Карима в начале 2000-х годов. Режиссер фильма Булат Юсупов предложил туймазинцу сыграть Хамитьяна.


— Мастеру ничего не надо было придумывать. Все пережитое Мустай Карим сохранил в своем сердце, а потом переместил на бумагу, — рассказывает Мухаметдинов. — Снимали два года. В 2003 году съемки проходили в Баймакском районе. В селе Баишево поразили быт, уклад жизни людей, обитающих в глубинке. И тишина.


Хамитьян очень похож на меня. Я шестой ребенок в семье. Отец умер, когда я был совсем маленьким. Мама — боевая женщина. Она была для меня всем, как Старшая мать для Пупка, главного героя повести и фильма. Она его будто на ладошке держала.


Когда снимался, вспоминал своих друзей детства — Айдара и Рината. Они, так же, как и я, были безотцовщиной. Мы жили на одной улице, вместе бегали в школу. До сих пор, если приезжаю к матери и не вижу их, кажется, что я самого главного не сделал.


На съемках понял: театр и кино — разные вещи. В театре можно постоянно совершенствовать свою роль, добавлять краски. В кино несколько дублей сняли, и ты свободен. Хочешь что-то переделать, а поезд-то ушел...


На площадке столько людей, столько глаз! Нужно заплакать, а ты в это время слышишь шорох, поворачиваешься и понимаешь — испортил дубль.


Ощущения совсем другие. Например, по сюжету Хамитьян вступается за девушку, к которой на вокзале пристают хулиганы. И его убивают. Режиссеру нужен был туман, поэтому снимали в четыре часа утра. Три часа я лежал на холодном топчане в железнодорожном вагончике, облитый кетчупом. От меня требовали: «Глаза не моргают... Сердце не дышит!». Трудный, но интересный опыт.

Семейный подряд

— Помню, в детстве мама ни свет ни заря уходила на ферму, а когда возвращалась, шли вместе на поле выполнять план по уборке свеклы и моркови, — продолжает Фандиль Аксанович. — Успевал приглядывать за скотиной, делать уроки. Чувствовал себя мужчиной.


Брат хоть и был старше меня на пять лет, но я вымахал ростом под два метра. Поэтому заступался за него — маленького и щуплого. С четвертого класса изучал разные приемчики, поэтому и прозвище ко мне приклеилось Фандиль-карате.


Все было в его жизни предо­пределено. Ни один концерт в деревне Тазиево Илишевского района не проходил без участия Фандиля. Выучился в Стерлитамакском культпросветучилище. После службы в армии на Семипалатинском ядерном полигоне работал художественным руководителем клуба. И к нему, диск-жокею, приходила на танцы вся округа.


Когда в Туймазах открыли театр Ильяс Гареев, когда-то преподававший в Стерлитамаке, собрал всех своих «птенцов».


Театр для Мухаметдинова — это жизнь. С ним связано все. Супруга и старший сын Ильгизар (у Фандиля трое детей) тоже работают с ним. Смеется: «У нас семейный подряд».


— Ильяс Гареевич наставлял: в театре нет актеров, осветителей, гримеров. Мы — команда. Если кто-то не сработает на все сто процентов, цепочка порвется, и поставленная цель не будет достигнута, — продолжает разговор Фандиль Аксанович. — Успех не столь важен. Главное, ответить на вопрос — смогу или не смогу осилить Войницкого в «Дяде Ване» Чехова, шекспировского Петруччо или героя драмы «Всеми забытый», в которой у меня сразу три разнохарактерных образа... Каждую роль надо прожить, в шкуру героя залезть, его глазами на людей посмотреть — иначе зритель не поверит. И чтобы в каждой осталась загадка, недосказанность.


Работаю не ради денег, славы, корысти, а ради удовольствия. Мне нужно, чтобы те 200 человек, которые сегодня купили билет на спектакль, ушли из театра с просветленной душой.


Позади 27 театральных лет. Были времена, когда на гастролях в зале не хватало места. Разразился кризис — народ забыл про нас, но потом снова вернулся. Сейчас на дворе эпоха интернета. Но я чувствую, как надоела людям эта искусственность. Вот почему у нас аншлаг. Стулья приходится ставить в проходах. Это приятно. Не на картинку в телефоне смотреть, а на живого человека! Почувствовать токи, исходящие от него, увидеть, как горят его глаза. Заплакать и засмеяться. Это гораздо интереснее и важнее.


Зрители уходят с добротой в сердце. Значит, не зря выступаем. Им нужны красота, душевное равновесие, они хотят получить ответы на какие-то вопросы. Глядя на актеров, они стараются понять себя. Заметил в зрительном зале человека, который уже восьмой раз приходит на «Легионера» с букетом роз. Он сказал, что каждый раз открывает что-то новое. В спектаклях «Запах полыни» и «Легионер», где я прощаюсь и ухожу навсегда, из зала такая энергия идет! Кожей чувствую, что у каждого зрителя комок в горле стоит.


Актерский состав у нас замечательный. У каждого своя черта характера, свой шаг, порыв. Педагоги учили нас работать не для себя, а для партнера. Если полностью не отдашься ему, и тебе отдачи не будет.

Хочется глубины

Мухаметдинов работы не боится. В молодости два года коров доил, был лучшим дояром Илишевского района! Трудился комбайнером, администратором и монтировщиком в театре. Девять лет возил артистов на гастроли. Приедет на место, поставит автобус в тенечке, а потом переоденется и — на сцену!


Киношникам каждый день подавали макароны, рис и гречку. Ильяс Гареевич Гареев, который тоже снимался в этом фильме, знал, что Фандиль одно время работал шеф-поваром в ресторане, вот и предложил: «Давайте Фандиля в столовую определим». И ничего, справился Мухаметдинов. Однажды увидел капусту на школьных грядках, голубцы приготовил.


— Не выношу несправедливости по отношению к людям, — категоричен артист. — Молчать нельзя, чтобы не думал потом: «Почему не заступился за человека?».


Когда в последний раз плакал? Да каждый день, когда кино смотрю. Супруга удивляется: «Что там такого нашел?» А у меня все в душе переворачивается, когда вижу на экране Михаила Ульянова, Георгия Жженова. А Богдан Ступка в фильме «Тарас Бульба» — это ж такая сила, такая мощь! Сейчас одни дешевые сериалы идут, а хочется глубины. Вот и я в меру сил стараюсь соответствовать.

Опубликовано: 11.06.19 (09:37) г. Туймазы
Статьи рубрики Культура
Фазлетдин Ислахов, Азат Мухтаруллин и Зиля Каримова: рабочий момент в отделе художественного оформления издательства «Китап». 2012 год.    

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Республике проходит XXIX Международная акция «Башкортостан. Природа. Человек. Культура- 2019»
  • "Традиции и современность", выставка
  • В Уфе в последний день фестиваля «Сердце Евразии» выступил Эмир Кустурица со своей фолк-группой The No Smoking Orchestra.
  • «На этой площадке впервые собрались такое количество танцующих людей практически со всего города.

Вернуться