Газета «Республика Башкортостан»

С «сухим» двигателем — до Стерлитамака и обратно

Почему игнорируется уникальный опыт уфимских предпринимателей?

Продлить жизнь двигателю своего грузовика мечтает каждый хозяин.
Продлить жизнь двигателю своего грузовика мечтает каждый хозяин.
версия для печати
Продлить жизнь двигателю своего грузовика мечтает каждый хозяин.

«Москвич» сгнил, а мотор как новенький

Эта история вполне может пополнить коллекцию фактов из раздела «очевидное — невероятное». Почти двадцать лет назад мой коллега Ирек Сабитов рассказал о ней в одной из центральных газет, но публикация осталась как бы незамеченной. У нас в стране так часто бывает: полезный, инновационный опыт, рожденный дома, а не «за бугром», не замечают, хоть ты тресни. Да и устанешь внедрять такой опыт. Не дадут это сделать написанные полвека назад инструкции, ГОСТы и СНИПы, если начнешь их ломать, себе же дороже будет.


Сюжет простой. Два уфимских предпринимателя — отец Фарит и сын Тимур Бикмухаметовы — обработали специальным составом мотор автомобиля «Москвич-2141», затем слили из него масло и с сухим картером проехали до Стерлитамака. Потом в таком же «сухом» режиме вернулись в Уфу. Естественно, среди пассажиров-наблюдателей был и журналист. Факт невероятный! По силе интриги он превосходит различные модные сегодня темы цифровизации, ибо цифровизация, как говорят специалисты и ученые, это понятие туманное, а если честно, не что иное, как обычная автоматизация, только более масштабная. Вот что рассказал о результатах поездки в Стерлитамак Фарит Бикмухаметов:


— На нашем предприятии тот «Москвич-2141» эксплуатировался в течение 12 лет и был списан из-за полного износа кузова. А двигатель, обработанный по РВС-технологии, проехал без каких-либо ремонтных работ 250 тысяч километров, хотя ресурс его — 90 тысяч километров до капитального ремонта. При этом на момент списания двигатель имел компрессию на уровне паспортной. Была постоянная 10-процентная экономия бензина, масло в двигателе менялось через 10 тысяч километров, при этом добавки масла за этот период не требовалось. После разборки двигателя часть гильзы была отдана на анализ твердости и состояния поверхности в Институт проблем сверхпластичности металлов в Уфе. Анализ подтвердил наличие на внутренней поверхности детали образования металлокерамического слоя, который обеспечивает достижение необходимых параметров работы двигателя по компрессии и расходу ГСМ. Этот пример мы приводим не для того, чтобы рекомендовать езду без масла, а для того, чтобы показать возможности новинки.

Наука у семи нянек

История с «Москвичом-2141» уходит в глубь земных недр. Буквально. В конце 90-х в УГНТУ приехал из Санкт-Петербурга бизнесмен Никитин, имевший хорошие связи с учеными Северной столицы, и показал препарат, повышающий износостойкость металлов. Он предложил провести эксперимент на одном из уфимских нефтеперерабатывающих заводов. Там ответили отказом.


Препарат, как рассказал Никитин, был разработан учеными, которые в течение 20 с лишним лет наблюдали за бурением Кольской сверхглубокой скважины. На этот уникальный объект, вошедший в Книгу рекордов Гиннесса, тогда, в 1970 году, были направлены руководством СССР лучшие научные кадры Академии наук страны и нескольких отраслевых НИИ.

Из истории сверхглубокого бурения

Бурение Кольской скважины вынужденно прекратили в 1992 году из-за неоднократных серьезных аварий. Тем не менее сверхглубокая преподнесла науке множество неожиданных открытий. Надо сказать, произошло это благодаря конкуренции СССР и США. Как и большинство глобальных проектов, идея пробурить верхнюю оболочку Земли возникла в 1960-х, в разгар космических полетов и веры в безграничные возможности науки и техники. Американцы задумали ни много ни мало пройти скважиной всю земную кору и получить образцы пород верхней мантии. Представления о мантии тогда (как, впрочем, и сейчас) строились лишь на косвенных данных — скорости распространения сейсмических волн в недрах, изменение которой интерпретировалось как граница слоев горных пород разного возраста и состава. Ученые считали, что земная кора похожа на бутерброд: сверху молодые породы, снизу — древние. Однако лишь сверхглубокое бурение могло дать подлинную картину строения и состава внешний оболочки Земли и верхней мантии. В 1958 году в США появилась программа сверхглубокого бурения «Мохол». Это один из самых смелых и загадочных проектов послевоенной Америки. Как и многие другие программы, «Мохол» был призван обогнать СССР в научном соперничестве, установив мировой рекорд в сверхглубоком бурении. Название проекта состоит из первой части слова — фамилии хорватского ученого Мохоровичича, который выделил поверхность раздела между земной корой и мантией — границу Мохо, и «hole», что по-английски значит «скважина». Создатели программы решили бурить в океане, где, по данным геофизиков, земная кора значительно тоньше, чем на материках. Надо было спустить трубы на несколько километров в воду, пройти 5 километров океанского дна и достичь верхней мантии.


В апреле 1961 года у острова Гваделупа в Карибском море, где водная толща достигает 3,5 километра, геологи пробурили пять скважин, самая глубокая из них вошла в дно на 183 метра. По предварительным расчетам, в этом месте под осадочными породами ожидали встретить верхний слой земной коры — гранитный. Но поднятый из-под осадков керн содержал чистые базальты — эдакий антипод гранитов. Результат бурения обескуражил и в то же время окрылил ученых, они стали готовить новую фазу бурения. Но когда стоимость проекта перевалила за 100 млн долларов, конгресс США прекратил финансирование. «Мохол» не ответил ни на один из поставленных вопросов, но показал главное — сверхглубокое бурение в океане возможно.


С тех пор мир «заболел» сверхглубоким бурением. К середине 1980-х годов результаты морского бурения подтвердили теорию тектоники плит. Геология как наука родилась заново. Тем временем Россия шла своим путем. Интерес к проблеме, разбуженный США, вылился в программу «Изу­чение недр Земли и сверхглубокое бурение», но не в океане, а на континенте. Речь шла о недостижимых ранее глубинах — более 15 километров. В 1962 году Никита Хрущев утвердил эту программу, хотя руководствовался он скорее политическими мотивами, нежели научными. Ему не хотелось отстать от США.


Возглавил вновь созданную лабораторию при Институте буровой техники известный нефтяник доктор технических наук Николай Тимофеев. Ему было поручено обосновать возможность сверхглубокого бурения в кристаллических породах — гранитах и гнейсах. На исследования ушло четыре года, и в 1966 году эксперты вынесли вердикт: бурить можно, причем необязательно техникой завтрашнего дня, достаточно того оборудования, что уже есть. Главная проблема — жара на глубине. Надо было искать место, где недра не столь горячи…


Такое место нашли — древний кристаллической щит Кольского полуострова. Отчет, подготовленный в Институте физики Земли, гласил: за миллиарды лет своего существования Кольский щит остыл, температура на глубине 15 километров не превышает 150ºС. А геофизики подготовили примерный разрез недр.


Наши нефтяники знают, что такое сверхглубокое бурение. Колонна труб тончайшей нитью пронизывает глубины недр. Как ею управлять? Бур — это железный цилиндр с зубьями из алмазов или твердых сплавов. Такая коронка вгрызается в породы и вырезает тонкий столбик — керн. После бурения каждых 8 — 10 метров многокилометровую колонну труб приходилось полностью поднимать наверх. Спуск и подъем занимали 18 часов. Алмазный бур изнашивался. И вот при одной из таких выемок проходчики удивились — бур не имел признаков износа. Наоборот, он даже обрел необычное новое покрытие. Наблюдения были занесены в отчеты. Геологи определили, что бур как раз проходил через слой породы, который состоял из минералов-серпентинитов. Вроде бы ничего особенного, ведь их на Урале много, залегают открыто. Немало их встречается, как сказали в Уфимском институте геологии АН, и недалеко от Белорецка. Но там, в глубине недр, где высокие температуры и давление, произошло то, что бур обрел иную невероятную прочность.


Вот эти минералы и послужили основой для разработки препарата, удлиняющего жизнь моторов, с которым приехал в Уфу тот самый Никитин. Он пробыл некоторое время в УГНТУ, на механическом факультете, где учился Тимур, сын Фарита Бикмухаметова. Студент рассказал дома о госте из Петербурга, отец, как человек пытливый и неравнодушный ко всему полезному, опытнейший производственник, познакомился с Никитиным, приобрел небольшую партию продукции. Руководители нефтеперерабатывающих заводов отнеслись тогда к предложению ученых УГНТУ и Никитина равнодушно — не захотели платить.


Вообще, печальна вся история, связанная со сверхглубокой Кольской: была принята целая государственная программа, потрачены бешеные деньги из бюджета, мы опередили по изучению недр другие страны, сделали немало открытий — фундаментальных и прикладных, а дальше программа остановилась, цепочка от науки до внедрения рассыпалась. Сегодня то же самое: наука как дитя у семи нянек, до конвейера ее открытия не доходят. Свидетельством тому одинокие попытки Фарита и Тимура Бикмухаметовых достучаться до тех, кто обязан принимать государственные решения.

Выжимать дивиденды любой ценой — признак дикости

Отказ менеджмента уфимских НПЗ от предложения ученых — яркое свидетельство того, что в конце 90-х они не были рыночниками и о том, чтобы положить на лопатки конкурентов, не помышляли.


— Во времена дикого капитализма владельцы предприятий зачастую становятся далеки от истинного производства из-за сомнительного происхождения капитала, понятие «экономия» у них исчезло, — негодует Фарит Бикмухаметов. — Они любыми путями выжимают дивиденды, неуверенные в своем завтрашнем дне, «куют бабки» любыми путями, но далеко не благодаря снижению затрат на производстве. А снижать затраты нужно, благо современные достижения, а некоторые и советских времен, позволяют это успешно сделать. Одна из таких технологий — применение специальных составов из минералов-серпентенитов. К сожалению, широкого применения в стране она еще не нашла. Добавляя их в систему смазки агрегата, станка, двигателя и трансмиссии автомобиля, мы улучшаем тактико-технические характеристики агрегатов. Снижается потребление электроэнергии, восстанавливается изношенная поверхность деталей, снижаются вибрация и шум работы механизма. Мы этой технологией занимаемся с 2000 года. Внедряем в Уфимском моторостроительном объединении, «Газпроме», «Востокнефтезаводмонтаже», на транспортных предприятиях. Там убедились в эффективности этой технологии, прибыль значительно превысила затраты.


Для подтверждения вышесказанного он приводит примеры. В феврале 2001 года на «Соде» в порядке эксперимента обработали редуктор СД-50 привода известковой печи. Редуктор был в очень запущенном состоянии — сильная вибрация, повышенный шум — более 25 единиц. После обработки шум и вибрация в контрольных точках снизились до двух единиц. По словам заказчика, редуктор должен был быть либо капитально отремонтирован, либо заменен на новый. Несмотря на положительный результат, заказчик отказался обработать другие редукторы, хотя на предприятии эта проблема стоит очень остро.


В марте 2005 года Бикмухаметов попросил заказчика сделать полную ревизию редуктора. Комиссия признала его состояние работоспособным, и эксплуатировали редуктор еще несколько лет.


Другой пример. На Уфимском моторостроительном объединении было обработано несколько сотен станков и отдельных узлов станочного оборудования. Так, был восстановлен шпиндельный узел станка РН-67. Работу выполнили в течение двух недель, обошлась она заказчику в 23,6 тыс. рублей. На другом таком же станке данный узел был отправлен на завод-изготовитель. Ремонт проводился в течение восьми месяцев и обошелся заводу в 643 тыс. рублей. Было обработано еще несколько станков. Так, в 2008 году, по данным отдела главного механика УМПО, экономия за счет внедрения этой технологии составила почти 2,5 млн рублей.
Опыты, проведенные на «Соде», в УМПО, на предприятии «Газпрома» так и остаются пока опытами.

Министерский «футбол»

У 70-летнего предпринимателя Фарита Бикмухаметова советского стажа в должности руководителя гораздо больше, чем рыночного, предпринимательского. Для него понятие «бережливая экономика» — основа основ. Кстати, известный во всем мире скряга Джон Рокфеллер пожал бы Фариту Абдулсаматовичу руку и выписал пожизненную премию за настойчивость во внедрении препарата, повышающего износоустойчивость механизмов. А в уфимских кабинетах он чаще слышит «нет».


— В Уфе сотни, если не тысячи, единиц муниципального транспорта, вот бы весь парк техники обработать нашим составом, какая бы экономия бюджетных средств была! — вздыхает предприниматель. — Предлагал. Не хотят.


С этим предложением в прошлом году он обратился к экс-премьер-министру Р. Марданову, к письму приложил заключения специалистов «Соды», УМПО. Марданов поручил экс-зампремьеру Е. Гурьеву, тот — министру промышленности и инновационной политики А. Карпухину. Последний направил запрос в администрацию Уфы. Оттуда ответили, что администрация не наделена полномочиями обязывать подведомственные предприятия использовать ремонтно-восстановительные составы. Предпринимателю предложили обратиться напрямую на автобазы. Он так и сделал. Однако там сказали «нет», мол, без команды из администрации ничего сделать не могут. Круг замкнулся.


Бикмухаметов из тех людей, которые никогда не сдаются. Он выбрал другое ведомство, где много всякой техники, — минсельхоз республики. Пошел вначале по нижним кабинетам, средним, попал на прием к замминистра и везде опять услышал «нет». Добился встречи с и. о. зампремьер-министра, министром сельского хозяйства РБ Ильшатом Фазрахмановым. Слухи о том, что он поддерживает передовые идеи, подтвердились: был созван научно-технический совет министерства, на котором решили заняться тестовыми испытаниями двигателей «КамАЗов». Ни в одном кабинете никто не сказал «нет». После первых же испытаний состава на основе серпентенитов компрессия в моторах повысилась.

Опубликовано: 23.05.19 (09:10)
Статьи рубрики Наука
  Школьник учит робота собирать кубик Рубика.  

Написать комментарий

Ринат Файзрахманов2019-05-27 15:19:01
Связаться с героем публикации Фаритом Абдулсаматовичем Бикмухаметовым, ген. директором ООО "Бик" можно по адресу: bik-fa@yandex.ru
Флорит Шарипов2019-05-27 08:44:34
Доброго дня !Как связаться с предпринимателем (Фаритом Абдулсалматовичем),будьте добры,передайте ему адрес моей эл.почты. Очень заинтересовало!
Гумар2019-05-26 14:47:48
Где у кого можно купить чудо добавку?
алексей2019-05-24 06:06:09
где можно купить ваше полезное новшество
Иван2019-05-23 10:12:56
Что же за препарат такой?

AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • В Уфе, 22 июня, в 7.00 часов на Сергиевском кладбище Уфы прошла акция «Вспомним всех поименно». Мероприятие состоялось во второй раз в рамках проекта «Незабытые имена».
  • 21 июня в уфимском Конгресс-холле «Торатау» врио Главы Башкортостана Радий Хабиров выступил на заседании Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе (ПФО), посвящённом экологической тематике.
  • Из-за брошенных во дворах автомашин не могут подобраться вызванные к месту спецслужбы, а детям негде играть

Вернуться