Газета «Республика Башкортостан»

«Журавлиную песнь» не заглушили артобстрелы

Ровно 75 лет назад на сцене уфимского театра оперы и балета впервые танцевали «Журавлиную песнь»

Н. Анисимова, Ф. Гаскаров и Л. Степанов.
Н. Анисимова, Ф. Гаскаров и Л. Степанов.
Автор: Дмитрий ЕФРЕМОВ
Фото: из семейного архива Г. Аиткуловой, дочери Файзи Гаскарова
версия для печати
Н. Анисимова, Ф. Гаскаров и Л. Степанов.

Из сводки Совинформбюро

«В течение 2 мая на фронтах существенных изменений не произошло.

В ночь на 2 мая авиация дальнего действия произвела массированный налет на железнодорожный узел Львов и подвергла бомбардировке скопление воинских эшелонов противника. Все наши самолеты вернулись на свои аэродромы.

* * *

Юго-восточнее города Станислав противник на отдельных участках предпринимал атаки, пытаясь нащупать слабое место в советской обороне. Все атаки немцев отбиты.

* * *

Южнее города Тирасполь подразделения Н-ской части вели боевую разведку и выбили немцев из окопов передней линии обороны. Попытки противника восстановить положение успеха не имели. Наши бойцы отразили вражескую атаку и уничтожили до 400 немецких солдат и офицеров.

А в Уфе 2 мая 1944 года смотрели первый национальный балет «Журавлиная песнь», в котором воспевали любовь и свободу.

Прольется еще много крови, но люди уже поверили в победу, в мирную жизнь.

Сухой газетной строкой

В газете «Красная Башкирия» 28 апреля 1944 года вышла корреспонденция постановщика спектакля балетмейстера Нины Анисимовой:


«Башкирский театр оперы и балета готовит новый спектакль-балет «Сынграу торна» («Журавлиная песнь»), в трех актах, музыка Исмагилова — Степанова, либретто заслуженного деятеля искусств Гаскарова. Это будет первый башкирский национальный балет, поставленный на основе богатого народного фольклора.


В старинной фантастической легенде, прекрасно использованной либреттистом и положенной в основу балета, рассказывается о священных птицах — журавлях и о больших человеческих чувствах, противостоящих злу и людскому бессердечию. Композиторы Степанов и Исмагилов, усугубляя стиль национальной музыки, развивая героико-эпические традиции башкирского искусства, безусловно, вносят большой вклад в музыкальную культуру Башкирии.


Большой трудностью для балетмейстера представляется сочинение танцевальной формы птицы (после такого шедевра балетного искусства, как «Лебединое озеро»). Образ птицы решается в классическо-пластическом плане. В широких взмахах крыльев, в остро сложенных руках причудливо сплетают свои хороводы журавли вокруг действующих лиц.


Образ нежности, хорошей душевной ясности несет в себе героиня спектакля Зайтунгуль. Юмагул — образ народного героя. Арсланбай — тип отрицательный, богатый жених, золотом покупающий себе в жены Зайтунгуль. И, наконец, четвертый персонаж балета — отец Зайтунгуль, хитрый, жадный старик, торгующий своей дочерью, это образ гротескно-комический, построенный на народном танцевальном фольклоре.


Большой интерес представляет второй акт балета, изобилующий народными танцами, сценами и обрядами».

Посвятил Зайтуне Насретдиновой

Премьера балета произошла на три года позже, чем изначально планировалось
В 1941 году в Москве должна была пройти Декада башкирского искусства. Задача перед организаторами в 1940 году стояла непростая. Башкирский театр драмы в столице видели не раз. А другие творческие коллективы были очень молоды. Театр оперы и балета родился в 1938 году, чуть позже появились филармония и ансамбль народного танца под руководством Файзи Гаскарова. В репертуаре только несколько классических балетов. Вряд ли этим поразишь Москву.


И молодой балетмейстер Файзи Гаскаров, член художественного совета при управлении искусств СНК БАССР, предложил в связи с этим дерзкий проект: надо везти в Москву свой, национальный, балет. И обязался сам написать к нему либретто. Идею поддержали. В конце 1940 года либретто «Журавлиной песни» было утверждено художественным советом. На последнем обсуждении было высказано немало мнений, в основном доброжелательных. Так, художественный руководитель и дирижер театра оперы и балета талантливый московский композитор П. М. Славинский сказал: «Как фабула, так и действия очень интересны. Остальное зависит от композитора, поэтому либретто приемлемо».


Либретто Файзи Гаскаров посвятил никому не известной тогда выпускнице Ленинградского хореографического училища Зайтуне Насретдиновой. Ее он нашел в далеком 1934 году в одной из деревень и увез вместе с группой других талантливых башкирских ребятишек в Ленинград учиться профессиональному танцу. Именно ее Файзи Адгамович видел исполнительницей главной роли в своем балете — Зайтунгуль. Другой его любимый талантливый ученик Халяф Сафиуллин — Юмагул. Вожак журавлей — Нинель Юлтыева, тоже выпускница Ленинградского техникума, где группой учащихся нацменов два года руководил Ф. Гаскаров. Сам Файзи 2 мая 1944 года исполнил партию Арсланбая. Впоследствии, уже будучи звездами балета, народная артистка СССР З. Насретдинова и ее муж народный артист БАССР и РСФСР Х. Сафиуллин поздравительные открытки в адрес Файзи Адгамовича всегда подписывали: «Твои дети Халяф и Зайтуна».

Завоёванная Москва

Декада башкирского искусства в Москве в мае 1955 года все же состоялась — с третьей попытки. Искушенным московским зрителям была представлена обширная программа. Но ее гвоздем несомненно стала «Журавлиная песнь».


Газета «Известия» 2 июня 1955 года публикует статью главного балетмейстера Большого театра СССР заслуженного артиста РСФСР Л. Лавровского.


Маститый автор пишет: «Коллектив башкирского балета молод. Он организован семнадцать лет назад. Несмотря на это, можно с удовлетворением отметить большие успехи, которые демонстрируют в Москве его талантливые артисты. По профессиональному уровню, владению техникой классического танца и чувству ансамбля башкирский балет является одним из лучших советских периферийных коллективов».


И далее: «В этих спектаклях и особенно в «Журавлиной песне» со всей силой ощущаются неувядаемая молодость и красота русского классического танца, обогащаемого элементами национальной хореографии». Лавровский похвалил исполнителей главных ролей З. Насретдинову и Х. Сафиуллина, отметил молодую артистку М. Тагирову, гибкую и пластичную, хорошо исполняющую партию журавля — вожака птичьей стаи. Как пишет главный балетмейстер страны, «танцы журавлей являются одними из лучших в спектакле. Рисунок танцев запоминается, их композиция проста и одухотворенна. Кордебалет Башкирского театра исполняет их слаженно и технически стройно».


А вот что писал в другой центральной московской газете знаменитый Асаф Мессерер, народный артист СССР, лауреат двух Сталинских премий, в статье под названием «Народная легенда в балете»:


«С интересом знакомятся московские зрители со старинными обычаями, играми и обрядами башкирского народа, умело вплетенными в сюжетную ткань спектакля. Во втором действии, например, мы видим сценическое воплощение старинного народного обычая — состязания джигитов за право взять в жены себе девушку: тут и стрельба из лука, и борьба, и перетягивание. Обрядовые игры и яркая по колориту развернутая хореографическая сцена исполняются в этом акте артистами ансамбля народного танца Башкирской государственной филармонии».


Подчеркивая большую роль в становлении башкирского балета педагогов Ленинградского хореографического училища, Мессерер пишет: «Это позволяет судить об исполнительском мастерстве башкирских гостей без всяких скидок, предъявляя к ним те же требования, что и к артистам наших лучших балетных театров».


После декады в Москве, ставшей настоящим триумфом искусства Башкирии, многие артисты были удостоены высоких званий. Зайтуна Насретдинова стала первой и до сих пор единственной среди артистов балета республики народной артисткой СССР. А Файзи Гаскарову было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Десятилетия спустя

Прошло 75 лет со дня первой постановки «Журавлиной песни». Она пережила пять редакций, но по-прежнему занимает особое место в репертуаре театра.


Хотя стоит, наверное, поднять значение этого культового произведения до символа нашего театра оперы и балета. У Московского художественного театра есть «Чайка», которая отражена во всей стилистике этого театра — от занавеса до документов. У нас же таким символом мог бы стать образ журавля. Кстати, на афишах балета, с точки зрения исторической справедливости и по логике грамотного маркетинга, хотелось бы видеть не только фамилии двух композиторов, но и всех участников создания первой постановки балета, прежде всего Ф. Гаскарова и Н. Анисимовой, чего сейчас, к сожалению, не наблюдается.


Также было бы правильно, учитывая современные патриотические тренды, если бы театр начинал свой очередной творческий сезон именно этим национальным спектаклем.


И, конечно же, в честь этого легендарного балета — символа искусства Башкортостана — надо установить на площадке перед театром, которая сегодня не оформлена и пустует, памятную композицию о первой премьере «Журавлиной песни». Центром композиции должны стать образы первых исполнителей главных партий в этом балете — Зайтуны Насретдиновой и ее мужа Халяфа Сафиуллина. К сожалению, их заслуги перед городом и республикой до сих пор не отмечены ни памятником, ни мемориальной доской, ни названием улицы. Хотя они этого достойны.

Опубликовано: 02.05.19 (09:08)
Статьи рубрики Cоциум
Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова вручила награды отличившимся семьям.   Записываться на диспансеризацию не нужно, достаточно выбрать удобный для себя день.  

Написать комментарий


AHOHC
AHOHC
18.12.18
Радий Хабиров обратился с Посланием Государственному Собранию – Курултаю Башкортостана

Жители Китая больше узнают о Республике Башкортостан
08.10.13
Как оформить электронную подписку на газету

Cостав Общественной палаты Республики Башкортостан

  • На выставке представлены картины женщин, которые не являются профессиональными художниками, а начали писать во время беременности или рождения ребенка. Всего для участия в проекте было прислано более 600 работ, из которых выбрали 212 картин.
  • "Музыка французских и башкирских композиторов", концерт
  • В Уфе прошло выездное заседание рабочей группы Госсовета РФ по направлению «социальная политика»
  • "Ирина Гатина-Обрусник", выставка

Вернуться